В конце недели разнеслась новость о том, что группа Кино с предзаписанным голосом Виктора Цоя, извлечённым из старых записей, но с живой инструментальной частью, якобы собралась в "патриотический" тур. Как сообщалось, гастроли группы должны проходить в городах базирования ВМС РФ с целью поддержки "морального духа" военных.
Под этот тур запросили президентский грант в размере 26,5 миллионов рублей. Предполагаемый маршрут - Санкт-Петербург, Калининград, Североморск, Севастополь, Владивосток и Астрахань. Тур "Кино и Флот" якобы должен будет пройти с января по июль.
Как указывается в публикации ТГ-канала Baza, в заявке на грант слова "патриотизм" и "патриотический" повторяются семь раз. Да и сама группа названа "патриотической".
Язык, которым написана сама заявка, отличается державной широковещательностью:
"Кино и Флот" – это яркий пример инициативы, направленной на продвижение традиционных духовно-нравственных ценностей через культурное событие, основанное на креативных индустриях. Этот проект не только воссоздает музыкальные концерты легендарной группы "Кино", но и связывает их с контекстом национального патриотизма и культурного наследия. Через современное исполнение и впечатляющую сценическую поддержку проект передает энергию и дух моментов, которые в свое время были символами духовности и патриотизма... Проект "Кино и Флот" представляет пример того, как культурные события могут эффективно влиять на социокультурное пространство, обращая внимание на традиционно-нравственные и патриотические ценности и укрепления национальный дух и единство страны".
Серия концертов в заявке подаётся как проект государственной важности и размаха. Заявка на грант уже зарегистрирована. Помимо запрашиваемых у государства 26,5 млн рублей инициаторы обещают частное софинансирование в размере 9,59 млн рублей.
А мужики-то не знают
Естественно, как только прошла публикация "Базы", у журналистов и фанатов возник вопрос: неужели в подобном проекте могут участвовать "старшие" участники коллектива — басисты Александр Титов и Игорь Тихомиров, а также бессменный гитарист Юрий Каспарян. Основные вопросы вызвала кандидатура Титова, который участвует в международном турне БГ & Friends.
Александр Титов aka Саша Тит однозначно заявил в переписке с редакцией "Звуков": "Это ложь". В Facebook под публикацией про надвигающийся тур в ответ на восклицание одного из комментаторов "Не верю!" Титов ответил: "Правильно" (хотя и после этого нашлись люди, считающие, что такого опровержения недостаточно).
Как следует из последующих комментариев музыкантов, тур по военным базам так и останется заявкой, поданной без ведома самих артистов.
Предъявите заявителя
Порадовавшись тому, что старая гвардия не сдала позиций, мы задались вопросом, кто стоит за организацией турне. Прямо скажем, не каждая компания в России способна участвовать в тендерах на президентские гранты подобного размера. Заявка была подана неким ООО "Оптимус". Которое в своей презентации именует себя digital-агентством, занимающимся продвижением брендов, артистов и контента, на своём сайте указывает среди клиентов Shaman'а, Алёну Швец, "Руки Вверх", Глюк'оZу и ещё нескольких поп-исполнителей.
В группе Optimus в ВК заявлено новое телешоу "Кто крайний", посвящённое устройству российского музыкального рынка "и не только". На сайте подчёркивается, что этот проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Того же самого, у которого "Оптимус" просит средства на "патриотический тур группы "Кино".
Поиск по опубликованному на сайте Фонда ИНН заявителя (номер 9715412432) позволил выяснить, кто руководит агенством. Оказалось, что его генеральным директором является некто Орешкин Кирилл Григорьевич, а владельцами - сам Орешкин и Дмитриев Максим Иванович.
Это мои знакомые жулики
Как можно выяснить из открытых медиа-источников, Кирилл Орешкин знаменит как продюсер, который в 2015 году имел судебный конфликт с Warner Music Russia примерно на 15 млн долларов. По поводу этой истории Lenta.ru писала:
"Гендиректор компании "ВСП-Студио" Кирилл Орешкин обвиняется в крупном мошенничестве. Как считают следователи, в июне 2015 года он воспользовался старым договором и подделал подпись продюсера и участника дуэта Artik&Asti Артема Умрихина. Как рассказала "Ленте.ру" представитель Главного следственного управления ГУ МВД по Москве Ольга Виноградова, согласно липовому документу Орешкин обладал эксклюзивным правом на организацию концертов Artik&Asti и часть гонораров от мероприятий".
