THE MONKS  Истерика черного монаха

В нашей коллекции редких имен - пополнение. Читайте рассказ о команде, которая при должной раскрутке наверняка могла бы изменить, или, как минимум, ускорить развитие современной поп-музыки. Жесткий, необычный звук, веревки на шеях и аккуратные тонзуры на пяти гениальных головах - это The Monks...

Когда эта пластинка поступила в продажу, хозяевам музыкальных магазинов стоило наклеить на обложку стикер: "Не для слабонервых"... хотя эта мера предосторожности все равно не избавила бы покупателей альбома от шока по прослушивании. Представьте себе - вы достаете пластинку из чёрного конверта, с обратной стороны которого на вас угрюмо смотрят пятеро участников группы, похожих скорее на киллеров, чем на монахов, - и как только игла проигрывателя соприкасается с винилом, из колонок на вас обрушивается неслыханной силы шквал, сметающий всё на своем пути.
Прямой барабанный бит, квакающий единственной нотой орган, зубодробительный ритмический рисунок банджо, рваные ноты зафузованой гитары, а над этой какафонией - рэп-истерика юродивого вокалиста:
We don't like the army
What army, who cares what army?
Why do you kill all those kids in Vietnam?
My brother died in Vietnam
James Bond? Who's he?
Stop it, stop it, I don't like it
Pussy Galore is coming down
We like that
We don't like the atomic bomb
Stop it, stop it
I don't like it

Так начинается удивительная пластинка "Black Monk Time" команды The Monks, которая при должной раскрутке наверняка могла бы изменить, или, как минимум, ускорить развитие современной поп-музыки. Это настоящий отчаянный панк, записаный в 1965 году группой американских солдат с западногерманской военной базы - за много лет до появления Ramones и Sex Pistols. Настоящие аутсайдеры и фрики, на которых с опаской взирали потребители англоамериканской поп-продукции, на этом историческом этапе оказались никому не нужны. Пророки в чужом отечестве, они распались после нескольких неловких попыток коммерциализироваться, подстроившись под стандарты хит-парадов. Через много лет о них благоговейно заговорят прогрессивные музыканты, будет переиздан на CD их единственный альбом, и отдельно - демо к этому альбому с дифирамбами Джона Спенсера из John Spencer Blues Explosion на обложке.

Но тогда, в 66-ом, к моменту выхода пластинки, Время Черноых Монахов еще не наступило. The Monks, записавшие пластинку, вот уже два года по мере возможностей несли свою аномальную музыку в массы. Начав в 64-ом с перепевок Чака Берри и популярных серф-хитов, великолепная пятерка стремительно мутировала, перейдя к исполнению собственного, менее мелодичного материала. И если верить утверждению самих Монахов - а чисто хронологически это таки похоже на правду - то именно им история обязана открытием эффекта feedback. Как и все гениальное, это было до смешного просто: "Мне надо было срочно в туалет, ну и я оставил гитару на сцене, прислонив ее к усилителю, и забыл убрать громкость, - вспоминает Gary Burger, - И тут эта штуковина начала гудеть - всё громче и громче! И мы вдруг офигели от того, как ПРАВИЛЬНО вдруг все зазвучало!"

Регулярное использование фидбэка стало визитной карточкой The Monks. Когда же на фоне перманентного рева стал пропадать звук ритм-гитары, её решено было заменить на инструмент для рок-н-ролла скорее чужой и экзотичный - банджо. Этот пережиток кантри, бешено пульсирующий в руках Дэйва Дэя (Dave Day), удивительно органично прижился у Монахов.

The Monks проходили боевое крещение в гамбургских клубах Star Club и Top Ten, где за несколько лет до них оттачивали сценическое мастерство Битлз. Пятичасовые сеты для взыскательной нетрезвой аудитории - суровая школа рок-н-ролльной жизни. Но она принесла свои результаты - группа сыгралась и оформилась. Внешность Монахов по эксцентричности не уступала их музыке - черные рясы, кусок веревки вместо галстука ("Думаю, каждый носит на шее петлю - просто не у всех она видна", - так прокомментировал эту деталь своего туалета басист Едди Шоу (Eddie Shaw) ), и в довершение ко всему - аккуратно выбритые тонзуры. В Германии середины 60-ых такие парни выглядели пострашнее Мерилина Мэнсона сегодня.

В ноябре 65-ого The Monks отправились в студию и увековечили свою концертную программу, максимально приблизив студийное звучание к живому. Запись производилась на незатейливый четырёхдорожечник кёльнскими профессионалами, заработавшими головные боли от звуковых новаторств команды. Но свои обязаности они выполнили отменно: эпохальная пластинка "Black Monk Time" не потеряла актуальности до сих пор. Тяжелая артиллерия из арсенала Монахов - получасовая обойма потенциальных хитов, среди которых - "Shut Up", "I Hate You", "Complication" и "Drunken Maria" - это даже не пощечина общественному вкусу, а удар ниже пояса.

