Музыкальная карьера  Статья 130

Конец года - время не только сдавать годовую отчетность, но и задавать себе и окружающим неудобные вопросы. Рок-журналист Морозов, к примеру, решил напоследок задаться вопросом: почему рок-журналистика так называется? Как обычно, ничего хорошего из этого не получилось...

Ведущим музыкальным изданиям и рок-журналистам посвящается....

"В связи с этим следует избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания"
З.С.Фрейд, "Половое воспитание подростков", Москва, 1980.

Как известно любой вопрос, не успев вызреть, уже червив ответом. Не составляют исключения и риторические вопросы, благо от риторического вопроса всегда можно отмахнуться риторическим ответом. Поэтому мы не видим ничего страшного в том, что мы будем больше задавать вопросов, нежели сами себе же на них отвечать. Так мы нанесем вам, читатель, больше вреда: ведь любая провокация несет в себе уйму вредоносного вещества в тротиловом эквиваленте, с помощью которого провоцируемый сам испортит какие нужно механизмы и построения. А в качестве предмета нашего членовредительства нас интересует ваша голова, так как остальные части вашего тела нам, к сожалению, пока недоступны.

О чем это мы? Ах, да, о вопросах. Так как прямого ответа на эти совершенно не затрагивающие ваше автономное функционирование вопросы мы давать не собираемся, ответы волей-неволей будут образовываться в вашей голове самостоятельно, поэтому источником провокации мы настоятельно требуем считать именно ее, и никак не нас. К тому же в наше тяжелое экономическое время передача каких-либо ответов на безвозмездной (имеется в виду финансовый отклик, а не желание набить морду) основе совершенно не представляется возможной. Вдобавок мы уже предвидим полное гнева лицо возмущенного читателя: "Это что же, субъективное мнение автора?!" Что вы! Попав в поле зрения вашего внимания пришлое мнение автора подвергается обсасыванию вашим сознанием, становясь его объектом. Как следствие, оно совершенно неотвратимо занимает место в таблице размещения ваших файлов, говоря понятным современным языком. То есть становится одним из ваших объективных мнений. Но нас в этой связи волнует не это. Если читатель издает такие вскрики, значит, он просто отказывается акцептовать нашу идею, переданную ему при полном соблюдении установленного порядка. А это для нас означает лишь то, что деньги на наш расчетный счет не придут.

А задать мы хотели вам вот какой вопрос. Так как до этого дня взяться в вашей жизни ему было неоткуда, можете его выслушать молча и не отвечать.
Единомышленники! Вы не знаете, почему так называемая отечественная рок-журналистика так называется? Это, наверно, такой специальный эпитет для обозначения горстки людей, не сумевших усесться в большой жизни, и пытающихся таким образом разместить себя посреди узкого мирка, в который они попали однажды в юности (и расстаться с которым им уже очень страшно), попросту говоря называемом "собутыльники", не располагая к тому ни талантом, ни знанием, а порой даже мало-мальски заметным образованием? Или это кодовое название широко распространенной умственной категории, характеризующейся крайне узкими вариативными признаками?

Если вам удалось ответить на наш первый вопрос, то следующие просто неизбежно вытекают из вашего ответа.

  • Кто и зачем это читает?
  • Кто и с какой целью совершает свои нападки на сочинительство?
  • Где же они, те рудники воли, та забытая родина стоического мужества, сыновья которой находят в себе силы из года в год, слово в слово, переписывать одни и те же древние скрижали?
  • И как тогда надо учиться в школе, чтобы новые и новые годы не приносили читающему осмысления написанного?
  • Кто тот древний мудрец, что оставил в наследство грядущим поколениям рок-журналистов Совка не только полное количество идей, с которыми им придется столкнуться в работе, но даже весь прейскурант употребимых слов?
  • И когда мы читаем эти рожденные в тягостных бдениях сочинения - отчего мы ловим себя на мысли, что читаем одно и тоже уже не первый год? (Справедливости ради отметим, что особо трудолюбивые журналисты все же ищут переосмысления на своем творческом пути, давая новые имена героям своих старых пьес. Иные и тем себя не утруждают, целиком и полностью полагаясь на наследие классиков.)

