Программа субботы (точнее, интересная её часть) начинается непривычно рано – с двух часов дня на сцене Radar, где я, кажется, за несколько лет её существования так и не бывал, играет лайв Om Unit, причем лайв не простой, а с программой "Acid Dub Studies". Проблема с "радаром" в том, что здесь действуют принципы почившей в бозе сцены Boiler Room – на входе всем заклеивают камеры, но делают это кажется исключительно ради того, чтобы вход был долгим и перед площадкой выстраивалась очередь, демонстрирующая ажиотаж. Даже в два часа дня, когда фестиваль практически пуст, приходится простоять минут десять – разумеется, чтобы оказаться на почти пустой арене. Лайв, однако, того стоит – Джим Коулз (Jim Coles) играет медленный даб на хип-хоповых и дабовых битах. Больше всего это напоминает даунтемповые опыты Hardfloor, но в музыке Om Unit больше ярко выраженной Ямайки – вокальные сэмплы тоустеров, даб-сирены и тому подобное. Ну а заканчивается сет парой традиционных для Om Unit балеарик ре-эдитов на чужую музыку, в том числе на "The Sun Rising" группы Beloved.
До следующего важного выступления еще час, поэтому в программе винный бар и сцена Nest, где зажигает десант с угандийского лейбла Nyege Nyege – неизменные участники всех фестивалей последнего времени, включая российские. State OFFF, а затем Kampire играют с флешек веселый афробейс. Долго такое не выдержишь, но в формате паузы между серьезными лайвами – самое то.
В четыре на сцене UFO II начинает Steevio – фигура легендарная, хоть и совершенно не мейнстримовая. Еще в восьмидесятые он одним из первых продвигал в Британии электро и брейкданс, с девяностых сочинял и выпускал собственную музыку под разными псевдонимами (там были и эйсид, и транс, и техно), запускал лейблы, проводил фестивали – в общем, проводил время с пользой и удовольствием. В последние годы Стивио увлекся модульными синтезаторами – его звучание сайт фестиваля описывал как "jazz-inspired modular synth jam" и не врал. Музыка Стивио действительно изрядно прифанкованная в ритмическом плане и приджазованная в смысле гармоний и структуры трека. Чем-то этот "пост-фанк" напоминает Freeform на стероидах. Очень здорово!
Следом здесь играет канадец Priori, пару лет назад я видел его на Mutek в Монреале дуэтом с Shoeg, и это было прекрасно и удивительно как в плане музыки, так и в плане качества лайва. Здесь же внезапно полный провал – однообразный тек-хаус, где игра сводится к ленивому покручиванию ручек на пульте. Разочаровавшись, ухожу досматривать финал представления Mарка Эрнестуса (Mark Ernestus), сооснователя магазина Hardwax и лейбла Basic Channel, с оркестром сенегальских барабанщиков Ndagga Rhythm Force. Со вчерашнего дня на площадке Greenhouse осталась выставленная под сет Floating Points кастомная акустика – колонки выстроены по периметру танцпола, и звука элементарно слишком много, барабаны звучат просто оглушительно. Но с музыкальной точки зрения этот акустический трайбал-минимал и правда хорош – полиритмия во всей невозможной красе.
Заняв место в первом ряду, остаюсь слушать еще одного постоянного участника Dekmantel-фестивалей, Дэнни Волферса (Danny Wolfers) aka Legowelt. В последнее время Дэнни увлекается музыкой с акцентами на слабые доли, и на этот раз привез сюда свой дуэт с японским "даб-аффишионадо" Така Нодой (Taka Noda). Волферс поражает тем, что за какую музыку бы он ни брался (а в разное время его изрядно побросало по жанровой карте), его стиль узнается буквально по паре нот. Так и здесь – да, это даб, но звучащий при этом абсолютно как Legowelt. Кажется, если бы Дэнни взялся за фолк-рок или блэк-металл, это всё равно было бы похоже на его электро-пластинки первой половины нулевых. Что до Ноды, то помимо клавиш он у прохожих на виду играет на губной гармошке, точнее на мелодике. Получается почти Аугустус Пабло (Augustus Pablo).
