РАДИО  Rock Is Dead

Радиостанции бывают двух типов - успешные и мертвые. Радио ULTRA к числу успешных, по мнению его руководства, не относилось. И теперь его нет. 7 ноября на 100,5 круглые сутки звучал джингл "ULTRA кончилась, началось радио" и "Rock Is Dead" Мэрилина Мэнсона. А уже 8 ноября с песни "Simply The Best" на 100,5 началось вещание нового радио - Best FM. Почему это произошло? - на этот вопрос отвечает наш эксперт Святослав Бирюлин...

Радиостанции бывают двух типов - успешные и мертвые. Радио ULTRA к числу успешных, по мнению его руководства, не относилось. И теперь его нет. 7 ноября на 100,5 круглые сутки звучал джингл "ULTRA кончилась, началось радио" (в противоположность привычному "Радио кончилось, началась ULTRA") и одна песня - "Rock Is Dead" Мэрилина Мэнсона. А уже 8 ноября с песни "Simply The Best" на 100,5 началось вещание нового радио - Best FM.

Открывая ULTRA четыре года назад, ее генеральный продюсер Михаил Козырев исходил из модного в те времена суждения, что скоро широкоформатные поп-проекты исчезнут из эфира, уступив место небольшим, "нишевым" радиостанциям, транслирующим музыку какого-нибудь одного стиля и ориентирующимся на небольшую, но четко очерченную аудиторию. Козырев был прав - это суждение вполне соответствовало мировым тенденциям. Но Россия, как всегда, пошла особым путем. Местные рекламодатели так и не поняли, что нишевой проект, про аудиторию которого все доподлинно известно, выгоднее с точки зрения рекламы. Размещая свой ролик в СМИ с огромной, но размытой аудиторией, они палят из пушки по воробьям - из тех миллионов, что его увидят или услышат, лишь малая часть будет их целевой аудиторией. Куда выгоднее и дешевле отдать ролик на маленькую станцию или телеканал, аудитория которого полностью состоит из тех, кому этот ролик адресован. Но рекламодатели упрямо продолжали нести свои бюджеты на станции крупных форматов - "Авторадио", "Русское радио", "Европа Плюс". В итоге богатые становились еще богаче, а бедные - еще беднее.
Радио ULTRA, увы, относилось к числу последних. Конечно, коммерческая деятельность станции навсегда останется тайной, но если уж ее руководство поместило на сайте текст следующего содержания: "Проект не оправдал себя с коммерческой точки зрения и завтра на частоте 100,5 будет новое радио", то, видимо, дела и впрямь были плохи.

В итоге Михаил Козырев принял то решение, которое принял бы на его месте любой бизнесмен - сменил формат станции. И обвинять его в этом, писать ему открытые письма и устраивать митинги, как сделали поклонники ULTRA, бессмысленно. Те, кто лишился своей любимой станции и очень по этому поводу расстроился, не учитывают одного: радио - дорогое удовольствие. Лицензия, зарплаты сотрудников, авторские отчисления, аренда передатчика, промоушн - все это стоит денег, и эти деньги нужно откуда-то брать. А радиостанция может взять эти деньги только из кармана рекламодателей, и то если те захотят. Видимо, они не захотели.

Разумеется, всем, и в том числе автору этих строк, обидно, что рок-музыка вымывается из FM-диапазона. "Открытое радио", "Куранты" и ULTRA закрыты, а уцелевшие "Наше радио" и MAXIMUM явно не в состоянии удовлетворить запросы любителей серьезной рок-музыки. Но радио не существует само по себе, оно лишь часть общественного и культурного контекста, в котором живет страна, и, в какой-то мере, является отражением того, что в ней происходит. И если на тяжелой рок-музыке нельзя заработать деньги, то радио здесь ни при чем. Времена энтузиастов и филантропов в радио, как и в любом другом бизнесе, давно прошли.

Вместо ULTRA на 100,5 появилось радио "Best FM", которое транслирует популярную музыку всех стилей и эпох, от диско 80-х до клубных хитов 00-х. Судя по первому дню вещания, главный критерий отбора музыки - ее популярность, известность. По иронии судьбы, как и "Открытое радио", ставшее "Попсой", ULTRA превратилось в свою противоположность. Добьется ли новая станция успеха - покажет время. У нее будет очень много конкурентов - та музыка, которая звучит в его эфире, есть на многих других радиостанциях, от "Диско" и "Авторадио" до "Монте-Карло" и "Европы Плюс". Ясно только, что рок-станции на частоте 100,5 больше не будет.

Рано или поздно ситуация изменится. Уже сейчас в FM-диапазоне Москвы работают более 30 станций, и их число только увеличивается. Мелкие станции поглощаются крупными - "Куранты" были проданы "Радио 7 На Семи Холмах", "Хит-FM" - "Русской Медиа-Группе" ("Русское радио", "Русское радио-2", "Монте-Карло", "Динамит-FM", MAXIMUM). Радиоэфир меняется - пока что в сторону поп-музыки. Надолго ли это - неизвестно. Но однажды наступит момент, когда кто-то решит, что в FM-диапазоне не хватает рок-музыки, откроет соответствующую станцию и добьется успеха.

Другой вариант - дальнейшее развитие интернет-радиостанций и переход на цифровое вещание. Интернет-станции стоят дешевле эфирных и, следовательно, могут позволить себе большее. Их успех напрямую связан с ростом числа пользователей "толстых" каналов связи и снижением цен на траффик. Переход на цифровое вещание будет означать, что новые приемники смогут ловить неограниченное число станций (сейчас оно технически ограничено возможностями FM-диапазона). Это будет революцией в радиовещании - в эфире будут звучать сотни радиостанций в цифровом качестве. И одна из них обязательно будет транслировать рок.
В США этот процесс уже начался. Россия - в листе ожидания.

09.11.2004, Святослав БИРЮЛИН (ЗВУКИ РУ)