Dave DOUGLAS  Freak In

Возможно ли сейчас, в эпоху вылизанного до блеска и компьютеризированного smotch-джаза, по-настоящему оценить джазирование по-старому нахрапистое, грубовато-физиологическое, да еще и подкрепленное...

Возможно ли сейчас, в эпоху вылизанного до блеска и компьютеризированного smotch-джаза, по-настоящему оценить джазирование по-старому нахрапистое, грубовато-физиологическое, да еще и подкрепленное мощной роковой энергетикой альтернативного толка? Именно такой вот грубый, смачный и рваный джаз-киллер зарождается в недрах трубы Дэйва Дугласа.
Музыка Дугласа - "для тех, кто врубается". Под загробный оттяг "Black Rock Park" возможно танцевать только в том случае, если танцор - великолепно чувствующий музыку и собственное тело мастер пластической драмы. Легкий поначалу свинг "Hot Club Of 13th Street" безжалостно сминается в финале под безжалостным паровым катком какой-то озверевшей маниакальной электрогитары. После чего озверевшая шестиструнка Марка Рибо в компании с саксофоном Шимуса Блэйка и трубой самого Дэйва отправляются вдоль по "Eastern Parkway", сокрушая все на своем пути. В тылах зловеще мануфактурит и химичит с индустриальной перкуссией Икуэ Мори.
Никаких уступок массовым вкусам. Никакого общепитовского пойла из грязных уличных бочек. Многие номера с этого альбома похожи на крепкий, благородный и ядреный янтарный квас, который до сих пор еще умеют делать в некоторых пригородах Одессы. Неизбежные ассоциации с пенным потоком льющегося в кружки шипучего напитка в сочинениях вроде "Culver City Park" или "November" вызывает, в частности, смачное взбулькивание и текучие ритмы, извлекаемые из таблы музыкантом по имени Карч Кэйл.
Вдобавок собранные на альбоме темы сменяют друг друга самым непредсказуемым образом. Вслед за более чем традиционной с точки зрения джаз-пуристов "Porto Allegre" запросто может последовать какой-нибудь мрачный перкуссионый авангард а-ля Том Уэйтс ("Wild Blue"), или истерически-взвинченный, да еще и переполненный электронными эффектами фанк вроде "The Great Schism". Такое ощущение, будто ты вошел в вагон метро, сел на скамейку - а мирный поезд неожиданно рванул на предельной скорости по трассе, сделавшей бы неплохой кассовый сбор аттракциону "американские горки". А первая же станция, на которой ты вышел, оказалась грязным бетонным подвалом, по которому слоняются сомнительные личности с поднятыми воротниками.
"Freak In" - чрезвычайно удачная работа, в которой сходятся грубоватая вальяжность довоенных забегаловок и кибернетическая жестокость нынешних больших городов.

31.07.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)