OYSTER BAND  Остановка - это смерть

Мы не любим слов "народная музыка", зато любим слово "фолк". А на языке английских критиков оно долгое время обозначало нечто отстойное, даже шутка такая была: "отгадайте ругательство из 4 букв, первая - F, последняя - K. Ответ - FOLK". Столь же отстойной считалась и эта музыка. Так было, пока не пришли The Pogues и Oyster Band. Истоки The Pogues - в панке, Oyster Band изначально исполняли именно фолк. Но как исполняли!..

Слова - сами по себе вещь странная, а при переводе с одного языка на другой они становятся, как говаривала Алиса, все страньше и страньше. От словосочетания "народная музыка" за версту веет нафталином, от него тянет в сон, мерещатся дородные тетки в кокошниках и лысеющие мужики в косоворотках с балалайками наперевес. Мрак и ужас. Теперь произнесем английское "фолк" или "этно". Замерим пульс у подопытного - признаков аллергии не обнаружено. А скажем "фолк-панк" или же "этно-бит" - так пациент и вовсе оживится, припомнит неистовство The Pogues или же изыски Наташи Атлас (Natacha Atlas), порывисто затрясет головой и побежит на "Горбушку" за пачкой компактов. Между тем в английском языке, - точнее, в той его разновидности, на которой изъясняются музыкальные журналисты, это самое слово "folk" долгое время считалось жутко неприличным и отстойным, даже шутка такая была: "отгадайте ругательство из четырех букв, первая - F, последняя - K. Ответ - FOLK". Столь же отстойной считалась и музыка, попадающая под это определение. Так было, пока не пришли The Pogues и Oyster Band.

Конечно же, была жизнь и до того - Fairport Convention и Steeleye Span, только же это еще самое начало лохматых семидесятых. Если что и было в их музыке толкового, то забылось и мхом поросло, оказалось затоптано ботинками панков и хард-рокеров. Но в том и сила фолк-музыки, что она испытана и отфильтрована веками, поэтому для нее переждать лет десять-двадцать - совсем не проблема.
Если истоки The Pogues - в панке, то Oyster Band изначально исполняли именно фолк. В 1973 году известный английский скрипач Дэйв Арбус (Dave Arbus), которому случалось поигрывать на записях The Who, собрал коллектив, названный The Fiddler`s Dram. Арбусу ассистировали молодые музыканты, так или иначе имевшие отношение к Кентерберийскому университету: гитарист Алан Проссер (Alan Prosser), скрипач/пианист Иэн Тэлфер (Ian Telfer), басист Иэн Кири (Ian Kearey). Со временем те же самые люди стали поигрывать фолк-стандарты, но назывались они тогда уже более замысловато - The Whitstable Oyster Co. Ceilidh Band. К концу десятилетия интересы Арбуса и его более молодых коллег разошлись, с двойной природой группы было покончено, а название существенно упростилось.В результате в 1981 году появился Oyster Band, исполнявший смесь фолка с энергичным электрическим роком. Помимо Проссера, Тэлфера и Кири в группу вошли Джон Джонс (John Jones, вокал) и Рассел Лэкс (Russell Lax, барабаны). Каждый из музыкантов вносил в группу свое персональное видение обновленного фолка: Тэлфер был по происхождению шотландец, Джонс - из Уэльса, а у всех вместе получался подлинно британский фолк-рок.

Первую половину 80-х Oyster Band проводят в постоянных поездках по стране, сами себя записывая и сами же распространяя свои записи без всяких там рекорд-компаний. Компании в то время боялись не только слова "фолк", они побаивались и политизированных текстов песен: когда Oyster Band не исполняли классику британского фолка, они как заправские панки свирепо набрасывались на правительство и лично Маргарет Тэтчер. Пять лет такой жизни изрядно закалили группу и создали ей такую бойцовскую репутацию, какой можно было только позавидовать. Так что в 1986 году, когда дело дошло до первого нормального контракта и первого нормального альбома, за плечами у Oyster Band осталось многое - мили, годы и несколько самопальных альбомов. Это был зрелый коллектив, который точно знал, что он хочет и что он может.

Группой заинтересовалась независимая рекорд-компания с характерным названием Cooking Vinyl (то есть "винил домашнего изготовления"). И тогда, и сейчас компанию преимущественно интересовала нестандартная гитарная музыка с фолк- или психоделическими корнями. В разное время там оказывались Билли Брэгг (Billy Bragg), Cowboy Junkies, The Church, XTC. Политическая острота Cooking Vinyl тоже не пугала, за что фирма получила репутацию радикалов. Короче говоря, это было самое место для Oyster Band.

