Итак. Сухой остаток. Сегодня у вас в гостях человек инфернальной наружности и непрекращающегося образа мысли, поэт и исполнитель, лидер ансамбля "Лунные Чары" из солнечной Португалии, - Фернандо Рибейро (Fernando Ribeiro).
Звуки.ru: - Давай начнем с разговора о самом главном: расскажи, пожалуйста, вкратце о грядущем новом альбоме. Насколько я понимаю, его название, сроки записи и дата выпуска пока держатся в секрете. Не мог бы ты дать хотя бы ориентир нашим читателям - когда им ждать, и чего ждать от нового "Moonspell"? Будет ли это продолжением "Darkness and Hope", вашего последнего альбома, или вы снова пойдете в новом направлении?
Фернандо: - В настоящий момент говорить о новом альбоме с
известной долей определенности просто бессмысленно. И, наверно, даже вредно -
мы уже столько переделали, передумали, изменили за последнее время - и, бог
знает, что еще может измениться в ближайшем будущем. По этой причине мы
покамест не хотим обнародавать название. Сроки - другое дело, это отнюдь не
секрет. Две недели назад мы закончили первичный вариант альбома здесь, в
Португалии, вместе с продюсером Вальдемаром Сорихтой (Waldemar
Sorychta). Окончательная запись состоится в Finnvox Studio в Финляндии.
Главным в аппаратной будет Хиили Хилесмаа (Hiili Hillesmaa).
Запись пройдет с марта по апрель. Дата выхода еще не определена.
Что касается собственно музыкальной стороны, то сейчас я могу оперировать
только общими фразами. О том, насколько он будет эмоцианален и экспансивен, об
его общей картине. Мы сами увлечены им, как увлекаются юноши, - это самое
четкое определение пока. И теперь мы должны передать это увлечение людям.
И, наконец, о направлениях и радикальных переменах. Мы только что нашли
свой стиль, свое звучание. Мы будем работать, взяв найденное за основу,
развивать и пытаться довести до совершенства. Этот тезис, можно сказать, и
будет девизом для нового альбома.
Звуки.ru: - До сих пор "Moonspell" не выпустил ни одного альбома, похожего на предыдущий. Это сознательный шаг? Скажем, прослушав написанное, вы вдруг решаете: "О, нет! Это похоже на "Sin" или, скажем, "Irreligious". Давайте переделаем или вовсе отбракуем". Или это естественный процесс?
Фернандо: - Нет, не бывает такого, чтобы кто-то говорил: "Давайте изменим то и это, потому что это похоже на что-то, что уже было". Я полагаю, это может быть только естественным процессом. Совсем недавно я прочитал биографию Celtic Frost, написанную самим Томом Фишером. Так вот, перемены в музыке Celtic Frost тоже были предметом постоянной, и горячей, полемики. Но до сих пор они остаются одной из самых авангардных групп, оказавших влияние на следующие поколения музыкантов, если не сказать больше. И будь я убежден, что перемены - это естественная, органичная и положительная штука, я бы остановился на этом примере. Да, "Moonspell" изменился, вырос, повзрослел, может быть, сделался более утонченным порой, а иногда, наоборот - более брутальным. Потому что по-другому и быть не может. Для нас музыка - это вызов, испытание, планка, которую надо брать постоянно. Гармония и разрушение одновременно. Кроули сказал как-то: "Через перемены мы можем вписать новые страницы в вечность, отбрасывая то, что ей не принадлежит". Я полностью согласен с ним.
Звуки.ru: - Скажи, вы не боитесь остаться на страницах истории рока "группой одной песни", как это уже получилось у Eagles с их "Hotel California"? Создается впечатление, что вы хотите уйти от этого - на последнем турне вы заканчивали "Full Moon Madness", а не "Alma Mater"...
Фернандо: - Нет, не боимся, и я не думаю, что нам уготована такая судьба. Может, я и ошибаюсь, но после "Alma Mater" у нас была "Full Moon Madness", после "Vampiria" - "Nocturna" и т.д. Мне кажется, нас запомнят по многим песням. Если у каждой песни - свое лицо, то "Moonspell" - это множество лиц. Это как n-мерное пространство, и мы не хотим двигаться вдоль одной единственной оси. Касательно песен, завершающих программу - обычно это песни, в которых есть эта эпическая жилка, нарастающее чувство торжественности, таинства. Это может быть "Alma Mater" или "Full Moon Madness" или какая-нибудь другая - это зависит от места, от обстановки, от настроения, в конце концов.
Звуки.ru: - Расскажи, пожалуйста, о каких-нибудь забавных (или, напротив, отнюдь не забавных) эпизодах из жизни рок-звезды. О каких-нибудь несовместимых с нормальностью эпизодах гастролей... Я слышал, например, что поездка в Южную Америку стала для вас довольно странным предприятием...
