С 1 января 2008 г. вступает в силу часть четвертая Гражданского кодекса РФ. Одновременно утрачивают силу специальные законы, регулировавшие сферу интеллектуальной собственности, в том числе Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" 1993 г. Чего ожидать от этих изменений? Если вы являетесь музыкантом, автором музыки, текста, сайта и так далее, либо используете в своей работе чужие произведения, а также хотели бы защитить свои права, эта информация - для вас.
Часть четвертая Гражданского кодекса РФ (далее - ГК) значительно более объемна, чем Закон 1993 года. Она содержит 327 статей и включает главы "Общие положения", "Авторское право", "Права, смежные с авторскими" и т.п.

Значительные изменения претерпела терминология, она стала сложнее, а в ряде случаев не всегда корректна.
К объектам авторского права по-прежнему отнесены произведения науки, литературы и искусства.
Срок охраны произведений составляет 70 лет после смерти автора. Как и ранее, предусмотрены случаи увеличения этого срока (посмертные публикации, война, репрессии, соавторство).
К объектам смежных прав в ГК отнесены исполнения артистов-исполнителей, фонограммы, сообщение передач организаций эфирного или кабельного вещания, а также (новое): базы данных и произведения, перешедшие в общественное достояние (в части охраны прав "публикаторов" таких произведений).
Исполнитель отныне признается "автором исполнения", и за ним закреплено право авторства. Введено понятие "служебное исполнение".
Владельцы прав на фонограммы теперь именуются "изготовителями фонограмм". Им принадлежат исключительные права на фонограмму, т.е. исключительные права на использование фонограммы любым не противоречащим закону способом. Перечень способов использования фонограммы является открытым. Установлено, что лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.
Правомочия теле- и радиокомпаний по распоряжению сообщениями в эфир и по кабелю передач существенно расширены: отныне телерадиокомпания получает исключительное право на воспроизведение вещания на любых носителях, а также путем записи в память ЭВМ, на публичное его исполнение и т. д.
Сроки охраны смежных прав по-прежнему составляют 50 лет с момента исполнения (изготовления фонограммы, сообщения радио- и телепередачи).

Исчезло понятие "авторского договора", что, конечно, не означает отмену исключительных прав на произведение. Вместо авторских договоров (договоров о передаче прав) в ГК введены лицензионный договор и договор об отчуждении исключительного права. Каждый из таких договоров может быть как возмездным, так и безвозмездным. При отсутствии в возмездном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его исчисления такой договор считается незаключенным.
По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право на использование произведения или объекта смежных прав в установленных договором пределах. Лицензия может быть неисключительной (с сохранением за лицензиаром права выдачи аналогичных лицензий другим лицам) либо исключительной (без сохранения такого права). По умолчанию лицензия признается неисключительной.
Установлено, что в возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или объекта смежных прав или порядок исчисления такого вознаграждения. Выплата вознаграждения лицензиару может быть предусмотрена в договоре в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. Предусмотрено право на односторонний отказ лицензиара (правообладателя) от лицензионного договора при нарушении лицензиатом (пользователем) обязанности по выплате лицензиару вознаграждения.
Помимо этого, устанавливается, что лицензиат вправе, но не обязан использовать предоставленные права. Как исключение существует норма об особых условиях издательского лицензионного договора, в соответствии с которой лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора. Другие пользователи объектов авторского права и смежных прав обязаны использовать произведения и объекты смежных прав только в том случае, если это прямо предусмотрено в договоре.

Второй вид договора по ГК - договор об отчуждении исключительного права на произведение или объект смежных прав. В соответствии с таким договором автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение (объект смежных прав) в полном объеме приобретателю такого права.
Договор об отчуждении исключительного права на произведение ведет к переходу исключительного права от автора или иного правообладателя к приобретателю права и, соответственно, к прекращению этого права у автора или другого правообладателя. У автора остаются о личные неимущественные права и некоторые иные права (право доступа и право следования в отношении произведений изобразительного искусства и др.).

Если в договоре прямо не указано, что производится передача (отчуждение) всего объема исключительных прав, такой договор считается лицензионным договором. Однако следует обратить особое внимание на те положения ГК, в соответствии с которыми договор, заключаемый в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект, по умолчанию является договором об отчуждении всего объема прав.
В ГК содержится перечень "сложных объектов", то есть "объектов, включающих несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности": аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийный продукт, единая технология. Соответственно при заключении договора о предоставлении права на использование, например, песни, написанной к фильму, концерту и так далее (или фонограммы с записью этой песни) по умолчанию будет считаться переданным (отчужденным) весь объем прав на использование произведения (фонограммы). Все прочие условия необходимо оговорить в договоре.
К предмету договора ГК теперь относит исключительно "результат", т. е. сам объект. По ранее действовавшему законодательству предметом передачи были конкретные права на конкретные объекты, что представляется юридически обоснованным.
Срок предоставления лицензии может быть любым - по усмотрению сторон. Однако если в лицензионном договоре не указан срок его действия, то он считается заключенным на 5 лет. Соответственно по истечении этого срока договор автоматически утрачивает силу. Напомним, что Закон 1993 г. предусматривал в этом случае право автора на расторжение договора по истечении 5 лет, то есть связывал истечение срока действия договора с волеизъявлением автора.
Необходимо отметить, что договоры, которые были заключены в период действия Закона 1993 г. и соответствуют его нормам, будут действовать и после 1 января 2008 г. (если, конечно, ранее не истекли сроки их действия).

При использовании произведений и объектов смежных прав в Интернете необходимо, как и по ранее действовавшему законодательству, приобретать права на:
1) воспроизведение, разновидностью которого является запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ
2) доведение до всеобщего сведения.

Право на переуступку полученных прав третьим лицам (например, на скачивание ими файлов) должно быть специально оговорено.

За нарушение личных неимущественных прав авторы и исполнители вправе требовать компенсации морального вреда. Сохранено право требования пресечения действий, нарушающих личное неимущественное право. Охрана личных неимущественных прав автора и исполнителя после их смерти осуществляется любым заинтересованным лицом.

Закон 1993 г. защищал произведение от всякого искажения или внесения в него любого изменения. Предполагалось, что любое несанкционированное автором изменение способно ущемить его права. Доказывать "вредоносные" последствия не требовалось. Отныне нарушениями личных неимущественных прав отныне будут считаться "извращение, искажение или иное изменение" произведения, исполнения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора, исполнителя, или посягательства на такие действия. Более того, нарушить авторское право можно теперь не только при использовании произведения - например, путем отрицание авторства того или иного лица на произведение (!).

ГК запрещает не только внесение в произведение порочащих автора изменений, но и, к примеру, снабжение произведения без согласия автора иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Отныне на всё это необходимо получать согласие автора. В то же время ГК разрешены карикатуры и пародии, в том числе созданные "на основе" оригинального произведения.
Отменено право требования компенсации морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав. Сохранена такая мера защиты нарушенных прав (исключительных имущественных), как компенсация в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Вместо нее правообладатель имеет возможность выбрать либо компенсацию в двукратном размере стоимости экземпляров произведения, либо компенсацию в двукратном размере стоимости права на использование произведения.

В обеспечение иска суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они контрафактные, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления. Суд может запретить нарушителю изготавливать, продавать, перевозить, хранить такие экземпляры произведения. Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение.

Оборудование и материалы, используемые "главным образом" или предназначенные для совершения правонарушения, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению. Предусмотрено, что если юридическое лицо неоднократно или "грубо" нарушает исключительные права, то суд может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Что такое "грубое" нарушение, будет, очевидно, определять суд - по своему внутреннему убеждению, поскольку никаких критериев в ГК не приведено.

Введена такая мера защиты исключительных прав, как право требовать публикации решения суда о допущенном нарушении.

В заключение - коротко о нормах ГК, посвященных организациям по коллективному управлению. Такие организации могут существовать в любой сфере, когда осуществление прав в индивидуальном порядке "затруднено" или когда допускается использование объектов без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения. Исключительные права передаются этим организациям в управление. В соответствии с положениями ГК от имени всех правообладателей вправе действовать лишь те организации, которые:
1) получили государственную аккредитацию;
2) осуществляют деятельность в прямо перечисленных в ГК сферах - публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю, сбор вознаграждения для композиторов за публичное исполнение фильмов, сбор вознаграждения за право следования, сбор вознаграждения за использование объектов в личных целях и за использование объектов смежных прав - в эфире и по кабелю.
Таким образом, деятельность от имени всех при использовании произведений и фонограмм в Интернете, а также при тиражировании их на носителях законодательством не предусмотрена.

Отказаться от "услуг" аккредитованной организации возможно полностью или частично путем письменного о том уведомления. Получив уведомление, организация обязана в трехмесячный срок исключить права и/или объекты из своих договоров, оповестить пользователей и произвести все расчеты с правообладателем.
Аккредитованные организации будут осуществлять свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти - скорее всего, Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Такие организации будут иметь типовой устав.

Управляющий партнер ООО "Тулубьева, Осипов и партнеры",

18.12.2007, Ирина Ю. ТУЛУБЬЕВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Цифровая музыка - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, скоро выступит в Москве »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Stadium – BULLET FOR MY VALENTINE BULLET FOR MY VALENTINE »»

Хроника20/08

1991 – Началась работа над самым известным альбомом "Аукцыона" "Птица". Леонид Федоров и Олег Гаркуша запираются на даче, напиваются и сочиняют заглавную вещь. Кстати, альбом был закончен в день начала следующего путча – 3 октября 1993 года  »»

1998 – Скончался первый советский панк - Андрей "Свинья" Панов (группа Автоматические Удовлетворители)  »»

1999 – Группа "Сахара" получила свое нынешнее название (до этого они назывались "Джуманджи")  »»

Иннокентий АННЕНСКИЙ

Говард Филлипс ЛАВКРАФТ

Freddie MOORE

Frank ROSOLINO (1926)

Frank CAPP (1931)

Sneaky Pete KLEINOW (1934)

Isaac HAYES (1942)

David LASLEY (1947)

Robert PLANT (1948)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить