BJORK  Гордая юная девица танцует и веселится

Как ни странно, нам повезло, что Bjork не приехала в Россию в прошлом году, когда ее тур "Vespertine" проходил в залах крупнейших оперных театров. В итоге московский концерт несколько проиграл в звуке и зрелищности, но зато существенно выиграл в массовости. Наш репортаж с концерта...

Говорят, биололгический возраст человека и возраст его души - вещи очень разные. Можно всю жизнь оставаться 16-летним, широко глядя в мир полными надежд и восторга глазами. Можно уже в 16 чувствовать себя старше своих сверстников лет на сто и остро переживать, что тебе суждено жить веком позже. Но есть любопытная порода людей - они рано становятся взрослыми, зрелыми мастерами, и при этом сохраняют открытость, непосредственность и чистоту восприятия пятилетних детей.
Такова Bjork.

Как ни странно это звучит, но нам повезло, что исландская певица не приехала в Россию в 2001-м или в 2002-м году, когда ее тур "Vespertine" проходил в залах крупнейших в мире оперных театров, в окружении солидных академических музыкантов и дорогого сценического антуража. В итоге концерт, конечно, несколько проиграл в звуке и зрелищности - но зато существенно выиграл в массовости. А это, согласитесь, - большое достижение для страны, в которой артисты класса Бьорк никогда не относились к звездам первого эшелона... Мода на хорошую музыку - прекрасная мода. Когда зритель, переслушав все, что можно, начнет разбираться в качестве подачи этой музыки, придет в наши залы и мода на хороший звук.

Разогревать исландскую диву предстояло "невинному созданию" Peaches - смешной и нелепой канадке в виниловых шортах и разнообразных лифчиках. Надо сказать, в России эта звезда музыкального порно уже выступала по клубам, и даже имела некоторый успех у наших самых маленьких зрителей. Но выпускать ее на сцену Олимпийского было явной ошибкой. Судите сами: под тупую, как отбойный молоток, драм-машину Peaches, призывно помахивая грудями, начинает речитатив: "I don't give a fuck. I don't give a shit. Fuck, fuck, fuck. Shit, shit, shit." И смотрит на толпу с видом победительницы: глядите-ка, чего я натворила! Народ, видавший и поцелуи Тату, и член Шнура, остается к призывам глух, храня подавленное молчание. Девушка обижается: "Я на понимаю русский, но имейте в виду: Бьорк пригласила меня сюда! Бьорк меня любит! Так что давайте подпевать!" Не видя никакой реакции - взрывается: "Может быть, вы меня не поняли? JA NRAVLUS' BJORK!" Из толпы раздается свист в том смысле что да, поняли, проваливай скорее, чучело огородное. И не надо глотать перед нами несъедобные предметы, и не надо менять белье - выключи свою рэйв-шарманку, дай музыку послушать.
На этом Peaches, окончательно обидевшись, собирает разбросанные по сцене лифчики и оставляет плотную толпу стоять под авангардные звуки струнных. Концерт для скрипки в сопровождении возмущенной публики продолжается еще почти час. В переполненном партере кому-то становится плохо. В конце концов на задник сцены опускается театральный занавес, и под рев тысяч любителей исландской музыки появляется Она.

Бьорк известна своими экстравагантными нарядами, и в этот раз она не обманывает ожиданий публики: на ней - черная балетная пачка, синие сапоги и синие перья, расположенные вокруг ушей как две огромные ромашки. Кто угодно выглядел бы в этом причудливом одеянии совершенно идиотски - но не Бьорк. Она резво пробегает по сцене и становится к микрофону - очень графичная в четких лучах прожекторов. Концерт открывается песней I've Seen It All" с саундтрека к "Танцующей в темноте".
Далее следует "Hunter" - песня, с которой для многих из нас началось знакомство с этой потрясающей артисткой и композитором. Бьорк с удовольствием оглядывает хлопающй зал и изображет руками барабанную дробь. Становится очевидным, как будет решена инструментальная часть вечера: основную тему задает компьютер, а на сцене вместе с Бьорк присутствуют арфистка Зина Перкинс и струнный оркестр. Игра четко регламентирована - Бьорк ни разу не оборачивается на сопровождающий состав, ни разу не сбивается, не фальшивит, не делает лишних движений. Вместе с тем, она очень экспрессивна, и когда начинает танцевать или смешно скакать по сцене, забывает, кажется, обо всем на свете. Именно в этот момент и возникает ощущение, что перед нами - пятилетняя девочка, которая просто танцует и шалит, и радуется так искренне, так открыто, как могут радоваться только дети.
На одном дыхании промелькнули "Five Years" и клавесинная "Scary". Концертные версии этих песен - довольно жесткие, это почти индастриал, это больше напоминает ранние работы Бьорк, нежели два ее последних альбома. Когда звучит "Joga", на сцене вспыхивает ряд огненных столбов - словно огромные газовые горелки, словно иллюстрация к тезису "все хорошие девочки попадают в ад".

Но сразу за первым кульминационным моментом концерта следует нежная, раздвигающая пространство "All Is Full Of Love", а за ней - "Desired constellation", "Heirloom", "Nameless" и An Echo a Stain". Во время исполнения части песен на огромном экране начинают перемещаться и трансформироваться мистические клипы: рукорыбы, рыбоптицы и странные фантазии, навеянные сигаретным дымом.
На "Pagan Poetry" и "Bachelorette" я с удовольствием обнаруживаю, что немалая часть публики подпевает певице и старую, и новую вещи с равным энтузиазмом, а большая часть партера усеяна огнями зажигалок. Основную часть концерта завершают "Hyperballad" и Pluto, во время исполнения которой сцену вновь освещают огненные языки, а вокруг начинают бить каскады пиротехники. Концерт завершен? - не тут-то было: очевидно, что Бьорк не отпустят.

И она выходит на бис. Ее глаза сияют. Она благодарит публику и представляет состав, игравший с ней сегодня, отдельно представляет мисс Перкинс, а та начинает красивой импровизацией на арфе тему из "Palmstroke" - нежной, удивительно точной песни о любви.
На десерт публика получает любимую "песню с медведем" - "Human Behavior" - и на этом нынешний The Best окончательно завершен, выпит до дна, словно стопка огненной воды, и мы бредем из зала совершенно ошарашенные, и влюбленные, и слепые.

18.07.2003, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Сайт: bjork.com

BJORK

Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт.

Дата рождения:

21 ноября 1965

Подробности из жизни:

Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт. Она выпустила первый альбом в 11 лет, потом прошла путь от панка до авангардной неоклассики, снималась в кино, записывалась дуэтом с Томом Йорком (Thom Yorke) и выпускала приложения для iPad. Ей всегда есть, чем удивить.

Бьорк Гудмундсдоттир (Bjork Gudmundsdottir, имя в переводе с исландского означает "береза") росла в Рейкьявике музыкальным вундеркиндом – пела, играла на фортепиано и еще в нежном возрасте попала в поле зрения местных боссов рекорд-индустрии. Она рассказывает об этом с долей юмора.
"У нас, в Исландии, было радио-шоу, где каждый, кто хоть что-то делал хорошо, мог прийти и выступить, - вспоминает звезда, - кто-то умел показывать фокусы - он показывал фокусы. Кто-то умел крутить сальто - он крутил сальто. А я пела. Даже в школьном автобусе. Везде-везде. Всегда-всегда. Это было единственное, что я умела. В…

Далее... →