Говорят, биололгический возраст человека и возраст его
души - вещи очень разные. Можно всю жизнь оставаться 16-летним, широко глядя в
мир полными надежд и восторга глазами. Можно уже в 16 чувствовать себя старше
своих сверстников лет на сто и остро переживать, что тебе суждено жить веком
позже. Но есть любопытная порода людей - они рано
становятся взрослыми, зрелыми мастерами, и при этом сохраняют открытость,
непосредственность и чистоту восприятия пятилетних детей.
Такова Bjork.
Как ни странно это звучит, но нам повезло, что исландская певица не приехала в Россию в 2001-м или в 2002-м году, когда ее тур "Vespertine" проходил в залах крупнейших в мире оперных театров, в окружении солидных академических музыкантов и дорогого сценического антуража. В итоге концерт, конечно, несколько проиграл в звуке и зрелищности - но зато существенно выиграл в массовости. А это, согласитесь, - большое достижение для страны, в которой артисты класса Бьорк никогда не относились к звездам первого эшелона... Мода на хорошую музыку - прекрасная мода. Когда зритель, переслушав все, что можно, начнет разбираться в качестве подачи этой музыки, придет в наши залы и мода на хороший звук.
Разогревать исландскую диву предстояло "невинному созданию" Peaches - смешной и нелепой канадке в
виниловых шортах и разнообразных лифчиках. Надо сказать, в России эта звезда
музыкального порно уже
выступала по клубам, и даже имела некоторый успех у наших самых маленьких
зрителей. Но выпускать ее на сцену Олимпийского было явной ошибкой. Судите сами:
под тупую, как отбойный молоток, драм-машину Peaches, призывно помахивая
грудями, начинает речитатив: "I don't give a fuck. I don't give a shit.
Fuck, fuck, fuck. Shit, shit, shit." И смотрит на толпу с видом
победительницы: глядите-ка, чего я натворила! Народ, видавший и поцелуи Тату, и
член Шнура, остается к призывам глух, храня подавленное молчание. Девушка
обижается: "Я на понимаю русский, но имейте в виду: Бьорк пригласила меня
сюда! Бьорк меня любит! Так что давайте подпевать!" Не видя никакой реакции
- взрывается: "Может быть, вы меня не поняли? JA NRAVLUS' BJORK!" Из
толпы раздается свист в том смысле что да, поняли, проваливай скорее, чучело
огородное. И не надо глотать перед нами несъедобные предметы, и не надо менять
белье - выключи свою рэйв-шарманку, дай музыку послушать.
На этом Peaches, окончательно обидевшись, собирает разбросанные по сцене
лифчики и оставляет плотную толпу стоять под авангардные звуки струнных.
Концерт для скрипки в сопровождении возмущенной публики продолжается еще почти
час. В переполненном партере кому-то становится плохо. В конце концов на
задник сцены опускается театральный занавес, и под рев тысяч любителей
исландской музыки появляется Она.
Бьорк известна своими экстравагантными нарядами, и в
этот раз она не обманывает ожиданий публики: на ней - черная балетная пачка,
синие сапоги и синие перья, расположенные вокруг ушей как две огромные ромашки.
Кто угодно выглядел бы в этом причудливом одеянии совершенно идиотски - но не
Бьорк. Она резво пробегает по сцене и становится к микрофону - очень графичная
в четких лучах прожекторов. Концерт открывается песней I've Seen It All" с
саундтрека к "Танцующей в темноте".
Далее следует "Hunter" - песня, с которой для многих из нас началось
знакомство с этой потрясающей артисткой и композитором. Бьорк с удовольствием
оглядывает хлопающй зал и изображет руками барабанную дробь. Становится
очевидным, как будет решена
инструментальная часть вечера: основную тему задает компьютер, а на сцене
вместе с Бьорк присутствуют арфистка Зина Перкинс и струнный оркестр. Игра
четко регламентирована - Бьорк ни разу не оборачивается на сопровождающий
состав, ни разу не сбивается, не фальшивит, не делает лишних движений. Вместе с
тем, она очень экспрессивна, и когда начинает танцевать или смешно скакать по
сцене, забывает, кажется, обо всем на свете. Именно в этот момент и возникает
ощущение, что перед нами - пятилетняя девочка, которая просто танцует
и шалит, и радуется так искренне, так открыто, как могут радоваться только
дети.
