Говорят, биололгический возраст человека и возраст его
души - вещи очень разные. Можно всю жизнь оставаться 16-летним, широко глядя в
мир полными надежд и восторга глазами. Можно уже в 16 чувствовать себя старше
своих сверстников лет на сто и остро переживать, что тебе суждено жить веком
позже. Но есть любопытная порода людей - они рано
становятся взрослыми, зрелыми мастерами, и при этом сохраняют открытость,
непосредственность и чистоту восприятия пятилетних детей.
Такова Bjork.
Как ни странно это звучит, но нам повезло, что исландская певица не приехала в Россию в 2001-м или в 2002-м году, когда ее тур "Vespertine" проходил в залах крупнейших в мире оперных театров, в окружении солидных академических музыкантов и дорогого сценического антуража. В итоге концерт, конечно, несколько проиграл в звуке и зрелищности - но зато существенно выиграл в массовости. А это, согласитесь, - большое достижение для страны, в которой артисты класса Бьорк никогда не относились к звездам первого эшелона... Мода на хорошую музыку - прекрасная мода. Когда зритель, переслушав все, что можно, начнет разбираться в качестве подачи этой музыки, придет в наши залы и мода на хороший звук.
Разогревать исландскую диву предстояло "невинному созданию" Peaches - смешной и нелепой канадке в
виниловых шортах и разнообразных лифчиках. Надо сказать, в России эта звезда
музыкального порно уже
выступала по клубам, и даже имела некоторый успех у наших самых маленьких
зрителей. Но выпускать ее на сцену Олимпийского было явной ошибкой. Судите сами:
под тупую, как отбойный молоток, драм-машину Peaches, призывно помахивая
грудями, начинает речитатив: "I don't give a fuck. I don't give a shit.
Fuck, fuck, fuck. Shit, shit, shit." И смотрит на толпу с видом
победительницы: глядите-ка, чего я натворила! Народ, видавший и поцелуи Тату, и
член Шнура, остается к призывам глух, храня подавленное молчание. Девушка
обижается: "Я на понимаю русский, но имейте в виду: Бьорк пригласила меня
сюда! Бьорк меня любит! Так что давайте подпевать!" Не видя никакой реакции
- взрывается: "Может быть, вы меня не поняли? JA NRAVLUS' BJORK!" Из
толпы раздается свист в том смысле что да, поняли, проваливай скорее, чучело
огородное. И не надо глотать перед нами несъедобные предметы, и не надо менять
белье - выключи свою рэйв-шарманку, дай музыку послушать.
На этом Peaches, окончательно обидевшись, собирает разбросанные по сцене
лифчики и оставляет плотную толпу стоять под авангардные звуки струнных.
Концерт для скрипки в сопровождении возмущенной публики продолжается еще почти
час. В переполненном партере кому-то становится плохо. В конце концов на
задник сцены опускается театральный занавес, и под рев тысяч любителей
исландской музыки появляется Она.
Бьорк известна своими экстравагантными нарядами, и в
этот раз она не обманывает ожиданий публики: на ней - черная балетная пачка,
синие сапоги и синие перья, расположенные вокруг ушей как две огромные ромашки.
Кто угодно выглядел бы в этом причудливом одеянии совершенно идиотски - но не
Бьорк. Она резво пробегает по сцене и становится к микрофону - очень графичная
в четких лучах прожекторов. Концерт открывается песней I've Seen It All" с
саундтрека к "Танцующей в темноте".
Далее следует "Hunter" - песня, с которой для многих из нас началось
знакомство с этой потрясающей артисткой и композитором. Бьорк с удовольствием
оглядывает хлопающй зал и изображет руками барабанную дробь. Становится
очевидным, как будет решена
инструментальная часть вечера: основную тему задает компьютер, а на сцене
вместе с Бьорк присутствуют арфистка Зина Перкинс и струнный оркестр. Игра
четко регламентирована - Бьорк ни разу не оборачивается на сопровождающий
состав, ни разу не сбивается, не фальшивит, не делает лишних движений. Вместе с
тем, она очень экспрессивна, и когда начинает танцевать или смешно скакать по
сцене, забывает, кажется, обо всем на свете. Именно в этот момент и возникает
ощущение, что перед нами - пятилетняя девочка, которая просто танцует
и шалит, и радуется так искренне, так открыто, как могут радоваться только
дети.
