Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.
David Byrne "Who Is the Sky?"
Предыдущий альбом Дэвида Бирна вышел аж семь лет назад, но имел как никогда внушительные по меркам его сольной карьеры последствия: пластинка "American Utopia" породила хитовый бродвейский мюзикл и фильм-концерт Спайка Ли. Как следствие, пять из эти семи лет по сути занял так называемый альбомный цикл, а еще два - спровоцированные перевыпуском "Stop Make Sense" спекуляции на тему возможного реюниона Talking Heads. Он, как известно, не случился, но сольные работы их экс-фронтмена все еще не роняют планку качества, установленную если не классическими, то как минимум поздними записями группы. Записанные с нью-йоркским Ghost Train Orchestra, эти задорно плескающиеся в океане духовых, струнных и перкуссий изворотливые песни вряд ли принесут Бирну новых поклонников, но те, что есть, традиционно не жалуются. Камео St. Vincent и Хейли Уильямс (Hayley Williams) вышли рудиментарными, хотя и лид-сингл "Everybody Laughs", и мариачи-этюд "What Is the Reason for It?" входят в число альбомных хайлайтов.
Robert Plant with Suzi Dian "Saving Grace"
Образцово верен себе и экс-фронтмен еще одной великой группы, любым разговорам о ее, Led Zeppelin, реюнионе всегда предпочитавший ходы конем вроде очередного переименования аккомпанирующего ему состава. Saving Grace и отдельно упомянутая на обложке альбома Сюзи Диан - уже четвертая, не считая орденоносной коллаборации с Элисон Краусс (Alison Krauss), группа Планта в этом веке - хотя, честно говоря, ничего принципиально нового она в его звучание не добавила. Когда-то заделавшись архивариусом и интерпретатором блюзовых и фолк-стандартов, на "Saving Grace" Роберт демонстративно ограничивается только чужими сочинениями, от старинного госпела Блайнд Вилли Джонсона (Blind Willie Johnson) до еще одной, уже третьей в репертуаре Планта песни с альбома "The Great Destroyer" слоукорщиков Low. Мода на американу стала в последние годы слишком повальной, чтобы от всего этого замирало сердце, но стареет Плант красиво, а поет, как и прежде, как бог.
The Divine Comedy "Rainy Sunday Afternoon"
Хотя предыдущая пластинка Нила Хэннона (Neil Hannon) вышла еще до пандемии, последние шесть лет он, мягко говоря, не скучал. 30-летие своей группы Хэннон отметил переизданием всей ее дискографии и релизом массивного (23CD!) ретроспективного бокс-сета, за которым последовала еще одна компиляция "The Best Of". Что еще важнее, пару лет назад Хэннон написал горсть оригинальных песен для голливудского мюзикла "Вонка", и есть подозрение, что на работу над 13-м альбомом The Diviny Comedy это повлияло прямо. Записанная на Abbey Road в неминуемом сопровождении оркестра, это пластинка, которая звучит красиво, дорого и - местами - как еще один мюзикл (см. "The Man Who Turned Into a Chair"). Впрочем, в свои лучшие моменты ("The Last Time I Saw the Old Man") Хэннон мастерски вызывает дух Скотта Уокера (Scott Walker), а в самые непредвиденные ("Mar-a-Lago by the Sea") и вовсе выдает что-то вроде политического комментария.
Ivy "Traces of You"
Солидные по чьим-то меркам паузы в шесть или семь лет откровенно меркнут на фоне 14 лет, разделяющих релизы предыдущего и нового - довольно непредвиденного и мало кем замеченного - альбома нью-йоркской инди-поп-группы Ivy. Ее сооснователь Адам Шлезингер (Adam Schlesinger) - лауреат "Грэмми" и "Эмми", номинант "Оскара" и "Тони", вероятно, наименее гламурный из соискателей EGOT - умер на заре ковида от связанных с ним осложнений, но дело его живо: все десять вошедших в "Traces of You" песен родились из записанных с Адамом черновиков. Оставшиеся в ответе за наследие Ivy супруги Энди Чейс (Andy Chase) и Доминик Дюран (Dominique Durand) постарались на славу: служащий как трибьютом Шлезингеру, так и изящным апдейтом их бренда дрим-попа, это, возможно, лучший альбом Ivy с прошлого века, когда они слыли американским ответом Lush. В Дюран, всегда звучавшую как хрестоматийная француженка в Нью-Йорке, тут как будто вселяется дух Шарлотт Генсбур (Charlotte Gainsbourg) - особенно когда группе ассистирует вездесущий барабанщик Бека (Beck) и Air Джоуи Уоронкер (Joey Waronker).
Patrick Watson "Uh Oh"
За три года, прошедших с момента выхода его предыдущей, с натяжкой попадавшей под определение альбома пластинки "Better in the Shade", в жизни моего соседа Тоторо Патрика Уотсона (Patrick Watson) случились две важные вещи: его написанная давным-давно для франко-канадской драмы "Матери и дочери" баллада "Je te laisserai des mots" стала суперхитом тиктока и первой франкоязычной песней, взявшей высоту в миллиард стримов на Spotify, а еще он в буквальном смысле потерял голос. И название альбома, и первые слова, которые тут поет Патрик ("I lost my voice 'cause I talked too loud"), и сама идея пластинки - реакция на эту (к счастью, временную) потерю: не зная, вернется ли к нему когда-нибудь назад его главный профессиональный актив, Уотсон начал писать песни для других - женских - голосов. "Uh Oh" - пестрый по их части (от монреальских до парижских, от Марты Уэйнрайт до Klô Pelgag), но очень цельный чеймбер-поп-альбом дуэтов (сольных номеров тут у Патрика всего два), на котором их автор предстает как никогда уязвимым и, страшно сказать, притихшим. Бесспорный хайлайт - спетая Шарлотт Карден (Charlotte Cardin) при минимальном участии Уотсона "Gordon in the Willows".
Gruff Rhys "Dim Probs"
Гриффа Риса знают как фронтмена готовящейся к очередному реюниону группы Super Furry Animals, но и его сольная карьера незаметно разменяла третий десяток - третьим же альбомом Гриффа на родном валлийском языке (ставшим его дебютом на основанном Mogwai бутик-лейбле Rock Acion Records). Известно, что название пластинки переводится как "Без проблем", но куда интереснее, конечно, то, о чем поется в первых строчках неотразимого лид-сингла "Chwyn Chwyldroadol!" (не прибегая к помощи словаря, хочется думать, что о репрессивных режимах и иных неприятностях). Что до музыки, то это более-менее типичный для Риса приключенческий поп, нанизанный в этот раз на лоуфайную электронику: идея "Dim Probs" музыканта посетила, пока он копался в собиравших пыль с 1980-х своих и чужих кассетах. Как следствие, духовые и струнные прошлогоднего альбома "Sadness Sets Me Free" уступили место акустической гитаре, аналоговым синтезаторам и драм-машине.
Cate Le Bon "Michelangelo Dying"
С тех пор, как у валлийской певицы и сочинительницы (начинавшей, разогревая Риса, и гостящей на "Dim Probs") вышел захваленный профильной прессой альбом "Pompeii", она всерьез заявила о себе еще и как продюсер - Wilco, Девендры Банхарта (Devendra Banhart), St. Vincent и грядущей пластинки Dry Cleaning. Это заметно: так интересно и витиевато, как на "Michelangelo Dying", всегда элегантный арт-поп Ле Бон еще, кажется, не звучал, и камео Джона Кейла (John Cale) в этом смысле не столько важный нюанс (его еле слышно), сколько гриф утверждения. Это брейкап-альбом, но если сердце Кейт разбито, то не вдребезги: в свои лучшие моменты - в основном на ее первой стороне - пластинка ищет и улавливает ощущение чуда, местами звуча как Джулия Холтер (Julia Holter), которую взяли в Cocteau Twins.
Maruja "Pain to Power"
Очень долгожданный (группа активна с 2014 года) и крайне убедительный дебютный альбом записали, наконец, манкунианцы Maruja, известные умением давать джазу, играя далеко не всегда располагающие к этому построк, постпанк, хардкор и что только не. Это зычная, ретивая, чихавшая на конвенции музыка с истерично солирующим саксофоном возводит ненадежные, но впечатляющие самим фактом своего существования мосты между группами caroline и black midi, а то и вовсе Kneecap и The Mars Volta. Где-то в районе третьей песни (интенсивной, как трюки Тома Круза, "Saoirse") пластинка хватает за горло и не отпускает до самого финала, где для полного счастья слышится эхо The Smile: царящая здесь расхристанность - не упущение, но часть замысла. В общем, да, его пришлось подождать, но "Pain to Power" подает заявку на звание самого значительного дебюта года.
F.S.Blumm & Nils Frahm "Handling"
Наконец, синхронно напомнили о себе в сентябре наши любимые немецкие композиторы, завсегдатаи "Прослушки" и сочинители самой осенней музыки на свете Макс Рихтер (Max Richter) и Нильс Фрам. И если первый продолжает перерабатывать свой стриминговый хит "Sleep" (его новая 1,5-часовая версия "Sleep Circle" - работа прекрасная, но безадресная), то пятый совместный альбом Фрама и еще одного немца Франка Шюльтге (Frank Schültge) - пластинка куда менее предсказуемая: интересующийся музыкой, в которую обычно не лезет Нильс (главным образом, джазом и нойзом), F.S.Blumm вносит в педантичный MO Фрама элементы хаоса, которых ему иногда не хватает. Три длинные, изобилующие перкуссиями импровизации - 40 минут эмбиент-джаза с фигой (ну или глокеншпилем) в кармане.
Альбом месяца
Kieran Hebden + William Tyler "41 Longfield Street Late '80s"
Один из передовиков космик-кантри и известный как Four Tet великий электронщик впервые сработались два года назад, записав изумительную кавер-версию фолк-стандарта "Darkness, Darkness". Одно название альбома (адрес детского дома Хебдена и время, когда он в нем жил) не даст соврать: это трибьют музыке, которую слушал отец Кирана в Лондоне и сочинял отец Уильяма в Нэшвилле. Да, это снова эмбиент-американа, но спродюсированная интереснее подавляющего большинства записей в этом успокоительном жанре и, что немаловажно, не злоупотребляющая ностальгией. Еще один эпический кавер, "If I Had a Boat" Лайла Ловетта (Lyle Lovett), задает тон, но выбивается из общего ряда: остальные треки - оригиналы, позволяющие себе немногим меньше, чем записи Four Tet: тут винтажные синтезаторы, там лютый дисторшн, почти все - занимательные вариации на тему того, что когда-то назвали бы фолктроникой. Пожалуй, лучший альбомный трек - финальный "Secret City", звучащий так, словно Godspeed You! Black Emperor научились не волноваться и полюбили американу
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
Bob COOPER (1925)
Jay LEONHART (1940)
Jonathan KING (1944)
Randy RHOADS (1956)
Peter BUCK (1956)
Ben WATT (1962)
Роман СТОЛЯР (1967)
Ульф ЭКБЕРГ (1970)
Ulf "Buddha" EKBERG (1970)