На одном дыхании
промелькнули "Five Years" и клавесинная "Scary". Концертные
версии этих песен
- довольно жесткие, это почти индастриал, это больше напоминает ранние работы
Бьорк, нежели два ее последних альбома. Когда звучит "Joga", на сцене
вспыхивает ряд огненных столбов - словно огромные газовые горелки, словно
иллюстрация к тезису "все хорошие девочки попадают в ад".
Но сразу за первым кульминационным моментом концерта
следует нежная, раздвигающая пространство "All
Is Full Of Love", а за ней - "Desired constellation",
"Heirloom", "Nameless" и An Echo a Stain". Во время
исполнения части песен на огромном экране
начинают перемещаться и трансформироваться мистические клипы: рукорыбы,
рыбоптицы и странные
фантазии, навеянные сигаретным дымом.
На "Pagan Poetry" и "Bachelorette" я с удовольствием обнаруживаю, что
немалая часть публики подпевает певице и старую, и новую вещи с равным
энтузиазмом, а большая часть партера усеяна огнями зажигалок. Основную часть
концерта завершают "Hyperballad" и Pluto, во время исполнения
которой сцену вновь освещают огненные языки, а вокруг начинают бить каскады
пиротехники. Концерт завершен? - не тут-то было: очевидно, что Бьорк не
отпустят.
И она выходит на бис. Ее глаза сияют. Она благодарит публику и представляет
состав, игравший с ней сегодня, отдельно представляет мисс Перкинс, а та
начинает красивой импровизацией на арфе тему из "Palmstroke" - нежной,
удивительно точной песни о любви.
На десерт публика получает любимую "песню с медведем" - "Human Behavior"
- и на этом нынешний
The Best окончательно завершен, выпит до дна, словно стопка огненной воды, и мы
бредем из зала совершенно ошарашенные, и влюбленные, и слепые.
Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт.
Дата рождения:
21 ноября 1965
Подробности из жизни:
Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт. Она выпустила первый альбом в 11 лет, потом прошла путь от панка до авангардной неоклассики, снималась в кино, записывалась дуэтом с Томом Йорком (Thom Yorke) и выпускала приложения для iPad. Ей всегда есть, чем удивить.
Бьорк Гудмундсдоттир (Bjork Gudmundsdottir, имя в переводе с исландского означает "береза") росла в Рейкьявике музыкальным вундеркиндом – пела, играла на фортепиано и еще в нежном возрасте попала в поле зрения местных боссов рекорд-индустрии. Она рассказывает об этом с долей юмора.
"У нас, в Исландии, было радио-шоу, где каждый, кто хоть что-то делал хорошо, мог прийти и выступить, - вспоминает звезда, - кто-то умел показывать фокусы - он показывал фокусы. Кто-то умел крутить сальто - он крутил сальто. А я пела. Даже в школьном автобусе. Везде-везде. Всегда-всегда. Это было единственное, что я умела. В…
1899 – Ушел из жизни Король вальсов - так прозвали Иоганна Штрауса-младшего. Этот австрийский композитор, дирижёр и скрипач - автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт »»
1964 – Rolling Stones дебютировали в "Шоу Дина Мартина". Певец от души издевался над группой, отпуская шутки в стиле: "У них не такие уж длинные волосы, просто лбы пониже, а брови чуть повыше, чем у других" »»
1964 – Родился Керри Рэй Кинг - американский соло и ритм-гитарист, основатель и бессменный участник трэш-метал-группы Slayer. Известен также своим бескомпромиссным характером, экстравагантным внешним видом и любовью к змеям »»
1994 – Образована группа «СерьГа» »»
Allen GINSBERG (1926)
Тед КЁРСОН (1935)
Curtis MAYFIELD (1942)
Ian HUNTER (1946)
Michael CLARKE (1946)
Suzi QUATRO (1950)
DORO (1964)