На сцене культурного центра ДОМ с трудом умещаются 18 человек - сидят так тесно, что Саинхо Намчылак еле-еле проходит между стульев, саксофонов и барабанных установок к своему микрофону. Кроме нее, в тесноте, да не в обиде - Аркадий Шилклопер, Юрий Парфенов, Сергей Летов, Юрий Яремчук, Владимир Волков, Владимир Тарасов, Владимир Жуков, Александр "Фагот" Александров и ещё несколько персонажей, все - важнейшие фигуры в отечественном джазе и авангарде. Но и это не все: под сценой расположилась половина ансамбля OPUS POSTH во главе со скрипачкой Татьяной Гринденко. По сигналу руководителя Оркестра московских композиторов Владимира Миллера трубач Вячеслав Гайворонский дает команду - начинают играть саксофоны, потом к ним присоединяется контрабас, потом - ударные, и так далее. В середине произведения на сцену - снова протискиваясь между стульями - выходит Дмитрий Александрович Пригов и начинает голосить нечто этнически-горловое, а под конец вступает и OPUS POSTH. Из зала ДОМа за всей этой феерией наблюдают Леонид Федоров, сбежавший с собственного концерта, Владимир Мартынов и другие важнейшие персонажи российского музыкального мира. И хотя сама музыка, исполняемая Оркестром, не производит такого уж яркого впечатления, тот факт, что все эти люди находятся на одной сцене и играют вместе - важен, показателен и впечатляющ уже сам по себе.

Добрая половина участников Оркестра московских композиторов давно живет и работает за пределами России - кто в Германии, кто ещё где-то: джаз - язык универсальный и перевода не требующий, так что востребованы музыканты везде. Но на фестиваль Николая Александровича Дмитриева они не приехать не могли - слишком важна была эта фигура для отечественной музыкальной культуры последних десятилетий, слишком многих Дмитриев продвигал и издавал на дисках, слишком нелепой и неожиданной оказалась его смерть. Название фестиваля было именно таким - без скорбно-пафосного "памяти", точно отражающим реальность - Николай Дмитриев успел подготовить и большую часть программы фестиваля, посвященного 5-летию ДОМа, и специальную книгу с фотографиями, перечислением всех "домашних" концертов и диском. Четыре дня на сцене ДОМа выступали, пожалуй, одни из наиболее интересных отечественных музыкальных деятелей современности - получился, в каком-то смысле, смотр достижений ДОМа.

Выступление Оркестра московских композиторов в четверг было завершением второго фестивального дня, до этого сыграли ещё несколько коллективов, постепенно менявших друг друга на сцене. В более камерных составах выступили многие участники Оркестра - пианист Юрий Кузнецов солировал, Саинхо Намчылак вместе с Антоном Силаевым спела нечто народно-плачущее под жесткий индустриальный ритм и живую трубу, Сергей Летов играл с саксофонистом Юрием Яремчуком, а тот - ещё вместе в Владимиром Миллером и Александром Александровым. Однако мне бы хотелось отметить двух нероссийских музыкантов, которые продемонстрировали нечто совершенно феерическое. Алекс Новиц занимается делом крайне редким - мужской вокальной импровизацией - и делает это удивительно: то свистит молодецким посвистом, то, почти не раскрывая рта, производит какие-то невероятно странные звуки, то голосит, как оперный певец. Все это сопровождается ещё и театрализацией - Новиц извивается на сцене, жестикулирует, гримасничает, ходит туда-сюда - в общем, получается настоящее представление, смешное и осмысленное. Шведский музыкант Дрор Файлер играет на обычном саксофоне, но устраивает из соло на этом инструменте этакий музыкальный фарс: издевается над мелодией, заставляет её кочевряжиться в самых странных звуковых изворотах, препарирует её, ерничая, меняет её содержимое. И Новиц, и Файлер поучаствовали и в Оркестре московских композиторов - там, впрочем, они были встроены в некую организованную структуру и потому не могли так уж разгуляться, но их присутствие все же добавило некоторого шарма.