На одном дыхании
промелькнули "Five Years" и клавесинная "Scary". Концертные
версии этих песен
- довольно жесткие, это почти индастриал, это больше напоминает ранние работы
Бьорк, нежели два ее последних альбома. Когда звучит "Joga", на сцене
вспыхивает ряд огненных столбов - словно огромные газовые горелки, словно
иллюстрация к тезису "все хорошие девочки попадают в ад".
Но сразу за первым кульминационным моментом концерта
следует нежная, раздвигающая пространство "All
Is Full Of Love", а за ней - "Desired constellation",
"Heirloom", "Nameless" и An Echo a Stain". Во время
исполнения части песен на огромном экране
начинают перемещаться и трансформироваться мистические клипы: рукорыбы,
рыбоптицы и странные
фантазии, навеянные сигаретным дымом.
На "Pagan Poetry" и "Bachelorette" я с удовольствием обнаруживаю, что
немалая часть публики подпевает певице и старую, и новую вещи с равным
энтузиазмом, а большая часть партера усеяна огнями зажигалок. Основную часть
концерта завершают "Hyperballad" и Pluto, во время исполнения
которой сцену вновь освещают огненные языки, а вокруг начинают бить каскады
пиротехники. Концерт завершен? - не тут-то было: очевидно, что Бьорк не
отпустят.
И она выходит на бис. Ее глаза сияют. Она благодарит публику и представляет
состав, игравший с ней сегодня, отдельно представляет мисс Перкинс, а та
начинает красивой импровизацией на арфе тему из "Palmstroke" - нежной,
удивительно точной песни о любви.
На десерт публика получает любимую "песню с медведем" - "Human Behavior"
- и на этом нынешний
The Best окончательно завершен, выпит до дна, словно стопка огненной воды, и мы
бредем из зала совершенно ошарашенные, и влюбленные, и слепые.
Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт.
Дата рождения:
21 ноября 1965
Подробности из жизни:
Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт. Она выпустила первый альбом в 11 лет, потом прошла путь от панка до авангардной неоклассики, снималась в кино, записывалась дуэтом с Томом Йорком (Thom Yorke) и выпускала приложения для iPad. Ей всегда есть, чем удивить.
Бьорк Гудмундсдоттир (Bjork Gudmundsdottir, имя в переводе с исландского означает "береза") росла в Рейкьявике музыкальным вундеркиндом – пела, играла на фортепиано и еще в нежном возрасте попала в поле зрения местных боссов рекорд-индустрии. Она рассказывает об этом с долей юмора.
"У нас, в Исландии, было радио-шоу, где каждый, кто хоть что-то делал хорошо, мог прийти и выступить, - вспоминает звезда, - кто-то умел показывать фокусы - он показывал фокусы. Кто-то умел крутить сальто - он крутил сальто. А я пела. Даже в школьном автобусе. Везде-везде. Всегда-всегда. Это было единственное, что я умела. В…
1924 – Родился Чет Эткинс (настоящее имя - Chester Burton Atkins) - знаменитый гитарист, композитор и продюсер. В конце 50-х руководил знаменитой рекорд-студией RCA. Чет записал более 30 сольных альбомов. В 1973-м году включен в Зал музыкальной славы »»
1942 – В Калифорнии родился Брайан Уилсон - старший из братьев Уилсонов, главный автор серф-хитов The Beach Boys. И папа Wilson Phillips »»
1969 – Дэвид Боуи выпустил сингл "Space Oddity", написанный под впечатлением от "Космической одиссеи 2001" Стэнли Кубрика. Трэк достиг 1 строчки британского чарта лишь после переиздания в 1975 году и до сих пор считается одной из самых лучших работ исполнителя. Главный герой песни, вымышленный космонавт… »»
Chet ATKINS (1924)
Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1932)
Николай Николаевич ДРОЗДОВ (1937)
Bob PORTER (1940)
Brian WILSON (1942)
Lionel RICHIE (1949)
Peter Laurence GORDON (1951)
Cyndi LAUPER (1953)
Chris CORNELL (1964)
Twiggy RAMIREZ (1971)