    Но откуда эта ужасная догадка? Зачем она терзает нашу повстанческую душу подлым конформистским сомнением? Порой нам кажется, что в отличие от нас, искренних патриотов собственной глупости, о возможности самостоятельных умственных упражнений догадались уже в "Крестьянке". (Не пугайтесь! Наша очередь подойдет после "МК" и перед "Мегаполис-Экспрессом". Так что вашим любимым рецензиям покамест ничто не угрожает.) Может, мы тоже идем вместе? И, простите, куда и кому принадлежит этот ощипанный годами затылок?..

    Соратники! Растолкуйте нам, в таком случае, десять отличий рока от всего остального случившегося! Rock - не тот ли это камень, что вышиб дух, а с ним и последние мозги, из олдового элэсдэшника? И мир Фьюри, Лири и Уорхоллов был придуман не для нас, а в издевку над нами?.. Но пока наш читатель прилагается к прилагательному "благодарный", о нашем позоре не узнает никто. В том числе и мы сами. (Вспомним же здесь главную фразу, из которой произошел не написавший за всю жизнь ни одной собственной строчки музыкальный критик: "Они исписались"!)

  • От приемов художника зависит восприятие картины зрителем. Кем предстают в наших работах т.н. рокеры, металлисты и прочие контркультурщики и апологеты нездорового образа жизни? Горсткой забытых в красном уголке стариков Козлодоевых, ностальгирующих по иным дням и украдкой ощупывающих штаны? Несколькими тысячами подростков, полагающих, что они возвышаются над серым рельефом по причине того, что (подчеркиваем!) слушают нечто другое, нежели подростки, рекламируемые по ТВ?
    Процесс прослушивания является пассивным, и сам слушатель участвует в нем с таким же успехом, как, скажем, стекло в шкафу. Тема, однако, видится нам крайне важной и интересной. Поэтому мы планируем ее развить в отдельной статье "О пассивных слушателях". Но вскользь зададим еще пару вопросов:
  • Принимает ли наблюдатель участие в созерцаемом процессе?
  • Если от прослушивания Роберта Фриппа сверхчеловек делается духовнее, то не имеет ли место рецессия при воспроизведении грамзаписи Аллы Б. Пугачевой?.
    И одновременно с этим - слушатели рока предстают в этих опусах пестующими свою обиду на общество, не показывающее ИХ кумиров по ТВ. Узким кругом знакомых, многие годы занятых бесконечной беседой о своих текущих пассивных предпочтениях и иногда собирающихся для совместного распития пива. - А ведь это уже оскорбление светлых чувств, за это по морде или вообще статья.


    И когда ты, читатель, переварил все это месиво внешне не сочетающихся вопросов, твой желудок сам задаст обратный встречный вопрос: "За что? По какому праву? Что они там писали о вкусной и творческой пище?" Но пока этого не произошло - желудки имеют свойство портиться с годами - нам придется тебе кое-что рассказать, читатель. Только просьба: не бросай в нас, читатель, тем камнем, ибо мы сами не ведаем, что творим. Оттого, что мы ничего не творим, а просто пишем о том, что и мы втайне мечтаем однажды стать большими мальчиками. А коль так, тебе в мире русской рок-писанины места не отводится никакого. Читатель.