Промоутируя вышедший альбом, The Monks выступали на разогреве у крутых заезжих звезд - законодателей мод из Туманного Альбиона, и нередко хэдлайнеры проигрывали им по всем категориям. Гари Бургер и его команда последовательно разочаровались в своих коллегах - братья Дэйвисы из Kinks оказались, по их мнению, аррогантными мудаками, а Troggs на сцене не обладали сексапилом своего хит-сингла "Wild Thing". У Монахов к тому времени уже тоже был сингл - тяжелый маршеобразный "Complication", но несмотря на благожелательную критику, до места в чартах ему было еще далеко. Когда группа впервые получила чек с суммой процентов от продаж пластинки, на каждого из участников пришлось по десять долларов.

Не особенно помогли укреплению статуса группы и гастроли по ближнему к Германии зарубежью. Перед поездкой в Швецию The Monks выпустили еще один сингл с новыми песнями "I Can't Get Over You" и "Cuckoo". Сторона "А" показала, что группа готова на некоторые компромиссы в угоду тогдашнему формату. Более традиционный вокал органиста Лэрри Кларка (Larry Clark), тривиальный романтический текст и отсутствие обычной агрессивной подачи - было очень похоже на то, что Монахи готовы покаяться в грехах молодости, если только им посулят прощение ...

В Швеции группа засветилась на местном телевидении, дала несколько концертов и надебоширила в монастыре, где им однажды довелось ночевать - Гари Бургер сотоварищи приняли его за обычную гостиницу. А на самом деле дальновидный менеджмент решил, что для успешного развития карьеры группы необходим скандал.

Тем временем выход "Black Monk Time" в Англии и Америке откладывался на неопределенное время, а европейские продажи по-прежнему не радовали. Последняя отчаяная попытка The Monks пробиться в хит-парады с синглом "Love Can Tame The Wild" успехом не увенчалась - приближалось Лето Любви, хиппизм в облаках конопляного дыма носился в воздухе, и песни Монахов вопиюще диссонировали со всем происходящим. Последней каплей, исчерпавшей терпение группы, и без того находившейся на грани нервного срыва, стало предложение отправиться в тур по Вьетнаму. "Играть во Вьетнаме?.. Если нас тут же не укокошат местные, то это упущение наверняка устранят наши земляки-солдафоны!" - примерно в таком духе высказался барабанщик Роджер Джонстон (Roger Johnston), и без предупреждения отправился домой в Штаты. Вскоре его примеру последовал и Эдди Шоу с молодой немецкой супругой, которая не поощряла его увлечения музыкой.... Группа даже не распалась, а просто развалилась.

Пути пятерых американских монахов, заброшенных на немецкую землю, разошлись почти на четверть века. А в 1999 году интерес к творческому наследию The Monks вырос во всём мире настолько, что музыканты встретились вновь, и после пары репетиций осчастливили фэнов несколькими триумфальными камбэками.
Пластинка "Let's Start a Beat!", записанная во время этих концертов, а также "Black Monk Time" и изданная отдельно подборка ранних демо продаются сегодня в любом крупном интернет-магазине. И если вам вдруг захочется потратить честно заработаные деньги не на новый альбом смазливых юношей с обложки вчерашнего NME, а на сногсшибательный душераздирающий рок-н-ролл - The Monks будут самым правильным выбором.

20.12.2002, Юрий ГУРЖИ (ЗВУКИ РУ)

THE MONKS

В нашей коллекции редких имен - пополнение. Читайте рассказ о команде, которая при должной раскрутке наверняка могла бы изменить, или, как минимум, ускорить развитие современной поп-музыки. Жесткий, необычный звук, веревки на шеях и аккуратные тонзуры на пяти гениальных головах - это The Monks...

Дата образования:

1 января 1964

Подробности из жизни:

Когда эта пластинка поступила в продажу, хозяевам музыкальных магазинов стоило
наклеить на обложку стикер: "Не для слабонервых"... хотя эта мера
предосторожности все равно не избавила бы покупателей альбома от шока по
прослушивании. Представьте себе - вы достаете пластинку из чёрного конверта, с
обратной стороны которого на вас угрюмо смотрят пятеро участников группы,
похожих скорее на киллеров, чем на монахов, - и как только игла
проигрывателя соприкасается с винилом, из колонок на вас обрушивается
неслыханной силы шквал, сметающий всё на своем пути. Прямой барабанный бит,
квакающий единственной нотой орган, зубодробительный ритмический рисунок
банджо, рваные ноты зафузованой гитары, а над этой какафонией - рэп-истерика
юродивого вокалиста:

We don't like the army
What army, who cares what army?
Why do you kill all those kids in Vietnam?
My brother died in Vietnam
James Bond? Who's he?
Stop it, stop it, I don't like it
Pussy Galore is coming down
We like that…

Далее... →