ФЕСТИВАЛЬ  Кино и музыка-2

Репортаж со второго дня фестиваля Авант 2005.

Первый день фестиваля Авант 2005 был грустным и сумбурным, второй - неистовым и анархически-бодрым. Хотя с точки зрения музыкального материала поменялось немногое: просто чуть четче были расставлены акценты, чуть более яркие исполнители подобрались, чуть благодарнее была публика.

Мы не будем описывать выступления всех участников, остановимся только на самых ярких и запоминающихся. Первым таким выступлением стал сет Босх с тобой: группа - сайд-проект лидера Пилотов в дыму Дмитрия Полещука. Дебютная запись команды "Птицы и Рыбы" - пост-рок с интеллектуальными "вывертами", достаточно интересными, чтобы поинтересоваться аналогами и прототипам, но недостаточными - для того, чтобы скупить весь тираж. Поэтому пластинку можно найти в хороших магазинах - и сделать это стоит. Что до выступления команды, то оно произвело впечатление кропотливого алхимического опыта с недоступным простому смертному результатом.

Klever достойны отдельного репортажа. Из довольно скудных подручных средств музыканты умудрились сделать не просто хорошее шоу - концепцию, которая не подверглась разрушению видеорядом, как это сплошь и рядом происходило c прочими участниками фестиваля.

Нойz Оркестра, "облегченно-электронный" состав известного армянского фолк-рок коллектива Дети Пикассо, внес разнообразие в декорации, вытащив на сцену игрушки: огромную неваляшку, мишку... Этот нехитрый ход сразу настроил публику на благодушное восприятие сета, однако последовавшая за этим грустная (и даже депрессивная) музыка мигом заставила слушателей отказаться от этого клише. На экране развертывался мудреный видеоряд, Карен Арутюнян играл традиционные гитарные "петли", ярко и зажигательно пела его сестра Гая, а бритый налысо Рихтер тем временем окружал их работу хитросплетениями тем, сэмплов и звучков. Получилось грустно и модно - словно саундтрек к дождю, развернувшемуся тем временем на улице.

Won James Won, составленный из членов команд IFK и Кирпичи, исполнил нечто вроде хард-кора с элементами industrial. Диапазон стилей, задействованных командой, достаточно широк, однако использование элементов из расенала техно не кажется здесь особо оправданным. Команда явно пытается взять из каждого "головного" проекта лучшее, но ее основным достоинством является юмор в духе "Кирпичей". Колоритный Данила довольно забавно смотрелся на сцене кинотеатра, однако его это обстоятельство, похоже, совершенно не смущало: он с удовольствием позировал фанаткам, желавшим сфотографироваться со своим героем.

С группой Silence Kit многие наши посетители познакомились в прошлом году - на первом "Аванте". Между тем, группе уже пять лет. Она была образована членами инди-коллектива Dairy High, однако все это время не спешила появляться на публике с масштабными концертами. Тем не менее, потенциал у Silence Kit огромный, и ее невероятной длины "неформатные" композиции, длящиеся по 20-30 минут, все чаще звучат на столичных площадках. Члены группы известны многим слушателям и по участию в других проектах: например, виолончелист Ярослав Ковалев работал с Алексеем Айги, Арией и Tellen Gwad, а Сергей Ледовский - в группе Люмены.
Группу отличает заимствованный у академической музыки тягучий, плотный звук и разнообразие сэмплов. "Живые" выступления музыкантов отличают жесткие гитарные риффы, больше подходящие каким-нибудь Mogwai или даже Therion. Впечатление слегка портит лишь отстраненность и неконтактность музыкантов. Отрадно, что на сайте группы размещены записи: полного впечатления от музыки они, разумеется, не дают, однако неизменно радуют.

Хедлайнерами дня стали британцы Hood - было ли это оправданным, сказать трудно. В этом году команда братьев Адамсов празднует свою 15-тилетнюю годовщину, и само по себе это обстоятельство, конечно, заслуживает всяческого уважения: музыка у группы довольно приятная, хотя знакомые интонации Radiohead и Cure не позволяют воспринимать ее "как с чистого листа". Однако что до качества музыки, то лидерами фестиваля совершенно точно можно назвать не англичан, а Silence Kit. Их версия пост-рока была на порядок живее и экспериментальнее всего, что выдали за свой сет англичане. Ни одного нового приема, ни одной новой темы, ни одного отхода от привычных рамок за полчаса выступления - это тоже, в своем роде, достижение. Но не для серьезных музыкантов.

Леонид Федоров - тот, кого ждали самые стойкие и преданные посетители феста. Недавно вышел сольный альбом лидера АукцЫона - "Таял", и программу своего выступления Леонид построил преимущественно на песнях с этого диска. Уютно устроившись на стуле посреди сцены, он негромко запел - и стало ясно, что его выступление сгладило все нестыковки, все сложности и неурядицы фестиваля. Настал мир.
А после настала тишина. И это было тоже прекрасно.

23.05.2005, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)