Зуля КАМАЛОВА  Артист без причины

18 сентября ушла из жизни австралийская звезда и Народная артистка Татарстана Зуля Камалова. Коллеги и друзья рассказывают об этой удивительной певице

Говорить о Зуле Камаловой в прошедшем времени кажется противоестественным. Думалось, она всегда есть и будет где-то там на своём прекрасном острове, время от времени прилетая в другие места, чтобы показывать или писать новую музыку, собирая удивительных музыкантов и художников из разных стран, помогавших ей перепридумывать и давать голос татарской музыке и поэзии.

Новость, пришедшая вечером 18 сентября, была неожиданной. Только 8 августа в сети появился призыв собрать средства на лечение Зули в австралийской клинике. 8 августа 2024-го, в свой 55-й день рождения, Зуля сообщила, что шесть месяцев борется с раком и уже перенесла операцию. Её посты говорили о принятии и надежде, о том, что она не сдаётся и верит в лучшее.

О смерти певицы ее близкие написали: "После семи месяцев страданий и надежды наша любимая Зуля скончалась дома. Рядом были дочь Зифа и партнер Эндрю".


Зуля – кем она была?

На ее сайте написано так: "Ведущий проводник татарской музыки в Австралии, а также один из самых разносторонних и талантливых вокалистов в мировой музыке". И это очень точная формулировка. Зуля - заслуженная артистка Татарстана, жившая в Австралии; главный полпред татарской музыки в мире. А еще она - ролевая модель для тысяч татарских артистов, проложившая дорогу национальному фольклору на мировую сцену.

На протяжении жизни Зульфия Камалова успела записать 9 великолепных альбомов. Ее наследие охватывает 20 лет работы с группой Дети подземелья ("The Children of the Underground") и сольные проекты.
Зуля — обладательница многих престижных музыкальных премий, среди которых - Лучший альбом года в 2000 (за Aloukie) и Артист года в 2001 по версии Australian World Music Awards, Лучший World music артист 2002 года по признанию Австралийской премии LIVE Music.
Она также стала лауреатом премии за лучший альбом 2005 года по версии Национального архива кинематографии и звукозаписи за альбом "Вальс пустоты" (The Waltz of Emptiness), который 4 месяца держался в top 20 европейских чартов world music, что не удавалось ни одному австралийскому релизу прежде.
Обладатель двух наград Австралийской премии индустрии звукозаписи ARIA – аналога Grammy Awards, за лучший альбом — elusive (2003) и 3 Nights (2007).

С начала 2000х Зуля активно гастролировала в России и мире, участвовала в крупных этно- и world music фестивальных проектах. В 2012 году певице, которая к тому моменту уже давно не жила в России, было присвоено звание Заслуженного артиста Республики Татарстан.

Наследие

11 февраля 2022 года Зуля впустила первый сингл проекта "Әти җыры", Уразай на стихи своего отца Назипа Камалова – дань памяти родной деревне. "Уразай" объединил её многолетнего соратника по татарской этнической музыке Мубая, виртуозного баяниста Айдара Гайнуллина, Зарину Вильданову, австралийского гитариста Дэна Таффи, отца татарского рока Дениза Бадретдина, Радифа Кашапова и других.
Спродюсировал выпуск этой композиции франко-голландский саунд-продюсер Михиль Холландерс, с которым Зуля в апреле 2019 года выпустила альбом Алты көн ярату (Six Days Loving, Шесть дней любви) на стихи татарской поэтессы Йолдыз Миннуллиной.

"Әти җыры" был очень важен для Зули. Отмечая в июле 40 дней со смерти своего отца, она так написала о нем:
"Некоторые из вас, возможно, помнят, что я хотела записать полноценный альбом на его стихи. Нам даже удалось выпустить пару песен, и ещё многие были в работе. Потом началась ужасная война, и я была сломлена ею. Кроме того, по мере ухудшения здоровья отцу стало трудно участвовать в проекте. Несмотря на трудные времена, я верю, что наша работа не была напрасной, и планирую завершить этот проект в ближайшие месяцы".