    Все эти беды идут от непонимания подлинной природы Журналиста. Природа эта идентична природе телевидения и рекламных щитов, но никак не нормального человека. Дело в том, что когда появился первый человек, никаких журналистов еще не было в помине. Когда же вылепленные из глины фигурки ожили и появились первые продукты жизнедеятельности, в назидание человеку, а также затем, чтоб он не отставал от жизни (в смысле, не мешкал со смертью), был вылеплен Журналист, а из его ребра - Реклама. Для первочеловека природа Журналиста была совершенно ясна, но когда высох материал, из которого он был сделан, и развеялся запах, человек совершенно утратил это древнее знание. А ведь вопреки расхожему мнению, подлинное предназначение журналиста, как и рекламного щита, как и телевизионной картинки, вовсе не в кормлении ненасытного человека ненужной ему информацией, а в постоянном его бичевании и унижении с целью указания ему его места в общей схеме мироустройства.
    Поясним это на простых примерах: предназначение красочного билборда с безупречным девичьим лицом и рекламой средства личной гигиены - вовсе не в том, чтобы побудить мадам предклимактического возраста купить прокладки именно этой фирмы, и никакой другой. Его подлинная суть - в том, чтобы все выходящие из переполненного автобуса мужчины ни на минуту не забывали, что такую женщину они не смогут себе позволить даже в самом слюновыделительном сне. Другой пример: реклама таблеток от запора вовсе не ставит целью облегчить чьи-то страдания, а напоминает тем, кто еще не претерпел от этого порочного недуга, что в действительности наполняет человеческую сущность. Ни на йоту от рекламных душегубок не отличаются публицисты и теледикторы, ибо суть есть те же билборды повапленные.
    Дело всего журналистского сословия выражено емким английским словом mocking - то есть в издевательстве над героями своих репортажей, да и просто читателями, рядовыми работниками и служащими жизни. Откуда ж берется такая неприязнь? И, главное, спросите вы себя, за что? Не за то ли, что сами графоманы с ужасом знают, что сами они на жизненном поприще ни на что не пригодны? Вряд ли. Скорее, корни этого информационного Холокоста лежат в Талмуде и сионистском заговоре врагов. Чем же, как не жестокой каждодневной поркой человеческого сознания следует воспринимать разжигание зрительского интереса к предвыборной борьбе нанайских мальчиков? Как может психически здоровый человек искренне убеждать зевак, что под балахоном борются два разных человека? А в случае победы человека в красном над человеком в триколоре всем зрителям будет худо, и начнется это уже в фойе, где разносчики будут продавать пиво, но туалеты будут закрыты! - Только за деньги. Но этого мало! Для того чтобы тебе поверили, необходимо убедиться в этом самому, а сделать это, даже за большие деньги, непросто.
    Нужен другой стимул - а именно переходящее в ненависть презрение к зевакам. Как не оскорблением памяти живших донельзя по совести предков можно назвать бесстыжую морду высокопоставленного лица? Какие инстинкты призвана пробудить в человеке хроника каждодневных сцен насилия, смертей и увечий? А каким образом сообщение об очередной победе команды Франции по футболу над сборной Гондураса должно приблизить жизнь телезрителя к долгожданной всеохватывающей радости? Ведь после того, как телезритель выключит ящик, он встанет с кресла, пойдет на кухню, выпьет чаю, помочится, вычистит зубы и ляжет спать. Анонсируя завтрашние утренние новости, может ли диктор дать гарантии зрителю, что завтра тот проснется живым? Но вот вопрос: какой человек проснется завтра с утра? Что из себя представляет мир человека, в психику которого ежечасно насильственно имплантируются разрушающие ее информационные модули? Можно ли говорить, что опрысканная каждодневным дихлофосом пропаганды психика может быть устойчива к эрозии? Какое место человек занимает посреди мира информационных муляжей? И не есть ли они просто красные флажки, и если да, - то к какой насильственной смерти его гонят: под нож Черкизовского мясокомбината, под пулю автосалона Mercedes, или на неизбежную пугачевскую дыбу?

    Но высшая форма цинизма - это создание у читателей, слушателей и зрителей убежденности в том, что где-то рядом с ними находится совсем иная жизнь.
    Мы смело можем назвать это цинизмом высшей пробы, поскольку он отравляет собой все человеческие начинания, и все мысли жертвы информационного террора сводятся в одну точку. Эта точка находится там, где, по его мнению, расположена "иная жизнь". В ней нет места тому, во что он наступил в этой жизни, да и потом, по той жизни не ходят, а ездят и летают. Через совершенно незначительный с точки зрения тактической схемы, в которую он оказался вовлечен, период времени наш герой понимает, что точка с его иной жизнью нигде не находится, а стремление к ней все равно осталось. И тогда все, что остается от человека - это опустошенность, разочарование, отчаяние и озлобленность, которые и являются конечным продуктом всех информационных технологий. И тогда человек в отчаянии восклицает: "Почему именно в моей жизни нашлось место подвигу?" И тут-то цель всех совокупных информационных воздействий оказывается на 100 процентов достигнутой, и человека можно сдавать в утиль, так как родить его обратно вряд ли удастся.