В пятницу в ДОМе выступали музыканты не менее легендарные. Первым играл Вячеслав Ганелин - легендарный пианист, создатель и руководитель самого знаменитого трио советского джаза - Ганелин-Тарасов-Чекасин, которое сразу было больше известно за рубежом, чем на родине и к которому и язык-то не очень поворачивается применить определение "советский" - слишком уж свободно и содержательно звучит эта музыка и сейчас. Форма трио вообще у Ганелина любимая - но в ДОМе он играл один, и это отнюдь не помешало его выступлению оказаться, пожалуй, самым содержательным и интересным из того, что мне довелось услышать на фестивале. 40-минутное произведение превращалось из минималистичных фортепианных вариаций в бурный ураган звуков, куда встраивались и ударные, и резкие звуки синтезатора, и электронные потрескивания - со всем этим Ганелин управлялся в одиночку. Одна часть незаметно переходила в другую, неуловимо менялась, выпрыгивала сама из себя, таилась, чтобы снова взорваться. Описать это компетентно сложно - ко всему прочему, такое произведение, конечно, нуждается в неоднократном вдумчивом переслушивании, одно концертное исполнение не позволяет уловить всех нюансов и переходов. После столь содержательной и сложной музыки вышедшее на сцену Moscow Art Trio - вообще говоря, коллектив совершенно замечательный - смотрелось как нечто легкое и вполне популярное. Moscow Art Trio - это пианист Михаил Альперин (тоже уже давно живущий не в России), валторнист Аркадий Шилклопер и Сергей Старостин, поющий и играющий на многочисленных причудливых духовых этноинструментах. Получается очень симпатичное совмещение этники с вполне традиционным и очень приятным джазом. Старостин остается Старостиным в любом коллективе: поет своим распевом аутентичные тексты, встраивает народные мелодии в практически любой контекст, Шилклопер плавно играет на валторне, а Альперин бодро ведет мелодию на фортепиано. Важно, что Moscow Art Trio совмещают содержательность с весьма позитивным духом - на Альперина, ко всему прочему, очень забавно смотреть: пианист подпрыгивал на своем стуле, старательно пропевал все повороты композиции и вообще очень радовался всему, что случалось в музыке.

Фестиваль Николая Дмитриева получился настоящим смотром достижений музыкальных деятелей не только России, но и, пожалуй, всей Европы. Это, в общем-то, вполне логично - ДОМ, созданный Дмитриевым, можно назвать основным центром, где в Москве играют по-настоящему современную музыку, будь то джаз, академический авангард или прогрессивная электроника, и куда может приехать любой неформатный деятель - от основателя минимализма Терри Райли до техно-экспериментаторов Pan Sonic. И, как теперь становится понятно, ещё одна - среди огромного количества прочих - заслуга Николая Дмитриева в том, что ДОМ сможет существовать и дальше и даже после смерти его основателя останется, что уж там, главным музыкальным заведением в Москве. Не просто клубом, куда промоутеры привозят артистов, не просто концертной площадкой, но культурным центром, где музыканты не только играют, но и общаются, придумывают совместные проекты, репетируют и выпускают диски (важнейший отечественный независимый лейбл "Длинные руки", созданный в 1997 Дмитриевым и Курехиным, тоже продолжает выпуск релизов). Прошедший фестиваль дал это понять очень ясно, ДОМ свое название оправдывает: на фестивале музыканты слушали других музыкантов стоя, не найдя сидячих мест, опаздывали на свои концерты ради того, чтобы дослушать Ганелина до конца.

Да, и вот ещё что. Вообще говоря, самым интересным днем фестиваля Николая Дмитриева должна была стать суббота - должна была состояться некий грандиозный музыкальный перформанс, когда все участники распределились бы по номерам, а порядок выступлений определял бы лототрон. По всей вероятности, действо успешно состоялось - да только так уж вышло, что корреспондент отправился вместо этого на замечательный фестиваль Звуков.Ru. Что, думается, можно извинить.

26.05.2004, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • >выходит Дмитрий Александрович Пригов и начинает голосить нечто этнически-горловое
    А именно - свой давешний перфоманс "Мой дядя самых честных правил" .
    >и начинает голосить как оперный певец
    cкорее - как оперная певица.Он дейсвительно это здорово делал!
    Заберите у меня его фотку:
    http://viesel.fotoplenka.ru/al bum10634/foto95627.htm#foto
    Написал(a): Визель, 04/06/2004 18:24
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

20:00 – Stadium – Iggy AZALEA Iggy AZALEA »»

Хроника20/10

1971 – Родился Snoop Dogg, американский рэпер. В 1997 году Снуп принял участие в рок-туре Lollapalooza  »»

Carl KRESS

Stuart HAMBLEN

Ray LINN

Willie JONES (1929)

Wanda JACKSON (1937)

Tom PETTY (1950)

Андрей САПУНОВ (1956)

Mark KING (1958)

Сергей КАГАДЕЕВ (1964)

Константин "Кузя Уо" РЯБИНОВ (1964)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить