THE BEATLES  Birthday Number 9

Если фан-сцена продолжит развиваться такими темпами, то на десятый день рождения Beatles.ru уже сейчас можно смело заказывать билеты.

Что-то на свете определенно меняется к лучшему. В начале 90-х мне довелось присутствовать на первых, как бы сейчас сказали, "cover-parties" с музыкой Beatles. Некоторые из них даже проходили в залах небольших ДК или кинотеатров (большая же часть - по полуподвальным красным уголкам), но общей чертой этих мероприятий до конца XX века была вызывающая кустарность. Дешевые гитары восточноевропейского производства, настройки струн и усилителей едва ли не после каждой песни, полусамодельные ударные установки и микрофонные стойки из лыжных палок с "автобусными" микрофонами на них... Ностальгия, ностальгия. Время, однако, идет, и уровень подобных "трибьютов" медленно, но неуклонно растет. Басисту созданной с серьёзными намерениями кавер-группы уже недостаточно, скажем, "просто" виолин-баса "почти как у Пола" - надо непременно "Hofner", а лучше всего - винтажный "Hofner".
Cерьезные намерения вознаграждаются. Вдруг оказалось, что нет ничего невозможного, и вот уже несколько отечественных кавер-бэндов успели засветиться на легендарной "Beatles-Week" в Ливерпуле. Настала пора представить этих героев и "родной аудитории" - по возможности всех и сразу.

Ресурс www.beatles.ru отличается довольно запутанной навигацией. Мне всегда трудно было отыcкать там что-либо, кроме форума. Тем не менее, интернет-объединение российских поклонников Beatles всегда умело привлекать под свои знамена все новых персонажей и проводить более чем успешные фан-клубовские мероприятия с обязательным исполнением живой музыки. На девятом году существования юбилейный смотр околобитловской песни и пляски собрал в стенах клуба "Б2" столько народа, что в зале было не протолкнуться, а стояние в очереди ко входу занимало в среднем 10-15 минут. Многочисленные "металлические" трибьюты, мода на которые пару-тройку лет назад просто захлестывала клубную сцену Москвы, и рядом не валялись. Тем более, что мало кто из метал-хэдов на моей памяти брался отыграть целое отделение из песен своих кумиров. А если и брался, то на таком уровне, что... Молчи, грусть, молчи.

Справедливости ради надо сказать, что практически каждого отечественного интерпретатора наследия Beatles по молодости подстерегала опасность увязнуть по уши в ранних рок-н-роллах ливерпульской четверки. Да так среди них и сгинуть, не сделав решительного шага к более зрелым и сложным произведениям группы. Одно время фан-сцену заполняли однотипные группы-клоны с идентичным репертуаром и музыкантами, кочевавшими из состава в состав. По счастью, эта порочная практика постепенно уходит в прошлое.

Beatween в начале своего выступления особого впечатления не производили. Форма одежды произвольная, сценографии никакой, репертуар - те же битловские рок-н-роллы с первых пяти альбомов, что и у массы других подобных групп... Какой контраст с их давним выступлением на том же фестивале! Но вот команда урезала громоподобную "Helter Skelter" - дело тут же пошло на лад. Как полезно порой выбраться за пределы жестко очерченного круга песен!
Вырвавшись на просторы позднебитловского репертуара, команда на едином дыхании исполнила "Come Together", "Something", "I've Got A Feeling", "One After 909" и "Get Back". Сюрпризы продолжились, когда барабанщик Beatween выбрался к микрофону, повесив на шею фотоаппарат, а его место занял Дмитрий Юрченко, гитарист также заявленных в программе Heartbeat. В таком составе был сыгран сольный хит Ринго Старра "Photograph". По возвращении барабанщика на место Юрченко взялся за гитару. Зазвучала "Handle With Care" из репертуара Traveling Wilburys. А завершилось выступление распеванием "Roll Over Beethowen", где каждый из музыкантов и спел по куплету, и сыграл соло на своем инструменте.

Паузу между выступлениями заполнил Олег Чилап, спевший под акустическую гитару "The Luck Of The Irish" Джона Леннона.
Перед началом сета Heartbeat лидер группы, уже появлявшийся на сцене Дмитрий Юрченко, предупредил, что песни Beatles группой исполняться не будут. К оттоку публики из зала это, правда, не привело, ибо Heartbeat на высоком уровне исполняют песни многочисленных современников Beatles вроде Manfred Mann ("Do Wah Diddy Diddy"), Kinks ("Waterloo Sunset"), Zombies ("Time Of The Season") и Who ("I Can't Explain"). Сейчас Дмитрий окончательно стал похож на Рэя Дэвиса и Стива Мэриотта одновременно, так что представить себя в центре "свингующего Лондона" середины 60-х под музыку Heartbeat можно было без особых трудов.

