НАГРАДА  Музыка и песни на "Оскаре-2024"

Людвиг Йоранссон против Робби Робертсона, "Барби" против "Барби" и Райан Гослинг с зятем Мерил Стрип

В это воскресенье в Голливуде в 96-й раз раздадут премии "Оскар". Как обычно, не обойдется на церемонии без музыки - в виде двух профильных категорий и нескольких выступлений. Не изменяя традиции, автор киномузыкальной колонки "Целлулоид" Сергей Степанов рассказывает о номинантах, вспоминает обиженных и делает финальные прогнозы.

"Оппенгеймер", Джон Уильямс и Робби Робертсон

Категория "Лучшая оригинальная музыка" - довольно занимательный и вполне дежурный для теперешней Академии микс традиционного (54-я номинация 92-летнего Джона Уильямса, продолжающего приближаться к вечному рекорду Уолта Диснея с 59) и новаторского (первая номинация Джерскина Фендрикса, чей дебют в киномузыке - продолжение коллабораций с Black Midi и Black Country, New Road). Так или иначе, особой интриги в этой оскаровской гонке нет: второй "Оскар" Людвига Йоранссона (Ludwig Göransson), пять лет назад побеждавшего с саундтреком к "Черной пантере", кажется неминуемым. В меру помпезная, но достаточно изобретательная музыка к "Оппенгеймеру" сразу стала консенсусным выбором индустрии - оставив все разговоры о шансах Робби Робертсона (Robbie Robertson) на посмертный "Оскар" в прошлом году.


Номинированы:
"Американское чтиво" (Лора Карпман)
"Индиана Джонс и Колесо судьбы" (Джон Уильямс)
"Убийцы цветочной луны" (Робби Робертсон)
"Оппенгеймер" (Людвиг Йоранссон)
"Бедные-несчастные" (Джерскин Фендрикс)

Проигнорированы: Из тех, кто дожил до декабрьского шорт-листа из 15 саундтреков, обиднее всего за Дэниела Пембертона ("Человек-паук: Паутина вселенных"), Дзе Хисаиси ("Мальчик и птица"), Мику Ливи ("Зона интереса") и - в особенности - Марка Ортона ("Оставленные") - ну и композитор "Барби" Марк Ронсон (Mark Ronson), вероятно, надеялся на номинации в обеих музыкальных категориях. Но это, как обычно, лишь вершки, тогда как в насчитывающем 149 пунктов лонг-листе находятся такие жемчужины, как саундтреки к "Прошлым жизням" (Кристофер Беар и Дэниел Россен из Grizzly Bear), "Тысяче и одному" (Гари Ганн), "Убийце" (дважды оскароносный тандем Трента Резнора и Аттикуса Росса) и, как ни странно, "Монстру" (финальную работу великого Рюити Сакамото не дисквалифицировали, хотя большая часть саундтрека не была сочинена специально для фильма). Наконец, вообще не рассматривалась академиками объективно выдающаяся музыка к очередной - лучшей - серии экшн-франшизы "Миссия: невыполнима" - видимо, ввиду ее недостаточной оригинальности.

Победит: Выиграв все хоть сколько-нибудь заметные награды сезона ("Золотой глобус", "Выбор критиков", премию BAFTA и - на сдачу - "Грэмми", где из-за других временных критериев два его саундтрека соперничали с двумя работами Уильямса), Йоранссон уже, наверное, давно отрепетировал и свой оскаровский спич - что не вызывает возражений почти ни у кого.


Достоин победы: Но, если честно, серийный соратник Мартина Скорсезе Робби Робертсон этого признания заслуживает ничуть не меньше. Десятилетиями обходясь без классического образования, сооснователь The Band написал ключевой для фильма и чуткий к источникам собственного вдохновения саундтрек, ставший кульминацией их с Марти дружбы и сотрудничества, которое началось с одного из лучших рок-доков всех времен ("Последний вальс" 1978 года) и закончилось со смертью Робби минувшим летом.


"Барби", еще "Барби" и опять Дайан Уоррен

С песнями все еще проще: по большому счету, вся интрига этой категории сводилась к тому, какая из трех песен из "Барби" останется за бортом Топ-5 (с недавних пор Академия установила лимит в 2 песни на фильм). Не повезло "Dance the Night" Дуа Липы (Dua Lipa), поэтому номинально борьбу за статуэтку ведут оскароносная связка Билли Айлиш (Billie Eilish) и Финнеаса (Finneas) с "What Was I Made For?" и оскароносный тандем Ронсона и Эндрю Уайатта (Andrew Wyatt) с "I'm Just Ken". Но по факту Айлиш - очевидный фаворит, песня Кена - маловероятный спойлер, а также упомянутые в этой категории Джон Батист (Jon Batiste), любимица Академии Дайан Уоррен (для которой это 15-я номинация и, судя по всему, 15-е поражение) и осейдж Скотт Джордж (Scott George) рады уже тому, что о них вспомнили.


Номинированы:
"The Fire Inside" ("Обжигающе горячий")
"I'm Just Ken" ("Барби")
"It Never Went Away" ("Американская симфония")
"Wahzhazhe (A Song for My People)" ("Убийцы цветочной луны")
"What Was I Made For?" ("Барби")

Проигнорированы: Из тех, кто попал в шорт-лист, на оскаровскую номинацию наверняка рассчитывал Ленни Кравиц (Lenny Kravitz) с песней из "Растина" - еще несколько лет назад она была бы не только верным соискателем "Оскара", но и его вероятным обладателем. Те, кто музыку любит не меньше, чем кино, предположительно предпочли бы именам Уоррен и Батиста необычных подозреваемых вроде Джарвиса Кокера с Ричардом Хоули (с песней из "Города астероидов"), Шерон Ван Эттен (с песней из "Прошлых жизней") или A$AP Rocky с Metro Boomin (с песней из "Человека-паука: Паутины вселенных"). Мне не кажется, что баллада "Can't Catch Me Now" Оливии Родриго (Olivia Rodrigo) чем-либо хуже баллады Билли Айлиш (хотя "Барби" не в пример лучше приквела "Голодных игр", тут спору нет). Любителям оскаровских квизов, думается, понравилось бы, если бы свою номинацию получила дочь Боно Ив Хьюсон (Eve Hewson) - как соавтор песни из "Флоры и сына". И, конечно, нет ни одной веской причины, почему среди номинантов - или хотя бы в шорт-листе - не оказалось написанной Нилом Хэнноном (Neil Hannon) aka The Divine Comedy песни из "Вонки".


Победит: "What Was I Made For?" Песня Айлиш, возможно, даже не лучшая в собственном фильме, но именно она должна стать первым шлягером со времен, страшно сказать, "My Heart Will Go On" Селин Дион (Celin Dion), награжденным сначала "Грэмми" в категории "Песня года", а затем и песенным "Оскаром".


Достойна победы: "I'm Just Ken". Но ответственные за музыкальную идентичность "Барби" зять Мерил Стрип и фронтмен Miike Snow сочинили песню, по случаю которой фильм Греты Гервиг превращается в карнавал - просто поет ее не всеми любимая Билли, а временно переквалифицировавшийся в короля комедии Райан Гослинг.

Райан Гослинг и все-все-все

В этот раз обошлось даже без намека на драму: во время воскресной церемонии в версиях, максимально близким к оригинальным, будут исполнены живьем все пять номинированных на "Оскар" песен. Да, даже большой драматический артист Райан Гослинг споет "I'm Just Ken" - при участии, куда без него, Марка Ронсона.


Автор обзора - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

09.03.2024, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

НАГРАДА - свежие публикации: