Пару недель назад группа Portishead закончила торжества по случаю 25-летия ее великого концертника "Roseland NYC Live" - исправленного, дополненного и роскошно переизданного на виниле. Группы Portishead в последнее время больше, чем мы привыкли: когда-то не особо охочая до лицензирования своей музыки, не так давно она явно сменила гнев на милость и стала звучать отовсюду: от триллера Дэвида Финчера до боевика с Дженнифер Лопес, от "Шершней" до "Убийства на краю света". Ходят слухи, что в обозримом будущем Portishead воссоединятся для еще одного турне, но если все это - более или менее захватывающие новости из категории "живы ради наживы", то сольный альбом Бет Гиббонс (Beth Gibbons) - что-то совсем другое.
Для начала "Lives Outgrown" - это дебютный сольник Гиббонс, в начале нулевых освоившей регистр пасторального джаз-фолка на совместной пластинке с экс-басистом Talk Talk Полом Уэббом (aka Rustin Man) "Out of Season", а пять лет назад напомнившей о себе еще одной коллаборацией - с симфоническим оркестром Польского радио, аккомпанировавшим Бет в исполнении "Симфонии №3" Гурецкого. Оба проекта были по-своему интересны и так или иначе поддержали уникальную репутацию Гиббонс (чей вокал - сокровище, которое уместно сравнить разве что с голосами Кейт Буш и Лиз Фрейзер), где-то между ними записавшей с Portishead грандиозный - и мало чем напоминавший их канонические записи середины 1990-х - альбом "Third". Так вот, "Lives Outgrown" - это скорее его духовный сиквел, чем еще один разовый эксперимент.
Гиббонс утверждает, что "Lives Outgrown" - это ее самая личная и выстраданная работа, "множество прощаний" с родными, близкими и собственным прошлым. И, наверное, не только. Пластинка доводилась до ума больше десяти лет, по ходу которых Portishead вернулись в новости еще дважды. Сначала - с кавер-версией "SOS" ABBA, записанной для дистопического кошмара "Высотка" и экранизированной по следам брексита и убийства лейбористки Джо Кокс ультраправым фанатиком. Затем - с коротким, но вынувшим душу выступлением на бристольском концерте War Child в помощь жертвам войны в Украине. Так или иначе, это очень грустная пластинка, у которой много что на уме - и, что еще слышнее, стонет сердце.
Фиксирует эту боль Гиббонс в компании пары единомышленников. Отдыхая от Джеффа Бэрроу (Geoff Barrow) и Эдриана Атли (Adrian Utley) из Portishead, Бет доверила саунд-дизайн "Lives Outgrown" еще одному экс-музыканту Talk Talk, барабанщику Ли Харрису (Lee Harris), а также - и вот это отчасти сюрприз - вездесущему Джеймсу Форду (James Ford) из Simian Mobile Disco и The Last Shadow Puppets, только за последний год сработавшемуся с Blur, Depeche Mode, Pet Shop Boys и The Last Dinner Party. Харриса слышно отлично: перкуссия на альбоме явно важнее каких-нибудь гитар, и чем диковиннее его инструментарий (ящик со шторами, сковородка для паэльи), тем интереснее звучит альбом. Форд играет на миллионе инструментов, но его основной миссией было, похоже, сведение - по словам продюсера, Гиббонс хотела сделать финальный микс "туманнее и загадочнее, а не четче и яснее, как принято".
Миссия выполнима: изобретательно аранжированный чеймбер-поп "Lives Outgrown" звучит не пышно (несмотря на обилие струнных или, допустим, хор), а грозно и грязно - то в духе фолк-хорроров прошлогодней пластинки Пи Джей Харви (PJ Harvey), то грохоча совершенно аукцыоновскими барабанами. Песню "For Sale" уносит стараниями скрипача Рейвена Буша (Raven Bush), племянника Кейт, куда-то на восток, а магическая "Ocean" возвращает одновременно к звучанию "Third" (и конкретно "Threads") и стилистике "Out of Season". Выдающийся лид-сингл "Floating on a Moment" один мой друг смело сравнил с "Вечной весной" Егора Летова - даром что заканчивается она двусмысленно жизнеутверждающей (и, кажется, программной) строчкой "But all we have… is here and now".
Посвященный взрослению, материнству, смерти и - для потенциального альбома года, прямо скажем, редкость - менопаузе, "Lives Outgrown" откровенно скуден на лучи света. Тем мощнее эффект от финальной "Whispering Love" - наименее, с отрывом, мрачного альбомного трека и, вероятно, лучшей песни Гиббонс вне Portishead. Поющие птички и кудахчущие куры из ее концовки составляют вызывающий, почти карикатурный контраст с другими здешними песнями: насмотревшись хорроров ("Rewind"), триллеров ("Reaching Out"), спагетти-вестернов ("Tell Me Who You Are Today") и фильмов с говорящими названиями ("Burden of Life"), Бет на прощание находит в себе внутреннего Терренса Малика. Огромное спасибо ей и за это, и за всю ретроспективу.
Автор колонки - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1949 – Родился Рик Окасек - гитарист и композитор американской группы The Cars »»
Евгений Исаакович КЛЯЧКИН (1934)
Michael NYMAN (1944)
Ric OCASEK (1949)
Chaka KHAN (1953)
Phil JUDD (1953)
Василий ШУМОВ (1960)
Андрей "СВИН" ПАНОВ (1960)
Damon ALBARN (1968)