    Что показывает зрителю и слушателю его воображение, или точнее - что пишут или показывают по его воображению? В принципе, набор этих образов ограничен, как набор учебных иллюстраций в Photoshop. Например, эстрадно-политическая элита, кушающая что-то очень вкусное с двузубых вилочек, не смущаясь тем, что на них сквозь телевизор смотрит, пуская слюну, огромная страна. Или шикарный джип бандитского банкира, будущего покойного. Но самыми отъявленными гадами являются рок-музыканты и их недалекие, а оттого невольные, пособники рок-журналисты. Конечно, все мы хотим перед смертью съесть что-нибудь в собственном джипе. Но "нельзя же забывать и про духовность"! И ведь не все в этой жизни продается и покупается, есть ведь, в конце концов, внезапная человеческая искренность! Так вот, они вплетают свои миазмы в самое нежное цветение нашей молодости, касаются самых высоких фибр души, пока не выясняется, что это не мы звучим, а на нас играют, как на пошлой гармошке, причем - под фонограмму.
    А как хочется забыться, отъехать куда-то за выцветшие и отклеившиеся в двух местах обои, и радоваться тому, что что-то обязательно будет, потому что может не быть у всех, кроме меня. Или даже ощутить себя причастным, частью нужного и небесследного, сидя на стуле и слушая день за днем, как кто-то крайне одухотворенный врывается из динамиков яростным напалмом в пасмурную московскую ноябрьскую квартиру. (Во всяком случае, пишут, что это происходит именно так.) Ведь там, под обоями, где-то живут таинственные светлые существа, про которых написано столько бескорыстных слов, чьи жизни состоят и из нашего времени и, наоборот, их жизнь мы переживаем как часть своей, и у которых не зазорно взять автограф. А они, о, повседневные! Они сидят подле телевизора и смотрят, как по нему их показывают на дискотеке, рукоположенными на зад радостных девок, и когда-нибудь не будет им счастья.
    Но однажды выясняется, что все сидят на одном и том же стуле, и называется он "гаротта". И повинны в том, что волна несет нашу жизнь в унитаз, конечно же, не мы, а поднявшие черную резиновую грушу таинственные светлые существа.
    И тогда одно из двух: мы или взрослеем и подсаживаемся к телевизору или садимся за клавиатуру и не стесняясь пишем о том, как... Как со своим первым альбомом, в котором нам удалось расслышать (и вам удастся, при желании) названия всех мыслимых для музыкального критика жанров и аналогии с предыдущими эпохалами, легендарный ансамбль "Молодежные" ловко взобрался на самую вершину Музыкального Олимпа. И там... И там побряцал мотнею. Ведь в жизни всегда есть место творчеству. А Федоров, сука, сидит сейчас в крутой аудиторской фирме. Под начальственным двухтомбовым столом. Вот бы и мне пристроиться куда-нибудь в "Лукойл"!.. Гринов так на...

    Но мы отвлеклись. Собственно, сказать, а точнее, если вы помните, спросить у вас, мы хотели не это. А вот что: кто тут над кем издевается?
    Я над собой?
    Я над писаками?
    Писаки над вами?
    Вы над собой?
    Ответы можно никуда не отсылать, оставьте их себе до востребования. И, прошу вас, не говорите, что вы не понимаете, о чем идет речь.

    P.S. По соображениям, предусмотренным статьей 130 УК РФ ("Оскорбление"), я не могу опубликовать свое фото вместе с автором этого материала.
    P.P.S. Это не провокация. Это рок-журналистика.

    Легендарный рок-журналист

  • 22.12.2002, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)

    Музыкальная карьера - свежие публикации: