Ностальгия - двигатель торговли. В первый раз я написала это 9 лет назад, и с
тех пор меня регулярно тянет вставить сей афоризм в любой репортаж с концерта,
подобного тому, что случился 14 марта в ГКЦЗ "Россия". Однако удачно сказанная
фраза может быть новой лишь один раз - дальше она превращается в расхожий
штамп, разменную монету остряка. Как и удачно найденная музыкальная форма,
эксплуатировать которую до
бесконечности могут лишь люди, остро нуждающиеся в кредитах социума.
Несколько седовласых призраков богемно-интеллектуального прошлого
материализовались в Москве прямиком из 1969 года, подкинув наблюдателям
неплохой повод для размышлений о механизме создания трибьют-бэндов.
К примеру, знаете ли вы, что команда, исполняющая в своей программе ранние вещи
группы
King Crimson, впервые заявила о себе всего год назад - летом 2002 года?
Знаете ли вы, что основной целью сплочения этой команды Майкл Джилз называет
"привнесение прошлого в настоящее"?
А в курсе ли вы, что нынешние гастроли трибьют-бэнда 21st Century Schizoid
Band чуть было не повлекли за собой отказ от гастролей настоящего,
ныне действующего и благополучно развивающегося состава KC, записавшего
с 70-х более десяти альбомов, последний из которых вышел в прошлом году?
Итак, пора представить публике всех героев нынешнего шоу и всех, кто старается
держаться от этого
шоу подальше.
Как видите, все эти люди имеют к King Crimson самое
непосредственное отношение. Они - соавторы первых альбомов, верные соратники
Роберта Фриппа (Robert Fripp) и Синфилда (Peter Sinfield),
постоянные герои заднего плана. Более того: их из старого состава - трое, а
Фрипп выступает под вывеской CK один. Но в том-то и отличие лидера от "группы
поддержки": лидер неуклонно двигается вперед, а '21st Century Schizoid Band' не
предлагает слушателю ничего, кроме декларации намерений эксплуатировать былые
хиты - а там, авось, кривая вывезет.
Дальше тест на чистоплотность проходят промоутеры шоу. Российские организаторы
концерта тест позорно провалили, написав на всех афишах огромными буквами
"King Crimson", а сверху мелким шрифтом - реальное название
трибьют-бэнда. Узнав об этом, Фрипп объявляет на своем сайте, что у него резко
пропало желание ехать в Россию. Предвидя, что наглая подтасовка не останется
незамеченной, и
группа услышит в своей адрес немало неудобных вопросов, организаторы отменяют
аккредитацию прессы на концерт, а на пресс-конференцию допускают только
"проверенные" издания со строгим фейс-контролем. Отмена съемки, полный отказ от
комментариев. Странное ощущение, что ты попадаешь на закрытую вечеринку, устроенную
провинциальными мафиози для коллег и друзей клана.
А теперь давайте попробуем абстрагироваться от всей этой малоприятной
предыстории, и я расскажу вам, что же, собственно, было на концерте.
А было так: ниже всякой критики - разогревающая группа Африка (все, кто
имеет обыкновение кидаться в музыкантов гнилыми помидорами, не забудьте
добавить этим лабухам парочку от нашей редакции), недолгое ожидание в темноте,
свет - и знакомая с детства "Peace - Beginning".
Играют эти приятные седовласые джентльмены очень мощно и уверенно, вступление в
два сакса - выше всяких похвал. Саксофон Макдональда определяет и течение
дальнейшей программы: его ироничное соло в "Cat Food", пара
самостоятельных вещей Иэна (кстати, Let There Be Lights" - очень
красивая и
цельная) тоже пестрят его красивыми партиями. Букально с первых композиций
чувствуется, что оба лидера команды тяготеют в своих импровизациях к салонному
джазу (каковым, собственно, и занимался один из них на протяжении последних 30 лет).
Джакко старается поразить зал если не игрой, то хотя бы общением: старательно
выговаривая трудные русские слова, он предваряет песни опусами типа: "В
Англии в этом году много продавали сингл, который издали молодые русские
лесбиянки. Но мы, к сожалению, не молодые, не русские и не лесбиянки - sorry,
please forgive me. Не лесбиянки. Однако мы сыграем вам вот это..."... - и
группа исполняет прекрасную, как сон, "Silence".
Игра в две флейты в "In The Court Of The Crimson King" и I Talk To The Wind" (которой ради
такого случая слегка изменили ритмический рисунок) достойна
всяческих похвал. Уверенная, мощная "Ladies Of The Road" вызывает у
публики бурю восторга.
Однако и здесь все не так гладко: отвратительная работа звукооператора пускает
под хвост всю работу ритм-секции, микрофоны "заводятся" на каждой второй вещи.
Жуткий треск издают фронтальные колонки. Публика нетерпелво свистит каждый раз,
когда происходит очередной сбой.
Уже в самом конце звучит мудрая "Epitaph" - снова с нетипичной импровизацией, и снова - с "проваленными" микрофонами.
На бис, разумеется, исполняют "The 21st Century Schizoid Man" - можно подумать, в этом концерте на бис могло звучать что-либо другое.
Одним словом, раз уж взялись реанимировать легенду - реанимируйте ее по всем
правилам. Ностальгия - слишком хрупкое чувство, чтобы позволять себе
пренебрежительное отнощение к тем, в ком вы пытаетесь ее возбудить.
А если для вас King Crimson - не продукт торговли, а предмет меломанской
страсти, дождитесь лета, когда в
Москву нагрянет с визитом Роберт Фрипп...
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)