Для музыки джазового жанра, а уж тем более импровизаторского, столь же важно, под каким соусом она подается, как и то, как она исполняется. Что касается последнего московского выступления ZooJazz, начать нужно с соуса.
Мероприятия масштаба вчерашнего Current Music в клубе Б-2, где собрались современные музыканты, объединенные обществом Livejournal, придает некоторую перспективу таким "маленьким" концертам, как состоявшееся в прошлый вторник на той же сцене выступление ансамбля ZooJazz. В первом случае, многоэтажный клуб был битком набит пестро-разодетой молодежью, размахивающей волосами, щеголяющей большей частью бэджиками "пресса", "музыкант" или "организатор" (в случае Антона Носика - просто Very Important Person). Во втором же случае небольшое количество "интеллектуалов" равномерно окружило танцпол перед сценой на барных стульчиках. Сам танцпол оставался пустым - за исключением одного юноши, который вынес туда свою табуретку и тихо, задумчиво слушал отнюдь не тихую и не задумчивую музыку, за время недолгого (меньше часа) выступления.
Вообще-то условия для успешного импровизаторского музицирования - а саксофонист-экспериментатор Сергей Летов в первую очередь импровизатор - были отнюдь не располагающими. Выступать впятером в огромном клубе перед почти пустым залом вряд ли вдохновляет. Кроме того, Летов перед началом гастролей говорил, что-либо ансамбль к последнему концерту либо окончательно разругается, либо окончательно сыграется. Мало того, что публики не было (а когда слушаешь хорошую музыку, от этого становиться очень печально, даже если радуешься отсутствию шума и чавканья), звукорежисер то ли покинул группу, то ли просто у них не срослась совместная работа. На следующий день французам предстояло покинуть Москву и вернуться в Париж. Ночевать им было негде, хотя в последнюю минуту, после концерта, их вписали друзья.
Узнав и оценив все это, можно перейти и к самой музыке. Несмотря на все вышесказанное, очень не хотелось бы думать, что этот ансамбль выступает в последний раз. Музыка оказалась на удивление живой - благодаря ее гармоничности. То есть, создателям проекта (это Сергей Летов и Иван Соколовский, которые создали движение "Post-acid-jazz"), и которые вместе находят общий язык с французскими артистами - удалось успешно сплотить три наиболее выдающихся достижения джаза: импровизацию, звуковую экспериментальность и электронное синтезирование. Результат оказался таким, что мне по-настоящему стало интересно слушать довольно сложный джаз.
Если
раньше для воспринимания летовских импровизаций часто требовалась напряженная
интелектуальная работа, то эта, не менее сложная, музыка воспринималась с
лекгостью звуков природы. Недаром это был джазовый зоопарк.
Все компоненты "зоопарка" были отчетливо уловимы по отдельности. Саксофон
Летова отчаянно соревновался за первое место внимания с поэтом-декламатором
Паскалем Руссо, который то выкрикивал стихи на французском (в том числе
немалозначительные слова современного латиноамериканского поэта Родриго
Гарсия о том, как все мальчики на свете одновременно едят в Макдональдсе),
то с помощью разных инструментов издавал хаотичные звериные звуки. Французская
актриса Клер Петрушин с трогательным акцентом рассказывала нам
по-русски, в такт музыке, что она "не пьет, не кугхит и не читает в постели".
(Потом оказалось ,что этот стихи поэта-самиздатовца Ивана
Бурича. То, что непосредственно именуется acid jazz - электронная музыка
на основе джазового ритма - выполняло роль фона. Было хорошо понятно, таким
образом, почему именно это называется "post-acid-jazz": потому что электронная
музыка ушла на фон, в бэкграунд, и вновь уступила место музыке живой,
спонтанной, хаотичной.
Конечно, отсутствие правильного соуса не мешает слушать, любить и воспринимать
эту музыку, но оно, возможно, мешает ей развиваться. Как бы ни казалось самим
музыкантам - все-таки хотелось бы верить, что они все же "сыгрались" или, по
крайней мере, "не разругались" - со стороны было слышно, что музыка у них
удалась, и что они нашли между собой общий музыкальный язык. Главное, все это
удалось вопреки техническим и человеческим несостыковкам.
Глядя на нераскрученный концерт, на небольшое количество посетителей, хотелось
под конец просто сказать расстроенным исполнителям: вы должны
экспериментировать дальше!
Дата образования:
1 января 2002
1972 – Родился Майк Дёрнт, бас-гитарист и бэк-вокалист группы Green Day. Хоть основным лириком в группе является Билли Джо Армстронг, Майк написал тексты к песням «Emenius Sleepus», «J.A.R.», «Scumbag» и «Ha Ha You’re Dead» »»
Maynard FERGUSON (1928)
Ron CARTER (1937)
Nickolas ASHFORD (1943)
Mick MARS (1951)
Jackie JACKSON (1951)
Joseph BURTON (1952)
Сергей Викторович ОВСЯННИКОВ (1959)
LITTLE BOOTS (1984)
Леонид НАРУШЕВИЧ (2001)