В 1986 году музыканты выплескивают накопившуюся энергию и ярость в первом официальном альбоме Step Outside, придавая классическим фолк-гармониям мощь электрическую мощь и скорость. В масс-медиа их не понимают - а где имидж? А где выстроенные отношения с прессой? Всё-таки фолк, пусть и новый - это ненормальная музыка.
Два года спустя выходит Wide Blue Yonder, он повторяет ключевые треки Step Outside с добавлением нескольких новых песен, том числе кавер-версии Билли Брэгга "Between the Wars". Специализированный журнал "Folk Roots" называет эту работу альбомом года.

Wide Blue Yonder стал последним альбомом, на котором сыграл Иэн Кири. После его ухода новым басистом группы стал Чоппер (Chopper), чье боевое крещение случилось на альбоме Ride (1989). Здесь из 12 треков 10 написаны группой (основные авторы - Тэлфер и Проссер), кавер-версий только две, но зато какие! Во-первых, стандарт "New York Girls", превращающийся на концертах в бесконечное веселье всей аудитории; во-вторых, неожиданное обращение к творчеству New Order "Love Vigilantes". Однако отторжения материала в последнем случае не происходит, потому что сюжетная линия песни - возвращение солдата с войны - вполне могла быть темой средневековой баллады.

Следующий год приносит группе удовольствие совместной работы с превосходной фолк-певицей Джун Тэбор (June Tabor). Альбом Freedom & Rain (1990) поднимает на новый уровень творчество и Джун, и группы: ранние альбомы Тэбор страдали некоторой скудостью аранжировок, в записях же Oyster Band никогда не было столь великолепного прочувствованного вокала. Для альбома Тэлфер отобрал только одну свою песню - слишком уж высок уровень остального материала: Ричард Томпсон (Richard Thompson), Лу Рид (Lou Reed), The Pogues и проверенная годами фолк-классика. В итоге - бесспорная удача, и Тэлфер в дальнейшем продолжит сотрудничество с Джун, поставляя певице песни для ее сольных альбомов.

После концертного альбома From Little Rock to Leipzig (1990) группа записывает новый материал на Deserters(1992) и получает восторженные отзывы уже не только от специализированной прессы, но и от таких респектабельных изданий, как Daily Telegraph и Q. Вообще, в 90-е обнаруживается, что странная, неправильная, немодная группа Oyster Band вдруг стала ключевой фигурой заметного и признанного музыкального течения: ведь соединять фолк с роком или электроникой теперь стало вполне обычным и прибыльным делом. Holy Bandits(1993) также имел успех, и для подросшего поколения фэнов группе пришлось заново записать 12 своих лучших песен для альбома Trawler(1994).
Но если кто-то предполагал, что хвалебные отзывы и сравнения с REM заставят Oyster Band утихомириться, он ошибался. Они отправились в студию вместе с Пэтом Колье (Pat Collier), - бывшим панк-басистом Vibrators и продюсером The Men They Couldn't Hang, и вышли оттуда с мощным Shouting End of Life (1995) - альбомом, где насыщенное роковое звучание сочеталось с традиционным для фолка сильным содержанием. Критика считает его самой политизированной из работ группы, но именно Shouting End of Life становится и самым крупным коммерческим успехом Oyster Band.

Давние враги Oyster Band - британские консерваторы - теряют власть, и это обстоятельство становится новым источником вдохновения для группы. Deep Dark Ocean (1997) звучит мягче и умиротвореннее, чем предыдущие записи. "Внезапно мы почувствовали, что в нас больше нет такой злости, как прежде", - говорят музыканты. Виноват в этой случившейся перемене Тони Блэр или же возраст музыкантов - сказать сложно. Тем более, что умиротворение - по-прежнему не лучшее слово для описания живых выступлений Oyster Band.
Под конец тысячелетия группа решила расстаться с Cooking Vinyl и создать свой собственный лейбл. Они назвали его "Running man", - "бегущий человек".
Oyster Band знают, что остановка - это смерть.

04.03.2003, Сергей ОСИПОВ (ЗВУКИ РУ)

OYSTER BAND

Дата образования:

1 января 1981