21st CENTURY SCHIZOID BAND  Двигатель торговли

Несколько седовласых призраков группы King Crimson материализовались в Москве прямиком из 1969 года, подкинув наблюдателям неплохой повод для размышлений о механизме создания трибьют-бэндов...

Ностальгия - двигатель торговли. В первый раз я написала это 9 лет назад, и с тех пор меня регулярно тянет вставить сей афоризм в любой репортаж с концерта, подобного тому, что случился 14 марта в ГКЦЗ "Россия". Однако удачно сказанная фраза может быть новой лишь один раз - дальше она превращается в расхожий штамп, разменную монету остряка. Как и удачно найденная музыкальная форма, эксплуатировать которую до бесконечности могут лишь люди, остро нуждающиеся в кредитах социума.
Несколько седовласых призраков богемно-интеллектуального прошлого материализовались в Москве прямиком из 1969 года, подкинув наблюдателям неплохой повод для размышлений о механизме создания трибьют-бэндов.

К примеру, знаете ли вы, что команда, исполняющая в своей программе ранние вещи группы King Crimson, впервые заявила о себе всего год назад - летом 2002 года?
Знаете ли вы, что основной целью сплочения этой команды Майкл Джилз называет "привнесение прошлого в настоящее"?
А в курсе ли вы, что нынешние гастроли трибьют-бэнда 21st Century Schizoid Band чуть было не повлекли за собой отказ от гастролей настоящего, ныне действующего и благополучно развивающегося состава KC, записавшего с 70-х более десяти альбомов, последний из которых вышел в прошлом году?

Итак, пора представить публике всех героев нынешнего шоу и всех, кто старается держаться от этого шоу подальше.

  • Иэн Макдональд (Jan McDonald - флейта, синтезатор, саксофон, меллотрон, перкуссия) - мультиинструменталист, автор двух авангардных пьес и сольника 'Drivers Eyes'. Соавтор двух "программных" альбомов King Crimson образца все 69-го: "In The Court of The Crimson King" и "In The Wake of Poseidon". После распада группы переключился на сессионную работу.
  • Майкл Джилз (Michael Giles, барабаны, перкуссия, вокал) - тоже "шизоид" из 69-го, однако был заменен на Энди Маккаллоха еще в период работе над "Lizard". Выпустил вместе с Макдональдом релиз 'McDonald And Giles', не имевший никакого успеха, после чего тоже стал сессионным музыкантом, и на этой ниве преуспел.
  • Пасынок Майкла Джакко (Jakko Jakszyk) на гитаре - разумеется, он был слишком мал для того, чтобы играть в оригинальном составе CK, однако именно ему отчим и предложил стать лидер-вокалистом и гитаристом команды, катающей по городам и весям программу из трех альбомов и нескольких робких сольников.
  • Плюс брат Майкла Питер на басу. Правда, через полгода в Майкле Джилсе просыпается неуютное чувство, и он покидает состав. Его заменяют на Иэна Уоллеса (Jan Wallace) - тоже сессионщика.
    И тут в студии Питера Гэбриела, где новый состав пытается записать альбом каверов, материализуется второй саксофонист CK - Мел Коллинз (Mel Collins - флейты, синтезатор, саксофон, альт-сакс), игравший в составе группы в 70-м. Период творческого расцвета Коллинза пришелся на работу с группой на альбоме "Lizard". Ныне он - полноправный член трибьют-группы 21st Century Schizoid Band.

    Как видите, все эти люди имеют к King Crimson самое непосредственное отношение. Они - соавторы первых альбомов, верные соратники Роберта Фриппа (Robert Fripp) и Синфилда (Peter Sinfield), постоянные герои заднего плана. Более того: их из старого состава - трое, а Фрипп выступает под вывеской CK один. Но в том-то и отличие лидера от "группы поддержки": лидер неуклонно двигается вперед, а '21st Century Schizoid Band' не предлагает слушателю ничего, кроме декларации намерений эксплуатировать былые хиты - а там, авось, кривая вывезет.
    Дальше тест на чистоплотность проходят промоутеры шоу. Российские организаторы концерта тест позорно провалили, написав на всех афишах огромными буквами "King Crimson", а сверху мелким шрифтом - реальное название трибьют-бэнда. Узнав об этом, Фрипп объявляет на своем сайте, что у него резко пропало желание ехать в Россию. Предвидя, что наглая подтасовка не останется незамеченной, и группа услышит в своей адрес немало неудобных вопросов, организаторы отменяют аккредитацию прессы на концерт, а на пресс-конференцию допускают только "проверенные" издания со строгим фейс-контролем. Отмена съемки, полный отказ от комментариев. Странное ощущение, что ты попадаешь на закрытую вечеринку, устроенную провинциальными мафиози для коллег и друзей клана.

    А теперь давайте попробуем абстрагироваться от всей этой малоприятной предыстории, и я расскажу вам, что же, собственно, было на концерте.
    А было так: ниже всякой критики - разогревающая группа Африка (все, кто имеет обыкновение кидаться в музыкантов гнилыми помидорами, не забудьте добавить этим лабухам парочку от нашей редакции), недолгое ожидание в темноте, свет - и знакомая с детства "Peace - Beginning".
    Играют эти приятные седовласые джентльмены очень мощно и уверенно, вступление в два сакса - выше всяких похвал. Саксофон Макдональда определяет и течение дальнейшей программы: его ироничное соло в "Cat Food", пара самостоятельных вещей Иэна (кстати, Let There Be Lights" - очень красивая и цельная) тоже пестрят его красивыми партиями. Букально с первых композиций чувствуется, что оба лидера команды тяготеют в своих импровизациях к салонному джазу (каковым, собственно, и занимался один из них на протяжении последних 30 лет).
    Джакко старается поразить зал если не игрой, то хотя бы общением: старательно выговаривая трудные русские слова, он предваряет песни опусами типа: "В Англии в этом году много продавали сингл, который издали молодые русские лесбиянки. Но мы, к сожалению, не молодые, не русские и не лесбиянки - sorry, please forgive me. Не лесбиянки. Однако мы сыграем вам вот это..."... - и группа исполняет прекрасную, как сон, "Silence".
    Игра в две флейты в "In The Court Of The Crimson King" и I Talk To The Wind" (которой ради такого случая слегка изменили ритмический рисунок) достойна всяческих похвал. Уверенная, мощная "Ladies Of The Road" вызывает у публики бурю восторга.
    Однако и здесь все не так гладко: отвратительная работа звукооператора пускает под хвост всю работу ритм-секции, микрофоны "заводятся" на каждой второй вещи. Жуткий треск издают фронтальные колонки. Публика нетерпелво свистит каждый раз, когда происходит очередной сбой.

    Уже в самом конце звучит мудрая "Epitaph" - снова с нетипичной импровизацией, и снова - с "проваленными" микрофонами.

    На бис, разумеется, исполняют "The 21st Century Schizoid Man" - можно подумать, в этом концерте на бис могло звучать что-либо другое.

    Одним словом, раз уж взялись реанимировать легенду - реанимируйте ее по всем правилам. Ностальгия - слишком хрупкое чувство, чтобы позволять себе пренебрежительное отнощение к тем, в ком вы пытаетесь ее возбудить.
    А если для вас King Crimson - не продукт торговли, а предмет меломанской страсти, дождитесь лета, когда в Москву нагрянет с визитом Роберт Фрипп...

  • 15.03.2003, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

    21st CENTURY SCHIZOID BAND