Фернандо: - Что до забавных эпизодов, то я чересур серьезный человек, чтобы вспоминать о них. Честное слово, игра в группе и сопряженный с нею образ жизни стали частью меня, и я воспринимаю это очень серьезно. Я ненавижу тех артистов и те группы, кто не относится серьезно к своему творчеству, или только делают вид. Занятная сторона такой жизни все-таки остается лишь одной из сторон. А если по существу твоего вопроса... Лично я вспоминаю гастроли в Польше, когда мы попали в ужасную автомобильную аварию, во-первых, а на второе - на несколько отмененных концертов. Южная Америка - да, это было что-то! Когда мы прилетели в Колумбию, всю дорогу от аэропорта до гостиницы наш водитель ехал по встречной, "чтобы произвести на нас впечатление". Надо сказать, это произвело на меня мало впечатления - я всю дорогу просмотрел в окно на огни вокруг Меделин. Незабываемое зрелище! Знаешь, так называемый "рок-н-ролльный образ жизни" совершенно не водушевляет меня. Я предпочитаю вспоминать, например, о том, как мы ехали на ночном поезде из Москвы в Петербург... Я - неисправимый романтик!
Звуки.ru: - Коль уж речь зашла... Какие твои самые яркие воспоминания от прошлогодней поездки в Россию?
Фернандо: - Я могу очень долго распространяться на эту тему! У меня после российских гастролей остался небольшой дневник, записи из которого я никогда нигде не публиковал. Но на этот раз я собираюсь опубликовать заметки о поездке в Россию в португальском "металлическом" журнале "Loud!", в котором у меня есть ежемесячная колонка. Так вот, что поразило меня больше всего - это неповторимая величественность, которая создает эту неповторимость, и из нее же проистекает. Как ни в одном другом месте в мире, я видел перед собой словно в перспективе великую историю России, и одновременно в мозаичных деталях образующие ее главы. Кроме того, удивительны люди, их образ мысли, поведения, их убеждения. Такие качества, как уравновешенность, дисциплинированность (и добавлю сюда же свободу), образованность. Качества, которые я высоко ценю, и которые исчезают в суетной Европе, ставшей тенью самой себя. Может быть, я видел только фасад, но с некоторых пор я не сужу о людях с наивностью, и многое из увиденного мною достойно восхищения. В Москве у меня родилась и сложилась идея для одной из главных песен для грядущего альбома; и это правда. Вы услышите!
Звуки.ru: - На сцене и на фотографиях ты выглядишь очень мрачным и таинственным типом. А как бы ты описал себя в реальной жизни?
Фернандо: - Я постоянно думаю и пишу и пытаюсь преодолеть суетное в моей голове. Обыденная жизнь все меньше и меньше занимает меня. Порой я рассматриваю каждодневную рутину как досадное происшествие, эпизод из полнометражного сна. Мрачный ли я или, ха, таинственный - я не знаю. Я над этим никогда не задумывался. Я обхожу такие вещи стороной.
Звуки.ru: - А вот о происшествиях... Можешь ли ты прокомментировать инцидент на миланском фестивале, когда ты предложил публике "насладиться "Spinal Tap" во время выступления Manowar?
Фернандо: - Обычно в таких случаях представляют группу и говорят прощальные слова. Но я чувствовал себя буквально о**анным, и ни о чем другом не думал. Сейчас, когда я стал постарше и поопытней, из уважения к себе я не опустился бы до этого. Manowar испугались, что кто-то "перебьет" их шоу. Мы выступали в одной обойме с исключительно "true"-metal командами, и никто из публики не протестовал. Но нам не дали использовать наш свет, аппарат на полную мощность и т.д. Только одной группе было позволено использовать свой собственный инвентарь, остальным - нет. Это глупо и пафосно, на мой взгляд. И я озвучил это перед публикой. Мне лично это ряжение в "образ рок-н-ролльщика" претит, мы не воспринимаем такой образ жизни слишком серьезно. Сейчас я предпочитаю даже не распространяться на эту тему, кто есть "true", а кто - не "true", - мы просто утираем пол на сцене этими группами. Что до Manowar, то я до сих пор люблю все, что они сделали вплоть до "Kings Of Metal", особенно "Hail To England" - это, так сказать, для печати.
Звуки.ru: - В виду того, что "Moonspell" появился на европейской сцене в середине 90-х, в самый разгар бума black metal, вас частенько рассматривали в одной обойме с норвежцами, не взирая на очевидные различия между традиционным black metal и "Wolfheart". Что ты сейчас думаешь об этой сцене, когда она фактически почила в бозе, когда все видные представители black metal остепенились: одни - отсидев, en masse, свое, другие - перейдя в весовую категорию более серьезного "шоу-бизнеса"? Изменилось ли твое мнение с годами? Стоило ли, вообще, на твой взгляд, "бороться" с христианством их способами? Или их "борьба" все же имела некоторую символическую ценность, т.к. они привлекли к себе внимание людей? Или, все же, они сражались с ветряными мельницами?
Фернандо: - Еще один вопрос, для полного ответа на который потребуется
несколько страниц. Вкратце могу сказать, что каждый раз, когда нас по
недоразумению соотносят с этим жанром и его родиной, у меня возникает чувство,
что это был не самый удачный день моей карьеры. У любого жанра есть свои
жемчужины, и, так сказать, провозвестники. Black metal обрел таковых, на мой
взгляд, во плоти Emperor, Mayhem и Arcturus, которые
добивались признания исключительно своим талантом и своей музыкой, чем
отличались от остальных. Это не может не вызывать уважения, особенно учитывая
окружающую их среду. Я всегда в душе протестовал против того, чтобы группы из
Норвегии диктовали моду и устанавливали некие правила, за которыми следовала
унификация. Это некий "культ силы", под фасадом которого на самом деле
скрывается лишь недостаток таланта и музыкальная убогость. Как известно, время
лечит, и оно же проясняет все. Как сказал бы один мой друг (писатель), "время
меняет все со временем". И сейчас мы видим, во что превратился black metal.
Хорошие группы распадаются, клоны самых великих, вплоть до Bathory, до
сих пор на плаву, и вся сцена, за несколькими исключениями - это просто
пародия, гротескная карикатура некогда "мужественного" жанра.
Что касается
их борьбы с христианством, ее можно рассматривать с точки
зрения привлечения внимания людей, хотя многие истории были преувеличены и
раздуты прессой и особо ретивым поклонниками, большинство из которых пребывало
в жестоком пубертативном периоде. Я слишком давно знаю этих людей, поэтому я
знаю, о чем говорю. "Граф Гришнак" прислал мне даже однажды кассету с
будущим первым альбомом Burzum в обмен на материал "Moonspell". Мое
мнение об этих клоунах может быть выкристаллизовалось, но никак не изменилось.
Покуда христианство было навязано их стране взамен собственной культуры, у них
есть все права бороться с ним. Но, как оказывается, это не было их главным
намерением. Понятие чистоты, идеала, имеет сугубо личное определение, и никто
не может навязывать его другим. Евронимус умер именно из-за этого. Меня
очень огорчает, когда я до сих пор вижу людей, придерживающихся этой малодушной
идеи: иногда даже в Португалии, где я считаю совсем немыслимым петь о замерзших
лесах, нордических мифах и рядиться в кольчуги, играя в викингов.
Звуки.ru: - Каково твое отношение к таким авторам, как ЛаВей, Ницше, и особенно, Юнг, так как в своих стихах, как мне кажется, ты в полной мере развиваешь его тему архетипа "Тени" в человеке? И, кстати, кто твой любимый автор?
Фернандо: - ЛаВей интересен с точки зрения понимания движения протеста конца
60-х, а также с точки зрения представления в простом и доходчивом
систематизированном виде очевидных протестных идей, которые он объединил,
иногда хорошо, иногда нет, в концепцию современного философского сатанизма.
Меня, как его внимательного читателя, он не устраивает. Подчас его идеи носят
просто-таки юношеский характер. Хотя я с уважением отношусь к работе Церкви
Сатаны, особенно к выпускаемому ими журналу "The Black Flame"
("Черное пламя"), а также к тем, кто впоследствии имел отношение к Церкви
Сатаны, т.к. они привнесли много нового в основные принципы "Сатанинской Библии".
Ницше - это совершенно другая история. Его имя и работы часто были используемы
в угоду текущей политической и исторической ситуации и сообразно
истолковываемы. Лично у меня его приверженность к греческой досократовской
школе и его сверх актуальные идеи (как, скажем, переоценка всех ценностей) до
сих пор вызывают подлинное уважение.
Юнг. Если я в чем-то перекликаюсь с ним, то это, очевидно, подсознательно. Я
никогда не углублялся в его работы.
Касательно моих предпочтений - у меня несчитанное число любимых авторов, - как
литераторов, так и философов. Особенно в случае, если эти два занятия совпадают.
Если тебе нужны имена, пожалуйста. Людвиг Фейербах, Иммануил Кант, Умберто Эко,
Никос Казанцакис, Рей Бредбери, Хосе Луи Пейхото, Шарль Бодлер, Густо Хорхе
Падрин, Уилльям Берроуз и много, много других. Я одержим чтением.
Звуки.ru: - Если я не ошибаюсь, ты вынашивал планы написания романа. Ты как-нибудь продвинулся в этом направлении? И как, кстати, обстоят дела с твоей первой книгой, сборником стихов "Como escavar um abismo" ("Как откопать бездну")? Я слышал, весь тираж был распродан... И, главное, будет ли книга когда-либо издана на английском?
Фернандо: - Да, планы были, пока однажды я не решил, что для того, чтобы поднять такой вес, я должен быть более дисциплинированным и зрелым автором. Поэтому я решил временно сосредоточиться на поэзии. В октябре 2001-го я выпустил "Como escavar um abismo", которая была затем переиздана еще раз. Оба тиража уже распроданы; надеюсь, будет и третье издание. Тем временем, я близок к завершению работы над второй книгой - мне осталось закончить около пяти поэм - которая будет издана в этом году более крупным издательством. Это будет более зрелая и совершенная работа. Что касается английского перевода "Como escavar...", смысл сделать его, конечно же, есть. Но мне нужно время, чтобы собраться с мыслями: перевод - это довольно мучительный процесс, особенно когда речь идет о поэзии. Покамест же у меня есть порядочное количество рассказов на свободные темы и несколько сказочно-мистических работ в духе Лавкрафта, из которых я однажды скомпилирую книгу, а также заготовки для двух других сборников стихов.
Звуки.ru: - Давай закончим на несерьезной ноте. Чтобы ты ответил, если какой-нибудь фанат обратился к тебе с вопросом: "Как откопать бездну?"
Фернандо: - Я бы предложил ему ложку.
Краткий толковый словарь сомнительных толкований:
В.О. Пелевин (р. 1923) - живой Будда Урган Джамбон Тулку VII. Автор
философских трактатов "Сад разбегающихся Петек", "Черный бублик", "Пленные
негуманоиды в штабе киевского военного округа", "Смерть от подводного ружья в
саду золотых масок" и др.
Вальдемар Сорихта - бывший участник Samael, ныне - продюсер,
работающий с группами компании Century Media. Продюсировал "Irreligious" (96) и
"Sin/Pecado" (98).
Хиили Хилесмаа - продюсер "Darkness & Hope" (2001)
Алистер Кроули - он же, по некоторым источникам, "Безумный Араб".
"Черный маг", мистик и декадент. За этими занятиями окончательно сторчался.
Spinal Tap - кинофильм, "культовый" в рок-среде Запада, вышедший в 1984
году, высмеивающий архетип рокера и "рок-н-ролльный образ жизни".
Милан - город в Италии, где состоялся фестиваль, во время которого
Moonspell выступали перед закрывавшими программу Manowar. Во время выступления
португальцев четверо мачо из Manowar выехали на своих мотоциклах на лужайку
рядом со сценой, всячески отвлекая внимание публики от Moonspell - дабы
приковать его к своим персонам. Перед тем, как уйти со сцены, Рибейро указал
пальцем в сторону Manowar и добавил в микрофон: "And now... Enjoy 'Spinal Tap'!"
Граф Гришнак (Count Grishnack) - он же Варг Квислинг Ларссон
Викернес (урожденный Кристиан Ларссон Викернес), он же "группа"
Burzum. В
настоящее время отбывает 21-летний срок (высшая мера наказания в Норвегии) за
убийство Ойстейна Аарсета ("Евронимуса") и поджог нескольких церквей.
Вина Викернеса в поджогах, однако, так и не была доказана в суде.
ЛаВей, Антон Шандор (1930 - 1997) - цирковой клоун; основатель "Церкви
Сатаны", автор "Сатанинской Библии" и ряда других занимательных книг для подростков.
Ницше, Фридрих Вильгельм (1844 - 1900) - предыдущий аватар живого Будды,
реинкарнабула Диониса и Заратустры. Прекратил христианство. Впрочем, вы сами
должны знать.
Юнг, Карл-Густав (1875 - 1961) - психолог и философ. В рок-среде и за ее
пределами известен как прародитель архетипа, что навряд ли верно. Отказывал
коллективу в сознании.
Сократ - ...Я думаю, на сегодня довольно.
Сингл Moonspell "Darkness And Hope" на Звуках >>>
1962 – В великобритании выходит дебютный сингл “Love Me do” тогда ещё малоизвестного квартета из Ливерпуля под названием Beatles. Песню написал Пол Маккартни в шестнадцатилетнем возрасте, пока прогуливал школьные уроки. Авторству Джона Леннона принадлежит отрезок в 8 тактов, записанных в… »»
1966 – В 1966 году в Лондоне собирается новая группа в составе басиста Ноэля Реддинга, ударника Митча Митчелла и гитариста, вокалиста и автора песен Джими Хендрикса. Трио получило название “The Jimi Hendrix Experience” и записало три студийных альбома, попутно заново придумав всю рок-музыку »»
Roger LEWIS (1941)
Steve MILLER (1943)
Brian CONNOLLY (1949)
Guy PEARCE (1967)