На главной арене редкий лайв – выступает свежеобразованный дуэт Steffi & Virginia. Мне симпатичны сольные записи Штеффи, особенно когда она забирается куда-то на территорию IDM, но дуэт с певицей звучит странно. Кажется, будто бесконечно слушаешь один и тот же трек, состоящий из одних куплетов. Какая-то Пегги Гу (Peggy Gou) для бедных. Дорогие музыканты, для того чтобы играть поп-музыку, недостаточно начать петь!
Возвращаюсь в Greenhouse, чтобы занять место на Sabres Of Paradise. Это, кажется, самый интригующий камбэк – потеряв своего лидера Энди Уэзеролла (Andy Weatherall), Сабли собрались вместе и поехали в тур впервые за почти 30 лет. Впрочем, нынешний состав фактически и есть оригинальный концертный состав группы – все пять участников (Джагз Кунер, Гари Бернс, Ричард Тэйр, Филл Моссман, Ник Эбнетт) гастролировали как Sabres Of Paradise еще в начале 1990-х, в то время как Уэзеролл был занят продюсерскими делами.
Клавиши, ударные, гитара и бас, плюс Кунер, который дирижирует своим оркестром и манипулирует сэмплами – все это звучит максимально живо и разболтанно, "играют как машина" – это совсем не про них, но никто в общем и не ждет этого от группы, обитающей где-то на стыке брейкбита, рока, джаза, даба и техно. Селтист – одни хиты, первая часть с уклоном в рок и даб ("Tow Truck", "Theme", "Willmot" – мало какая вещь настолько выигрывает именно от "раздолбайского" исполнения – и "Smokebelch II Beatless Mix", где клавишник вдруг вступает не там, и вся остальная группа косится на него с осуждением – "отец, ну ты чё?"). Посреди этого карнавала печально подключает свои флешки Донато Доцци (Donato Dozzy) – ему здесь играть следующим. Ну а Сабли переходят ко второй, более электронной части сета: IDM-ная "The Ballad Of Nicky McGuire", технотрансовая "Still Fighting" с обилием живых ударных и, разумеется, танцевальная версия "Smokebelch II", которая в концертном исполнении длится минут 15. Тут уж публика в полном экстазе. Далеко не лучший концерт фестиваля с технической точки зрения, но пока абсолютно лучший с эмоциональной.
После Sabres – назад в UFO II, где играет IDMT – не слишком известный, но судя по описанию, довольно интересный музыкант из Болгарии. Звучит это и впрямь неплохо, быстрая и минималистичная музыка с интересными перкуссионными ходами – то распрямится в техно, то наоборот сломается в какой-то трайбал-бейс, IDM и тому подобное. На улице тем временем начинается дождь – в крытых аренах давка, в открытых мокро и ветрено. Возвращаюсь на Greenhouse, где до конца дня за вертушками довольно странный дуэт – итальянец Донато Доцци (Donato Dozzy), звезда вдумчивого и медитативного техно, и британец DBridge, предпочитающий драм-н-бейс. Вместе у них получается "ни нашим, ни вашим", довольно скучный массмаркетный (драм энд) бейс, не отягощенный интеллектом. Вообще, тяга организаторов фестиваля к странным бэк-ту-бэкам утомляет – в девяти случаях из десяти все эти дуэты и коллаборации заметно уступают тому, что их участники делают порознь.
Последняя на сегодня остановка – техно ангар UFO I, где свирепствуют голландцы ROD & Sterac. Я по большому счету не фанат техно, на техно-сетах мне довольно быстро становится скучно, но Стив Рахмад (Steve Rachmad) aka Sterac – исключение из этого правила. Каждый год он здесь играет, и каждый год чем-то меня очаровывает. Это техно в его первородной фазе – то, что звучало в "Птюче", "Акватории" и "Тоннеле", мрачный и суровый, жирный аналоговый саунд в духе Джоуи Белтрама (Joey Beltram) или Джеффа Миллза (Jeff Mills). Absolutely no bullshit music. Настерачившись вдоволь, отправляюсь спать счастливым. Завтра – главный день.