Во время выноса на сцену и монтажа дополнительной ударной установки экспресс-аукцион в пользу детей-инвалидов. Особенно острая борьба развернулась за виниловые "Yellow Submarine" и "Let It Be Naked".

Puttin On The Beatles Style с их сверкающими баянами и обилием перкуссии публика сперва встретила настороженно. Известное дело, фанаты - народ в известной степени консервативный. Однако инструментальные версии "I Will", "Blackbird" и "Word" сумели расположить к музыкантам даже самых последних скептиков. А уж под "We Can Work It Out" и "I Feel Fine", где вокальные линии превратились в трассирующие гитарно-басовые риффы, начались танцы - едва ли ни более отвязные, нежели во время выступлений предыдущих команд.
Все-таки хорошее качество для настоящего музыканта - делая свою версию известной песни, найти тот стиль, что, как говорится, "на нее смотрит". Изначально несущая изрядный заряд сентиментальности "Martha My Dear" в умелых руках Puttin' On The Beatles Style превратилась в самый настоящий французский шансон, чуть прикантрованная в оригинале "I Just See The Face" - в залихватские деревенские пляски, а "Day Tripper" - в ломовой стадионный рок с обязательным соло на ударных (тут оторвались оба барабанщика команды). Интересно, что будет, если Puttin' когда-нибудь запишут этот номер с вокалом Дэвида Кавердейла?
Звездой выступления была баянистка Оксана Кроткая - в противоположность фамилии гиперэнергичная девица с хулиганской улыбкой, носившаяся по сцене со своим инструментом, как ураган. Кстати говоря, баян - чрезвычайно "симфоничный" инструмент, если правильно пользоваться его возможностями. В "Back In USSR" меховые монстры ревели самыми настоящими самолетными турбинами.

Достойным завершением вечера стал сет Dans Ramblers. Как и Beatween, "датские бродяги" решили не зацикливаться на одних лишь ранних рок-н-роллах Beatles, и после обязательной программы из "Rock'n'roll Music", "All My Loving", "A Hard Day's Night", "You Gonna Loose That Girl" и "Night Before" исполнили, в частности, "The Long And Widing Road". В том варианте, который "naked", но тоже неплохо звучит. Такого накала страстей, как в предыдущем отделении, понятное дело, уже не случилось, - и время позднее, и игра знакомых песен "один в один" после шквального шаманизма Puttin' уже особого впечатления не производит, - однако завершить песенно-танцевальный марафон на высокой ноте парням удалось.

Если фан-сцена продолжит развиваться такими же темпами, то на десятый день рождения Beatles.ru уже сейчас можно смело заказывать билеты. Даже на те места, с которых можно звенеть драгоценностями.

09.02.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

THE BEATLES

Вечер 6 июля 1957 года. Ливерпуль. После выступления любительской скиффл-группы The Quarryman в саду приходской церквушки района Вултон гитарист бэнда Джон Леннон (09.10.1940) познакомился с...

Подробности из жизни:

Вечер 6 июля 1957 года. Ливерпуль. После выступления любительской
скиффл-группы The Quarryman в саду приходской церквушки района Вултон гитарист
бэнда Джон Леннон (09.10.1940) познакомился с зашедшим на огонёк Полом
МакКартни (1806.1942). Этот парень так впечатлил Джона своей игрой на гитаре,
что тот принял его в состав группы.
В 1958 году к ансамблю присоединился ещё один гитарист - Джордж Харрисон
(25.02.1943). Ещё через год группа обрела новое название - The Silver Beetles.
В составе появился приятель Джона Стюарт Сатклифф (23.06.1940), по настоянию
друга взявшийся за бас-гитару.
В 1960 году начался период интенсивных клубных выступлений и весьма авантюрных
гастрольных поездок. Периодически меняя ударников и аккомпанируя различным
вокалистам, ансамбль выступал в разных забегаловках и стриптиз-барах. За
барабанами в конце-концов утвердился Пит Бест (экс-Blackjacks, 1941), название
же трансформировалось в The Beatles - сочетание слов "beat" (ритм) и
"beetles" (жуки).…

Далее... →