ИЗ ЖИЗНИ  Поп-Рокки

Отгремевшая пару месяцев назад звездная баталия под названием "российский финал Евровидения" подсказала отечественным телеканалам новую, почти не протоптанную дорожку к сердцам зрителей.

Каждый день мы получаем свою дозу музыки. Она доходит до нас в самых разнообразных формах - уложенная в коробочку с буклетом, запакованная в звуковой файл, разливающаяся из концертных динамиков, рождающаяся из волн радиостанций. И не в последнюю очередь - сложенная вчертверо и помещенная в этот таинственный маленький ящик - телевизор. Ведь там - своя музыкальная жизнь с собственными законами и тенденциями. Которые тоже можно изучать и оценивать.

Очередная модная тенденция в этой области зарождается прямо на наших глазах. Отгремевшая пару месяцев назад звездная баталия под названием "российский финал Евровидения", похоже, подсказала отечественным телеканалам новую, почти не протоптанную дорожку к сердцам зрителей.

Конечно, в том, что соревнование, то есть, по сути, столкновение известных исполнителей может вызвать бешеный интерес у публики, никакого откровения нет. Будь то обычный хит-парад ("вот Бритни на третьем месте, а Кристина уже на втором") или "Последний герой" с участием фабрикантов, драка Шевчука с Киркоровым или "Кулинарный поединок" - если "звезды" борются, сразу находятся те, кому это нужно. Однако именно Первый канал смог возвести такую борьбу в ранг события национального масштаба. Впрочем, все новое - это, как известно, хорошо забытое старое, и даже в нашумевшем русском "Евровидении" нет ничего сверхоригинального. Была ведь уже на советском, а потом и российском телевидении легендарная передача "Музыкальный ринг". В какой-то момент на "Ринге" точно так же начали сходиться более или менее известные исполнители, а исход битвы решали телезрители новомодными тогда способами - голосованием на пейджер (!) и через сайт в интернете. В конце 1999 года "Музыкальный ринг" закрылся, и, несмотря на все обещания его создателей Владимира и Тамары Максимовых, на экраны больше не вернулся. Ниша эта так и продолжала пустовать, пока "Евровидение-2005" не показало, что формат музыкального поединка (да еще в прямом эфире, да еще со зрительским судейством) очень даже востребован. Тем более что по части интерактивности телевидение за это время шагнуло далеко вперед, а телефонное и sms-голосование стало весьма прибыльным делом.

Поэтому когда в марте начали ходить слухи о том, что канал Россия готовит свой ответ Первому - то ли некий новый проект, то ли возрожденный "Музыкальный ринг" - это никого не удивило. Однако эти слухи пока так и не подтвердились - никакого похожего шоу канал все еще не представил. Зато свой альтернативный проект выдал канал MTV Россия - совсем недавно в эфир вышел первый выпуск нового шоу "Полный контакт". По сути, это упрощенный и сокращенный вариант все того же "Музыкального ринга" - два исполнителя или две группы соревнуются друг с другом, исполняя в прямом эфире свои песни (тоже две) и отвечая на вопросы зрителей и ведущего. Победителя определяют, как и полагается, сами телезрители, присылающие свои СМС. Как видно, идея "Музыкального ринга" в MTV-шном шоу просматривается четче некуда. Впрочем, создатели "Полного контакта" и не скрывают, откуда они черпали свое вдохновение.

В первом эфире "Контакта" друг против друга грудью встали девичьи коллективы: Блестящие и ВИА Гра. Исход голосования был ясен с самого начала - все-таки это группы примерно одного жанра, но разных весовых категорий. В то время как Блестящие стремительно теряют популярность, ВИА Гра выдает один боевик за другим и медленно, но верно приближается к статусу лучшего русскоязычного поп-коллектива. Поэтому эфир "Полного контакта" с самого начала воспринимался не как соревнование, а как небольшой концертик, из которого все желали узнать одно: как же девушки (и те, и другие) будут звучать живьем?

Тут-то и вышел главный прокол. Зарожденная было "Евровидением" вера в то, что многие наши исполнители могут неплохо выступать живьем даже в телеэфире, заметно поколебалась. Первый тур прошел примерно так, как ожидалось: на фоне несуразных Блестящих, нескладно мяукающих поппури из своих песенок, "Биология" ВИА Гры прозвучала довольно мощно и энергично. Но ларчик просто открывался - девушки не столько пели, сколько подпевали фонограмме с уже прописанными вокальными треками, поэтому все вместе звучало ладно и солидно. Однако стоило им во втором туре отважиться на исключительно живое пение ("Сто шагов назад"), как мероприятие превратилось в настоящую пытку. Обе группы так нещадно фальшивили, что удивительно, как им вообще удалось собрать какие-то голоса от зрителей. А собрать, между прочим, удалось немало - к концу программы в поддержку ВИА Гры было отправлено примерно 3240 смсок.
"Блестящим" досталось почти в четыре раза меньше - неожиданностью это ни для кого не стало. На радостях девушки из ВИА Гры относительно сносно спели на бис "Мир, о котором я не знала до тебя", и на этом праздник закончился. Вопросы от зрителей и ответы от "звезд" оказались чистой формальностью. Никаких провокационных и хитроумных вопросов, какие, бывало, возникали в "Музыкальном ринге", услышать не довелось: тинейджеры в студии говорили, лишь бы что-нибудь сказать, барышни неумело отшучивались, лишь бы от них отстали. И тем, и другим было как-то неловко.

Известно, что в следующем выпуске "Полного контакта" на ринге встретятся Дима Билан и Серега. Подбор соперников вызывает некоторое недоумение, но надо признать, что кое-что общее у них есть - оба не раз доказывали, что выступать вживую, с музыкантами и бэк-вокалистами они умеют. В том числе и в телеэфире. Так что предстоит бой на равных, и будет он, надо полагать, интереснее и зрелищнее первого.

А вслед за "Полным контактом", вероятно, следует ожидать похожих передач и на других каналах. Ведь если последние музыкальные бои заинтересовали даже тех, кто обычно демонстративно воротит нос от русской попсы и музыкального телевидения, то что уж говорить о рядовом зрителе. Пока публика не пресытилась, привлечь ее внимание к таким поединкам - проще простого.

22.04.2005, Михаил ФОМЕНКО (ЗВУКИ РУ)