Программа воскресенья начинается сразу с трех лайвов одновременно, что уже само по себе редкость – обычно большую часть сцен занимают диджеи. На главной площадке Loop свой первый в жизни лайв-перформанс даёт Роза Теренци (Roza Terenzi). Играет она клубную музыку с человеческим лицом – этакий хаус-брейкс, который гуляет между прямым и ломаным битом. Без откровений, но в общем симпатично, то что нужно в начале многообещающего дня.
На сцене Selectors, куда за три дня я, кажется, дошел впервые, играет лайв японский ветеран Сатоши Томие (Satoshi Tomiie). Его музыка – иллюстрация тезиса "стабильность – признак мастерства". Много лет (а то и много десятков лет) Сатоши играет этакой перкассив хаус в духе лейбла Strictly Rhythm середины девяностых. Когда-то эта музыка казалась мне скучной и однообразной, потом, где-то в 2010-х, на фоне современной долбежки я стал воспринимать её как породистое ретро и в целом сейчас отношусь к этому жанру скорее с симпатией, но долго слушать японца всё же скучно.
Поэтому иду в UFO II (где и планирую провести несколько ближайших часов, не вылезая из первого ряда), чтобы досмотреть вторую половину выступления резидента лейбла Dekmantel итальянца Piezo. Скоростной технотранс (довольно неожиданный тренд года), который он играл где-то две трети сета, в конце концов сменяется эйфорическим приайдиэмленным брейксом – если бы так он играл всегда, был бы моим любимым артистом. Но и это уже очень неплохо. Беру на заметку, ждите в "Проверках пульса"!
17.00 воскресенья – это своего рода "час икс" для Dekmantel 2025, теперь начинается самое интересное. Мини-шоукейс IDM-классики открывают Plaid. Их я видел живьем, наверное, раз десять, в том числе в Лондоне и Токио, но чаще всего, конечно же, в Москве. Они впервые приехали в Россию в далеком 2001-м с только что вышедшим "Double Figure" и, как и Red Snapper, очень столичной публике полюбились и приезжали в Москву, что называется, по первому зову. Стоит ли удивляться, что на площадку пришли примерно все русскоговорящие посетители фестиваля (и оказалось их немало)?
Эд и Энди неожиданно начинают с трека "Ol", одного из моих давних фаворитов, редкой танцевалочки с альбома "Not For Threes" 1997 года, которая кажется никогда до этого не игралась на лайвах. Продолжение удивляет еще сильнее: задумчивый эйсидный трек с прямым битом кажется странно знакомым – да это же "Parasight"! Вещь с классического сборника "Artificial Intelligence II", датированного аж еще 1994-м! Дальше следует "Slam" с альбома "Reachy Prints", после чего бит наконец ломается, но тренд на яркие и мелодичные, и при этом танцевальные треки (теперь – с упором на прошлогодний альбом "Feorm Falorx") сохраняется. Уж не знаю, то дело в очень удачном сетлисте, то ли в том, что на третьем десятке лет карьеры группа вдруг обрела второе дыхание, а возможно и просто в моём персональном концертном голоде, но среди множества виденных мной концертов Plaid этот оказывается абсолютно лучшим.
Дальше еще интереснее, потому что Plaid сменяют другие классики Warp Records – британский дуэт B12. И если Plaid в последние 25 лет буквально не вылезают с гастролей, то судьба B12 куда сложнее. Покинув Warp в 1998-м, они почти на десять лет исчезли с радаров, после чего возродили собственный лейбл и взялись за старое (позже Стивен Раттер создаст собственный лейбл FireScope, чьи релизы регулярно попадают в "проверку пульса"), но с концертами выступали крайне редко. Их лайв был заявлен на фестивале Bloc Weekend 2011, но в итоге отменился, и с тех пор шанс увидеть Стива и Майка живьем мне не выпадал.
