За дюжину лет, что я и многие неравнодушные к Nine Inch Nails не видели Трента Резнора (Trent Reznor) живьем, он превратился в одного из важнейших музыкантов наших дней - не икону индастриала или там альтернативного рока 1990-х, но глыбину того - исключительного - калибра, который рано или поздно отмечают Нобелевкой, Пулитцером или EGOT. Да что там - Резнор уже в шаге в EGOT, и попробуйте назвать другого деятеля культуры, в чьем резюме есть "Грэмми" за лучший метал-перформанс и "Оскар" за саундтрек к анимационному хиту.
Выведя на радикально новый уровень искусство - и методологию - киномузыки, Резнор стал кем-то вроде Умного Халка: рок-н-ролльным супергероем, приведшим к общему знаменателю брутальную мощь Nine Inch Nails и экзистенциальную тревогу записываемой им на пару с Аттикусом Россом (Atticus Ross) инструментальной музыки. И если прав Гари Олдман, утверждающий, что мир покатился под откос со смертью Дэвида Боуи (David Bowie), то Резнор - идеальный постер-бой этих смутных времен: он не станет утешать ложной надеждой, но и бороться будет до последнего вздоха.
Ну и, в общем, судя по субботней остановке Peel It Back Tour в Торонто, вздохов у Резнора осталось еще порядочно. Мгновенный солдаут Nine Inch Nails, собравших 20 тысяч зрителей под сводами тамошней Scotiabank Arena (домашней арены хоккейных "Мейпл Лифс" и баскетбольных "Рэпторс"), возможно, меркнет на фоне двух стадионных концертов Oasis, но прежде чем в Торонто съехались десятки тысяч фанатов братьев Г.™, город принадлежал людям в майках, худи и шапках Nine Inch Nails, которых группа в этот вечер продала чертову тучу.
Как бы дико это ни звучало, но моим первым ярким впечатлением от шоу Nine Inch Nails стали именно очереди за мерчем. На протяжении трех часов в Scotiabank Arena не было ни одного заметного столпотворения перед баром или туалетом, но за новой - дорогущей - майкой с лого NIN энтузиасты в старых майках с лого NIN были готовы стоять пару вечностей (стендов с мерчем только на первом этаже было пять, и очередь к каждому занимала десятки, если не пару сотен метров). Как бы то ни было, открывающий все шоу Peel It Back Tour немецкий электронщик Boys Noize играл перед полупустой ареной.
Резнор появился на расположенной в центре партера B-Stage в момент, когда закончился сет Boys Noize: в 9 вечера, с проникновенной версией "Right Where It Belongs", под которую, если верить сабреддиту NIN, во время этого тура принято рыдать. "Акустический" блок продолжили "Ruiner" и авторемейк "Piggy", по ходу которых меня вежливо, но безрезультатно попросили присесть (вы что, с ума сошли?), а на главной сцене, где к Тренту присоединилась вся группа, все началось с "Wish" и "March of the Pigs" - и тут уж на своих местах остались только совсем безнадежные люди.
Непререкаемым хайлайтом вечера оказалось возвращение на B-Stage, где Резнор ограничился компанией Росса и Boys Noize и при активном участии расстаравшихся световиков перепахал агрессивными и оглушительными техно-ремиксами - EDM-версиями? - "Vessel", "Closer" (!) и "Came Back Haunted", а также близким к оригиналу прочтением "As Alive as You Need Me to Be" из саундтрека к новому "Трону". А вот на главной сцене хайлайты оказались дефицитом: не было, скажем, ни одной песни с великого "The Fragile", а с моих любимых "Year Zero" и "With Teeth" прозвучали одни вершки (и то не те).
Пока я ехал в Торонто, на дороге загорелся грузовик, из-за чего добраться до города мне удалось перед самым концертом. В аварию, как выяснилось где-то между "Mr. Self Destruct" и "The Hand That Feeds", угодил в этот же день и технический персонал группы, удостоившийся отдельной благодарности Трента, в остальном исключительно - даже по его меркам - немногословного. Вообще, было ощущение, что недавний - вынужденный - обмен барабанщиками с Foo Fighters сделал североамериканский этап тура предельно экономичным. У вернувшегося в группу после 17-летнего отсутствия Джоша Фриза (Josh Freese) явно не было времени повторить или разучить весь ее текущий репертуар, поэтому сетлисты у последних концертов NIN почти идентичные: если в Европе они занимались ротацией в духе Radiohead или Queens of the Stone Age, то в США и Канаде царит строгий порядок а-ля Depeche Mode.
Это обстоятельство и довольно куцый 95-минутный хронометраж шоу - редкие претензии, которые можно предъявить теперешней инкарнации Nine Inch Nails. Не самая бодрая аудитория, потратившая половину запаса энергии в очередях за мерчем, проведшая половину шоу в телефонах и по-настоящему ожившая только на предпоследней "Head Like a Hole", - не вина группы. Фриз давал огня (особенно во время "The Perfect Drug"), орать на свою аудиторию так, как Резнор, по-прежнему не умеет никто больше, а "Hurt", с первыми аккордами которой в зале зажглись всамделишные зажигалки, остается идеальным финалом, после которого какие-то там выходы на бис - сущая ересь. И да, без кавера "I'm Afraid of Americans" старшего - падшего - товарища, как обычно, не обошлось.
Автор репортажа - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
Девятидюймовые,- примерно 22,5 см,- гвозди используются для заколачивания
гробов.
Согласно другой версии, такими гвоздями распяли Христа.
Допускается и
двойное прочтение - "девятидюймовые ногти".
Человек по имени Майкл Трент Резнор,
предпочитающий ассоциировать себя с группой Nine Inch Nails, отрицает
какое-либо литературное значение этого выражения...
Подробности из жизни:
Девятидюймовые,- примерно 22,5 см,- гвозди используются для заколачивания
гробов.
Согласно другой версии, такими гвоздями распяли Христа. Допускается и
двойное прочтение - "девятидюймовые ногти". Человек по имени Майкл Трент Резнор,
предпочитающий ассоциировать себя с группой Nine Inch Nails, отрицает
какое-либо литературное значение этого выражения: "просто
устрашающее понятие". Майкл Резнор родился в
поселке Мерсер, штат Пенсильвания, 17 мая 1965 года. Рост 167, 4 см, глаза
карие, волосы тёмно-русые (красит в черный цвет каждые шесть недель),
татуировок не имеет. Резноры отметились в истории - некогда предок Майкла
по имени Джордж Резнор основал в Мерсере, в 1888 году, фирму по производству
газовых обогревателей собственного изобретения, существующую и поныне. Отец -
Майк Резнор, дизайнер интерьеров и музыкант-любитель в стиле блю-грасс
(разновидность кантри), мать - Нэнси Кларк, домохозяйка. Родители развелись,
когда парню было шесть лет. Майкла и его младшую…
Johnny DYER (1938)
Tom WAITS (1949)
Tim BUTLER (1958)
Сергей МАЗАЕВ (1959)
Matthew SHIPP (1960)