КИНО  Лучшие песни: записи, неизвестные многим

Новый кварт-блок "Неизвестные записи Кино" имеет более историческую, нежели музыкальную ценность. "Сборник для фанатов и коллекционеров", выпущенный с целью хоть как-то официализировать то, что давно имеет спрос, но доселе распространялось лишь нелегально...

Кино
Неизвестные Записи - 4 CD. - Реал, 2004.

Этот кварт-блок имеет более историческую, нежели музыкальную ценность. Это действительно неизвестные записи давно всем известных песен Кино - сделанные на концертах в мало приспособленных для игры (и тем более для записи) помещениях. Все треки отличает сомнительное качество исполнения песен, ужасное качество записи и вызывающее массу вопросов качество перенесения всего этого на CD. Cоставители серии стремились максимально очистить запись, одновременно стараясь сохранить ее "аутентичную" магнитофонную грязь - а получившиеся в результате компакт-диски застряли между этими возможностями. Что, если подумать, нельзя назвать ни достоинством серии, ни ее недостатком.

Из четырех представленных здесь концертов "в электричестве" сыгран лишь один - "Рок-Фестиваль, ДК Связи, Москва, 1986 год" . В самом начале "Транквилизатора" голос Виктора Цоя странно вибрирует: то ли именно на этот период пришлись эксперименты Виктора с интонациями а-ля Михаил Боярский, то ли просто "эффект тянущей пленки". Исполнение "Троллейбуса" и "Спокойной Ночи" было бы близко к идеалу, если бы в первой вещи у вокалиста не сбивалось дыхание, а вторую не портил противный свист микрофона. Интересно, что в знаменитой "Электричке" Юрий Каспарян не только радует народ своим патентованным "разболтанным" нововолновым бренчанием, но и производит какие-то странные гитарные эффекты с поднятием тональности, отчего сквозящее в этой песне настроение тихого кошмарного сна лишь усиливается. Увы, начало песни тонет в высокочастнтном шуме. И вообще, создается впечатление, что при сгонке фонограммы с магнитофона на компьютер звукорежиссер не утруждал себя подстройкой воспроизводящих головок под характеристики пленки: "вращение частотки" ощущается все шестьдесят с чем-то минут звучания диска. Впрочем, диск стоит послушать уже ради того, чтобы знать, что из себя представлял первоначальный, не перегруженный "посмертными" студийными чудесами вариант песни "Следи За Собой", которая еще в конце 80-х, не будучи записанной ни на одном альбоме "Кино", уже имела бешеную популярность.
В качестве бонусов на диск "докинуты" несколько фрагментов выступлений. Источники в "бюджетном" издании альбома не указаны, однако качество этих фрагментов, что интересно, несравненно лучше, нежели у основного содержания альбома. Даже эхо-эффекты зачастую поданы на голос и инструменты не как у нас обычно делается, а с нормальной оглядкой на ритм песни. В этом смысле особенно показательна вторая версия "Время Есть, А Денег Нет". Хотя и здесь не без приколов. Даже самые упертые фанаты, видимо, усмехнутся, услышав, как вылетают друг из друга безнадежно расстроенные гитары на знаменитых кульминационных финальных риффах "Хочу Перемен".

Остальные альбомы - акустика, причем в одном случае ("Ленинград, 1988 год" ) записанная у кого-то на квартире, но с удивительно для подобных записей неплохим звуком. Разумеется, слабенькие микрофоны рекордера начинают перегружаться уже на хоровом рефрене песенки "Мои Друзья", да и вообще, всем питерским фанатам старше тридцати прекрасно известно, как подобные тусовки проходили даже в те годы, когда Кино уже играли "профессиональные" концерты в больших залах и даже на стадионах: пара ящиков вина, горка плавленых сырков... К тому моменту у группы уже накопилось большое количество песен, которые по своему характеру просто не вписывались в узкие рамки принятого музыкантами на вооружение "стадионного рока". В общем, идеальный исторический документ.

Два разделенных довольно солидным временным промежутком акустических концерта - "Ленинград, 1982" и "Таллин, 1990" - различаются и репертуаром, и характером исполнения. У нас "акустика" - это "когда без барабанов" и по записи не вполне понятно, что делают все остальные помимо вон того поющего парня с гитарой. Остальное понятно. В нескольких песнях таллинского концерта, впрочем, одна из двух гитар порождает какой-то странный резонанс, приличиствующей скорее китайской губной гармошке. А на ленинградской записи даже имеется какая-то минимальная перкуссия. Кстати, по качеству и записи и игры ленинградский концерт гораздо выигрышнее таллинского. На записи 1982 года мы слышим молодых ребят, которые до блеска вылизали каждую нотку, отрепетировали даже переходы между песнями и стремятся доказать всему миру свою музыкальную состоятельность. Имеющаяся здесь версия "Весны" - самая уверенная по исполнеию и самая живая по настроению во всем кварт-блоке. Точно так же в "Алюминиевых Огурцах" образца 1982 года Цой лучше всего работает с интонациями. Концерт же 1990 года, если честно, звучит как абсолютно формальная, "без искры", акция людей, которым в общем-то все надоело.

"Цой постепенно влез в образ, созданный не только им самим, но и группой, - считает звукорежиссер и продюссер Андрей Тропилло, много сделавший в начале и середине 80-х для становления Кино, как социокультурного феномена. - И если БГ мог изменить собственный имидж в какой-то момент, то Цой, по-моему, в последних альбомах этот образ только дорисовывал, и менять что-то ему было неохота и не нужно. Но совершенно ясно, что тупиковая ветка и путь этот никуда привести не мог. Поэтому музыкальный конец Кино был для меня очевиден".

C выходом в свет серии "Неизвестные записи" модно констатировать: еще одна часть легенды перешла в разряд исторических фактов. Еще один документ эпохи стал доступнее. Хотя конечно же, по-настоящему интересным этот кварт-блок будет главным образом для тех, кто уже имеет достаточно солидную подготовку по данной теме.
Типичный "сборник для фанатов и коллекционеров", выпущенный с целью хоть как-то официализировать то, что давно имеет спрос, но доселе распространялось лишь нелегально. И, кстати говоря, неплохое пособие для начинающих рок-звезд на тему "как надо стартовать, как не следует финишировать и чего нужно избегать". При настоящем интересе и желании между микроскопических витков лазерной спирали читается так же легко, как и между строк.

23.03.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Группа КИНО

Кино - легендарные ленинградские рокеры "новой волны"

Подробности из жизни:

Состав

Виктор Цой - вокал
Юрий Каспарян - Гитара
Игорь Тихомиров - бас-гитара
Георгий Гурьянов - ударные

Власть при Брежневе рокеров и околорокеров вроде как не одобряла, но в 1981 году решила создать Ленинградский рок-клуб, чтобы все опасные элементы были в одном месте и на виду. Вскоре у влиятельных представителей ЛРК получают одобрение будущие легенды русского рока - "Кино".

Днем Рождения коллектива принято считать 1982 год. Устав от крымского безделья Виктор Цой и его друзья создают группу "Гарин и Гиперболоиды", которую вскоре переименовывают в "Кино". Под чутким руководством Бориса Гребенщикова и при участии всех музыкантов "Аквариума", летом того же года ансамбль Цоя записывает свой первый альбом. Называют его "45" - по общей продолжительности 13 песен в минутах. Запись медленно но верно распространяется по СССР. Совковые слушатели ставят "Кино" свой приговор - жизненно. Группе быть. Квартирники и гастроли сыпятся как из мешка. Кадровые перестановки не проходят…

Далее... →