В Warner Music этот документ приняли в качестве обеспечивающих документов. Был заключён контракт, о условиям которого продюсер получил предоплату в 5,3 миллиона рублей на организацию концертов Artik&Asti в Москве и Санкт-Петербурге.
Полученные деньги Орешкин растратил на оплату долгов и кредитов, а не на организацию турне. В конце концов в Warner Music поняли, что речь идёт о жульничестве и обратились в полицию. Продюсера вскоре арестовали.
В том же материале Ленты указывается, что Орешкина в прошлом уже судили за мошенничество, а также за незаконный оборот оружия.
Из той истории Орешкин выкрутился без особых осложнений. Он признался в содеянном и пошёл на сделку со следствием - то есть, согласился на суд в особом порядке, без исследования доказательств. Наказание в таких случаях назначают минимально возможное.
"ВСП-Студио" было исключено из ЕГРЮЛ в конце весны 2019 года (компания закрылась, и то лишь три года спустя после инцидента с Warner).
Но куда интереснее - второй участник этого предприятия: Максим Дмитриев, старый знакомый читателей Звуков .
Дмитриев - это:
Все эти организации - как официальные ОКУПы (РАО, ВОИС, РСП), так и РМС и РОАС очень значительно пересекаются по составу управляющих органов. Среди этих управителей особое место занимает генеральный директор АО "Фирма Мелодия" Андрей Кричевский. Он также является председателем правления "Российского музыкального союза, членом Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации ФС РФ и членом попечительского совета ФГБОУ ВО "Российская государственная академия интеллектуальной собственности".
Кричевского смело можно назвать специалистом по извлечению выгоды из любой интеллектуальной собственности. В этом отношении и он давно и хорошо известен всем экспертам в области авторского права.
В отрасли Дмитриева считают "человеком Кричевского", действующим в первую очередь в интересах своего патрона. Есть основания считать Дмитриева ещё и косвенным выгодоприобретателем банка "Новый век", в котором долгое время хранились, и, возможно, хранятся до сих пор счета РАО.
Кроме того, Российский музыкальный союз, где председательствует Кричевский, а Дмитриев является членом правления, уже много лет сотрудничает с Президентским фондом культурных инициатив, о чём свидетельствует изобилие логотипов последнего на сайте РМС.
Три версии, и все плохие
Есть три версии того, что из себя представляет "патриотический тур" группы "Кино".
Версия 1: С музыкантами "Кино" действительно никто ничего не обсуждал, и в целом речь идёт об очередной попытке нажиться на громком имени. Проведения реального тура получение гранта не подразумевает.
Можно предположить, что деньги уже выделены и даже освоены, а заявка в ПКИФ, конкурс по которой должен будет состояться только в 2024 году, - чистая формальность. Старая дружба обладает множеством достоинств.
Ну, а по каким причинам тур "сорвётся" - это уже сугубо технический вопрос.
Эту версию подтверждает репутация Орешкина, который обладает опытом по добыче капиталов из гастролей-невидимок.
Однако для Дмитриева и третьего силуэта, маячащего у него за спиной, такое банальное мошенничество слишком мелко.
Версия 2: тур состоится. Правда, не факт, что при участии нынешнего состава группы. Во всяком случае, не при участии соратников Цоя.
Но это не беда - раз солист виртуальный, то какая кому разница, кто ему будет подыгрывать.
По крайней мере, так могут рассуждать в "Оптимусе" и в ПФКИ.
А если музыканты заартачатся, то можно будет надавить на них через продюсера - сына Виктора Цоя Александра. В 2017-2018 годах он был внештатным колумнистом Russia Today под руководством Маргариты Симоньян, так что вряд ли станет возражать. Достаточно будет кодового слова "патриотизм" и настоятельного пожелания уважаемых людей. Не всякий же фонд будет называться "президентским".
В итоге нас ожидает мягкая кооптация группы "Кино" и её наследия в патриотическую вертикаль. Теперь не только на уровне кавер-версии "Кукушки" в милитаризированном исполнении Полины Гагариной.
Песни "классического" "Кино" в их оригинальном виде продолжают пользоваться большой популярностью, и для государства это весьма лакомый ресурс.
Версия 3: тур не просто состоится, а ещё и со всем нынешним составом и под бдительным присмотром дюжих "кураторов". Скорее всего, в состав не войдет Александр Титов, однако войдут все участники, оставшиеся в России. Руководство доходчиво сообщит музыкантам, какие последствия будет иметь отказ. В военное время - не до реверансов. Отряд "Кино", стройся!
Остаётся добавить, что в заявке "Оптимуса" в ПКИФ приводится ссылка на публикацию "Ведомостей" про недавний выпуск Банком России памятной монеты с Виктором Цоем (что само по себе говорит о многом). "Правительство тоже осознает значимость Виктора Цоя для российского народа. В подтверждение этого факта, недавно была выпущена памятная монета с его портретом. Этот шаг не только отражает признание влияния Цоя на культуру и общество, но и подчеркивает его статус культурной и исторической иконы. Такие меры также позволяют сохранить память о важных личностях и событиях для будущих поколений, поддерживая связь между прошлым и настоящим", - говорится в заявке на грант.
Таким образом, интерес государства в кооптации - или лучше сказать, апроприации - наследия Виктора Цоя вполне очевиден.
Информационная атака на "Кино" и лично Виктора Цоя в 2014 году результатов не принесла. Возможно, потому что в авангарде её были люди с пониженной социальной репутацией - депутат ГД Евгений Фёдоров и журналист-блогер Константин Сёмин.
Фёдоров, в частности, заявил, что песни Цою писали не где-нибудь, а прямо в ЦРУ (Александр Цой пытался судиться с депутатом, но проиграл).
А сталинист-советофил Сёмин, проживший при советском строе целых 11 лет, разразился трактатом "Рок-лоботомия", где прямо указывает российских рок-музыкантов среди ключевых виновников краха советского строя, советской культуры и советского образа мысли, чьими основными характеристиками были, оказывается, "умиротворённость, равновесность, неторопливость".
И вот почти 10 лет спустя группу "Кино" пытаются сделать частью госпропаганды.
Звуки будут следить за развитием ситуации.
Кино - легендарные ленинградские рокеры "новой волны"
Подробности из жизни:
Состав
Виктор Цой - вокал
Юрий Каспарян - Гитара
Игорь Тихомиров - бас-гитара
Георгий Гурьянов - ударные
Власть при Брежневе рокеров и околорокеров вроде как не одобряла, но в 1981 году решила создать Ленинградский рок-клуб, чтобы все опасные элементы были в одном месте и на виду. Вскоре у влиятельных представителей ЛРК получают одобрение будущие легенды русского рока - "Кино".
Днем Рождения коллектива принято считать 1982 год. Устав от крымского безделья Виктор Цой и его друзья создают группу "Гарин и Гиперболоиды", которую вскоре переименовывают в "Кино". Под чутким руководством Бориса Гребенщикова и при участии всех музыкантов "Аквариума", летом того же года ансамбль Цоя записывает свой первый альбом. Называют его "45" - по общей продолжительности 13 песен в минутах. Запись медленно но верно распространяется по СССР. Совковые слушатели ставят "Кино" свой приговор - жизненно. Группе быть. Квартирники и гастроли сыпятся как из мешка. Кадровые перестановки не проходят…
1917 – В Роки Маунт, Северная Калифорния, родился Телониус Монк - один из родоначальников современного джаза. Этот уникальный пианист и композитор наиболее известен как создатель бибопа »»
1960 – В 1960 году в нью-йоркском Vanguard Club состоялось первое выступление на сцене восемнадцатилетней уроженки Мемфиса Ареты Франклин. По прошествии времени её провозгласят Королевой Соула и величайшей вокалисткой эпохи рок-н-ролла по версии журнала Rolling Stone »»
Curtis AMY (1929)
Lester BOWIE (1941)
Daryl HALL (1946)
Paulette CARLSON (1953)
Барбара Стрейзанд (2000)