Российским слушателям Зуля запомнится клубными концертами начала 2000х в Китайском Лётчике Джао-Да, Проекте О.Г.И., ДОМе, Запаснике; этнической джазовой программой сентября 2003 вместе с её партнёром и композитором Эндрю Таннером (контрабас), мультиинструменталистом Геннадием Лаврентьевым (скрипка, гитара, табла), баянистом-виртуозом Айдаром Гайнуллиным и легендарным Кириллом Паренчуком на перкуссии в ЦДХ на Крымском валу.
Многочисленными выступлениями на фестивалях по всей стране: Зулю с восторгом принимали и Международный музыкальный фестиваль ЭТНА в Москве, и "Сотворение мира" в Казани и Перми, и Womad Russia Festival в Пятигорске, и "Пустые холмы" под Калугой, и "Саянское кольцо" в Шушенском, и "Живая вода" в Алтае. И. конечно же, с особым почтением артистку принимали в Казан - на фестивале новой татарской культуры Tat Cult Fest и "Крутушках".

Зуля в людях

Было бы, наверное, неправильно остановиться только на перечислении дат, фактов, наград, поэтому мы попросили несколько человек рассказать об их отношении к Зуле и том, что они заберут с собой из общения и опыта встреч с ней.

"Мне нравилось работать с Зулей. Она была человеком с очень интересными качествами, иногда, казалось бы, противоположными; очень чувствительная и нежная, но в то же время строгая. У неё могли быть очень конкретные идеи относительно музыки, но при этом она была совершенно открыта для нового, для того, чтобы удивляться. Её музыкальные идеи всегда были прекрасно проработаны, не только в плане мелодий, гармоний и т.д., но и стилистически, культурно и философски. Меня всегда очень интересовала музыка и культура других стран, нежели моя собственная.
Музыка Зули была одновременно связана с её татарскими и русскими корнями, но также, конечно, испытывала влияние западной музыки. Очень красивый пример того, как разные культуры могут дополнять и обогащать друг друга. Наш последний проект неофициально назывался «Песни отца», так как это должен был быть сборник песен, основанных на поэзии её отца, который был очень важен для неё. В проекте участвовало много музыкантов и несколько продюсеров, и по её замыслу разные люди должны были работать над разными песнями, в результате чего получались бы совершенно разные звуковые палитры. Я бы сделал одну или две из них, а остальные смикшировал.
Мы надеялись представить проект вживую в Казани, но затем война между Россией и Украиной вышла на новый уровень, доминируя в новостях и, конечно, в жизни людей в России, и это, по сути, поставило точку в проекте.
Совсем недавно, уже после того, как Зуля узнала, что у неё неизлечимый рак, мы обсуждали возможность собрать все части и закончить ещё несколько песен. Она записала несколько треков со своей группой в Мельбурне. Также у меня была одна песня, фактически самая первая из проекта, с которой мы изначально начали, и которую мы использовали, чтобы исследовать несколько направлений, прежде чем остановиться на одном. Она хотела закончить её до того, как уйдёт из жизни, но, к сожалению, не успела.
Она ушла слишком рано. Ей было что сказать и чем поделиться с человечеством – интеллигентностью, тонкостью и юмором."
Михиль Холландерс, саунд-продюсер и композитор

"Зуля Камалова была обожаемым и почитаемым символом другой татарской музыки, надеждой и гордостью всех, кто мечтал о прогрессивном звучании родного языка. В 1999 году, когда у нас не было почти ничего кроме невыносимой однообразной эстрады с гармошкой, она выпустила свой первый татарский альбом «Әллүки» - это было событие, которое для многих стало откровением и вдохновением.
В 2008 году в день республики в Казани проводился огромный фестиваль "Сотворение мира", там я единственный раз услышала её вживую. Почему-то даже больше чем её выступление мне запомнилось как она очень красивая бегала по зелёной солнечной полянке фанзоны за своей ещё маленькой дочкой. На сцене Земфира пела совместную песню с Патти Смит, а маленькая девочка убегала от мамы и хохотала, и Зуля бегала за ней, я любовалась ими очень близко, это было так просто и по-человечески, великая татарская австралийская звезда, которая в моем представлении должна была сиять гордо в окружении поклонников и прессы была совершенно очаровательной земной женщиной и мамой. К сожалению, мы не были лично знакомы, лет 10 назад коротко пообщались в соцсетях и договорились однажды встретиться в Казани, встречи так и не произошло, я очень жалею об этом."
Айгель Гайсина, солистка дуэта АИГЕЛ

