SAXOPHONETTES  Дай пять!

Ясуаки Симизу и Saxophonettes не держат в составе ничего, кроме саксофонов. Но и этого, оказывается, вполне достаточно.

Убедительный ответ недавно выступившим в Москве трем басистам предложила Гнесинка: 10 и 11 октября здесь прошли концерты коллектива, который чаще можно увидеть в клубах, нежели на академической сцене - Ясуаки Симизу и Saxophonettes. Только саксофоны, и больше ничего.
Саксофонист Ясуаки Симидзу - один из наиболее экспортируемых современных японских музыкантов и композиторов. Известный широкой публике своим тандемом с рок-группой Mariah, музыкант в 1983 году запустил проект "Saxophonettes", с которым начал эксперименты в области джаза, авангарда, академической музыки. Попутно он работал над созданием музыки к кинофильмам и много гастролировал. Широко известны его записи, изданные в сотрудничестве с Bjork, Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto), Харуоми Хосоно (Haruomi Hosono), Пьером Баро (Pierre Barouh) и другими мировыми звездами. Тесно сотрудничает с Питером Гринуэем и пользуется большим доверием кинематографистов. Массовой публике Симидзу известен, во-первых, своими аранжировками Баха, а во-вторых - альбомом "Secret Squirrel", вобравшим в себя все актуальные стили и технические приемы в области небанальной аранжировки. Фьюжн в чистом виде.

Saxophonettes - ранее саксофонный квартет, а ныне - квинтет, ориентирущийся на концепцию, согласно которой основным музыкальным инструментом выступает не сам инструмент, а пространство, в котором он звучит.
В 2006 г. мэтр обновил Saxophonettes, пригласив в его состав молодых исполнителей. Во время гастролей по Европе группа демонстрирует программу, построенную на собственном материале Ясуаки Симизу, его авторские аранжировки произведений И.С. Баха, а также переложения традиционной национальной эфиопской музыки, построенные на пентатонике (пятизвучии), известной всему человечеству с тех пор, как оно стало использовать барабаны. Программа турне носит название "Пентатоника" - отсыл и к тематике концерта, и к составу группы.

С точки зрения структры, просто в силу уважения и признания опыта мэтра новая группа очень напоминает рок-команду с солирующим вокалом. Господин Симидзу на тенор-саксофоне не только держится на переднем плане - он "держит" основную основную мелодическую линию, а Рета Хигаси и Хироси Судзуки на двух баритон-саксофонах обеспечивают ведение "басовых" партий. Два тенор-сакса (Реко Эгава и Хирокадзу Хаясида) могут попеременно солировать, либо создавать причудливый эхо-эффект, играя "поверх" гармонической сетки, но чаще - продолжают вариации мэтра переливающимся двойным соло.
Стиль Ясуаки Симидзу очень театральный: он создает шумовые эффекты - вой ветра, свисток далеко прошедшего паровоза, звон колокольчика; отщелкивает клапаны, словно танцует невидимый степ. Интересно, что звук саксофонов - не резкй, не кричащий, а, скорее, какой-то задумчивый. Да и сам музыкант очень сдержан, спокоен и даже несколько углублен в себя, чего не скажешь о его молодых коллегах: увидев двух фотографов перед рампой, двое мальчишек немедленно начали корчить за спиной у мастера выразительные рожи, принимать картинные позы и делать "большие глаза".

В первой части концерта музыканты исполнили несколько композиций своего руководителя, а также первую сюиту Баха для виолончели. Аранжировки Баха - гордость Ясуаки Симидзу: еще в 1996-99 гг. он записал первое в мире исполнение на тенор-саксофоне "Сонаты и партиты для скрипки соло". А за "Музыкальную шкатулку Баха" господин Симидзу был удостоен главной музыкальной премии в Японии - "Золотой диск". Почти весь этот материал, кстати, записывался не в студии, а в подземных каменоломнях, шахтах и других необычных местах.
Что касается собственных пьес, то Ясуаки Симидзу - типичный постмодернист: жадно, словно играющий ребенок, он хватает в рот все лакомое, что может предложить ему богатый европейский стол, создавая эклектичные задумчивые композиции в духе этно-фьюжн. Строгие и вместе с тем - несерьезные: то тут, то там из чопорной мелоди вылезает хвост буги-вуги или чарльстона. Пожалуй, на сцене квинтет держался несколько сдержанно, однако вполне возможно, что такую форму выступления составу диктовал академический гнесинский зал.

13.10.2008, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)