STAR ONE  Live On Earth

Прошлогодний сольный проект Арджена Энтони Люкассена, гитариста крепкой, но не слишком известной группы Ayreon, многие воспринимали исключительно как прикол. Яркий, эффектный - но всего лишь...

Прошлогодний сольный проект Арджена Энтони Люкассена, гитариста крепкой, но не слишком известной группы Ayreon, многие воспринимали исключительно как прикол. Яркий, эффектный - но всего лишь прикол. Правда, потом обратили внимание на то, что стороннее детище музыканта получилось чуть ли не на порядок интереснее его основной группы, а приглашенный из Symphony X вокалист Рассел Аллен, равно как и Дэмиан Уилсон, бывший фронтмен Threshold, по-настоящему раскрываются, взаимодействуя друг с другом в театральном ведении диалогов расписанных по ролям песен Star One. И наконец, самая лучшая изо всех дизайнерских работ студии "Progart" - буклет "прикольного" компакта. Собранные для одноразовой акции компоненты вступили в бурную химическую реакцию. Неожиданный успех следовало развивать.
Люкассену несказанно повезло - четверо из пятерых участвовавших в записи "Space Metal" смогли принять участие в спешно организованном турне. Увы, из-за отсутствия Дэна Свано из программы концертов пришлось временно выкинуть две успевшие стать знаковыми для shi-fi-фанов композиции прошлогоднего альбома - "Master Of Darkness" и "Sandrider". Зато неожиданно усилились "female vocals": на помощь Флоре Янсен пришла сестрица Ирена. Для исполнения же инструментальных партий Люкассен, сыгравший на "Space Metal" все, кроме ударных, собрал концертный состав под скромным названием Intergalactic Space Crusaders.
Нельзя сказать, чтобы концертные версии уже известных песен что-то добавляли к уже известным оригиналам: скорее, наоборот. "Starchild" звучит бледновато без пары-тройки спецэффектов из тех, что достижимы только в студийных условиях. В "High Moon" вокалу Дэмиана не хватает того хора, что создавался в записи оригинальной версии методом многократного наложения. По-настоящему превзойти студийную версию группе удалось, пожалуй, лишь на "The Eye Of Ra": живая игра актеров-вокалистов вкупе с оформлением сцены в стиле телесериала "Звездные Врата" превратила эту композицию в настоящий мини-мюзикл с потрясающими по глубине финальными распевками.
Основная ценность программы, однако, не в этом. А в наличии на альбоме массы крайне интересных песен, которые ранее не имели студийного эквивалента. Довольно редкий случай - в качестве прецедентов подобному из рок-истории можно навскидку вспомнить лишь "Картинки С Выставки" в версии ELP да пару-тройку песен с московского концерта Uriah Heep 1987 года.
Интересно, что при этом в новых песнях группа довольно часто отклоняется от свежеизобретенного звучания. Если гимноподобные и мрачные электронно-металлические номера "Eyes Of Time", "Into The Black Hole" и "Dawn Of A Million Souls" еще как-то вписываются в концепцию "Space Metal", то уже приятные полуакустические отступления вроде "Dreamtime" или продолжающей линию "Звездных Врат" песни "Isis And Osiris" - откровенный реверанс в сторону ранних ELP и King Crimson. Другой полюс - "Castle Hall", выдержанный в духе суровых сказок Ронни Дио периода его сотрудничества с Black Sabbath. Ну, а потрясающие баллады "Actual Fantasy" (соло на флейте - Ева Эльберинг) или "Valley Of The Queens", где выходит на передний план потрясающий дуэт голосов Флоры и Ирэны, это вообще нечто неожиданное. Неизвестно, будут ли впоследствии какие-нибудь из этих композиций позже записаны начисто, однако уже сам факт их наличия выводит Star One за рамки разовой акции.
Пользуясь форматом проекта и собирая команду "межгалактических крестоносцев" по вдохновению, а не по велению боссов из фирм грамзаписи, коммандер Люкассен, похоже, еще не раз сможет порадовать метал-хэдов, поклонников арт-рока и любителей "космических опер" своими необычными творениями.

11.06.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)