В этот раз B12 обещают играть свой классический альбом "Electro Soma", увидевший свет 32 года назад. Но если Plaid предпочитают исполнять свои композиции, что называется, близко к тексту, то B12 относятся к оригиналам примерно так, как джазмены относятся к "Summertime" – это стартовая точка, но не более того. Довольно спокойную пластинку ("Electro Soma" считается классикой жанра intelligent techno) авторы превращают в разухабистый танцевальный эйсид. Некоторые треки я даже с трудом узнаю, да и процент партий, исполняемых живьем (сетап группы почти полностью состоит из миниатюрных машинок серии Roland Boutique) высок как никогда. Это прямо-таки электронная импровизация, но не "на пустоте", как принято у модулярщиков, а по мотивам собственного же канона. Особая радость – это когда в кажущемся совершенно незнакомым энергичном эйсид-треке вдруг расцветают знакомые мелодии. Что ж, это кажется и впрямь лучший лайв фестиваля – тот редкий случай, когда высочайшие ожидания оправданы на сто процентов.
IDM-буйство в UFO II и не думает заканчиваться – эстафету принимает новое поколение, ближайшие два часа отданы резидентке Dekmantel Тессе Торсинг (Tessa Torsing) aka Upsammy с диджей-сетом. Тесса играет "сверхзвуковую" музыку в темпе от 160 ударов в минуту, звучит это как всегда здорово, но сил танцевать уже нет. Можно бы сходить в соседний ангар посмотреть конец лайва Voices From The Lake, но их я видел здесь же два года назад, и вряд ли оставшиеся 15 минут к этому впечатлению что-то добавят.
В итоге послушав Upsammy с полчаса, отправляюсь на главную сцену, где под дождаем играют back 2 back представители двух поколений – бессменный участник всех Dekmantel'ей Young Marco и патриарх британского хауса Sasha, успевший поиграть аж еще в "Хасиенде". От этого дуэта можно было бы ждать транс-классики, но вместо этого они ставят современный прогрессив – неплохой, но ничем особенным не примечательный. Спасибо что хоть заканчивают ре-эдитом на сашин "Expander".
Еще одна обязательная остановка перед финалом – сет Kamma & Masalo. Как и Young Marco, Масало играет здесь каждый год, чаще всего где-то под самый финал, а год назад даже привез сюда лайв-шоу. Масало любит диско – чаще всего он крутил пластинки на сцене Connections, которой в этом году нет вовсе, так что в этом году его ждал апгрейд до площадки Greenhouse. Здесь тоже биток (дождь зарядил сильнее, и все прячутся под крышей), а Масало и его напарница по имени Камма развлекают публику семидесятыми, чуть разбавленными хаусом. Всё бы хорошо, но ближе к девяти вечера вся музыка на Dekmantel норовит превратиться в дискотеку "Ретро ФМ" – с одной площадки доносится ремикс на "Don't Call Me Baby", с другой – Gala. Тут дело заканчивается "Самбой ди Жанейро".
Последний важный сет фестиваля – на сцене Nest играют LTJ Bukem и Ruthless MC. Удивительным образом, за тридцать лет активного хождения по клубам и фестивалям я не видел ни разу Букема. Ветеран делает ровно то, что и должен – играет симпатичный и не слишком "мясной" драм-н-бейс. Интересно, что в отличие от Тима Рипера, который всё больше ставил классику, LTJ Bukem совсем не гнушается современной музыкой, но эстетически она максимально приближена именно к его формату – интеллигентному и атмосферному. Идеальный финал прекрасного фестиваля – кажется, этот Dekmantel был лучшим на моей памяти.
Bob COOPER (1925)
Jay LEONHART (1940)
Jonathan KING (1944)
Randy RHOADS (1956)
Peter BUCK (1956)
Ben WATT (1962)
Роман СТОЛЯР (1967)
Ульф ЭКБЕРГ (1970)
Ulf "Buddha" EKBERG (1970)