"Я говорил с ней последний раз совсем незадолго до её ухода. Она понимала, что прогноз неблагоприятный, но не теряла надежды на чудо. Она вспоминала, как я привозил её с концертами в Россию, и благодарила, что тогда это вернуло ей возможность бывать и вступать на родине. Зуля – человек особенный. Мы познакомились на одной из первых выставок WOMEX в Германии, и она мне запомнилась.
Мы сделали несколько серий клубных концертов, где она играла с разными музыкантами: Айдаром Гайнуллиным, Клевенским, ребятами Инны Желанной. Был долгий период, когда они с Эндрю жили в России, и мы очень сдружились. Она охотно участвовала в крупных фестивальных проектах.
Она понимала, что без неё татарская музыка не была бы такой популярной. Татарский язык в её исполнении меня особенно трогал. Она всегда легко и естественно переходила к музицированию, даже на каких-то домашних посиделках. В её творчестве не было надрыва. Она слушала себя и делала то, что хотела делать. Она очень важна для меня. Бывает - человек уходит, и дыра остаётся, а с ней ощущение света, который длится и остаётся со мной."
Александр Чепарухин, музыкальный продюсер

"Я познакомился сначала с Эндрю Таннером, на концерте Зули в Лётчике, году в 2001. Он жил какое-то время в Москве и преподавал английский. Мы играли вместе в Andrew Tanner Band что-то такое рьяно балканское, у него крутая музыка. Нас даже хотел подписать лейбл Bad Taste, но ничего не вышло. Потом мы часто играли вместе с Зулей на разных клубных и фестивальных площадках, разным сборным составом, с Эндрю и без, когда он оставался с их дочкой Зифой.
Меня всегда восхищало как Зуля придумывала концепции своих альбомов – сказки, истории, работала с разными языками, мифологиями, культурами, поэтиками. Зуля уникальна тем, что стала свою авторскую музыку делать на татарском языке. Она не только оживляла экспедиционный фолк, но писала свой материал, вдохновляя поколения музыкантов не бояться идти по этому пути.
Зуля – друг, коллега, у нас очень тёплая взаимосвязь. Я хотел собрать концерт в её поддержку, но не успел. Она абсолютно искренний артист. Бывают артисты по причине, а бывают без причины, Зуля была такой, естественной."
Геннадий Лаврентьев, мультиинструменталист.

Зуля остаётся со мной

2010-е, я недолго работаю проектным менеджером у Александра Чепарухина. Год точно не помню, фестиваль, место – не помню, помню ощущение невероятной красоты и чистоты, исходящее от человека, спокойно и с достоинством делающего своё дело – Зуля Камалова. В "Лётчике" Зуля дарит мне пару своих дисков - без коробочек, в тонком пластике с напечатанными на бумаге обложками. Заслушиваю их до дыр.

2012-й – Сотворение мира, переехавшее в Пермь, и проект Starship Z, где Зуля – инопланетная принцесса в головокружительном наряде, в компании баяниста Айдара Гайнуллина и знаменитого электронщика Томаса Кэмпбелла. Пытаюсь из-за кулис сделать несколько репортажных кадров, параллельно работая на бекстейдж.

2013-й – несмотря на два дня проливного дождя, слякоть, холод и лёгкую простуду, Зуля показывает потрясающий сет на фестивале WOMAD RUSSA, проходивший под Пятигорском, рядом с горой Машук.

Я нахожу в офисе диск 2004 года выпуска "Doch. This Drink, This Moon" – совместный проект австралийского The Doch Gypsy Orchestra и Зули, и отдаю ей своё сердце окончательно и навсегда. Вожу этот диск с собой как реликвию и антидепрессант, даже когда его негде слушать, просто чтобы был рядом. Он и сейчас остаётся со мной.

23.09.2024, Маша КРУПНИК (ЗВУКИ РУ)

Зуля КАМАЛОВА - свежие публикации:

Зуля КАМАЛОВА