МУЗЫКА  Проверка пульса: март

Джеймс Холден, Люк Вайберт, Фрэнки Роуз, HOLOVR, Surgeon и другие электронные новинки марта

James Holden "Imagine This Is A High Dimensional Space Of All Possibilities" (Border Community)

Сделав в нулевые неплохую карьеру в качестве диджея и автора клубных техно-бэнгеров, Джеймс Холден решил изрядно хиппануть: он отрастил длинные волосы, увлекся джазом, психоделией и модульными синтезаторами и даже собрал живую группу. Музыке его всё это, разумеется, пошло на пользу – Джеймс ловко выскочил "из плоскости" и зазвучал свежо и самобытно. Его новый диск тоже ложится в продолжение линейки "The Inheritors""Animal Spirits" c поправкой на то, что модулярных импровизаций, ретро-электроники семидесятых (об этом времени напоминает еще и породисто-грязный звук), журчащего нью-эйджа и краута а-ля ранние Kraftwerk здесь побольше, чем привычных для позднего Холдена джаза и психоделического рока. Без живых инструментов снова не обошлось, но здесь это скорее одна из красок в палитре, а не основное выразительное средство. То же можно сказать и об ударных, которые в редком для электроники случае, играют роль скорее второстепенную. Вообще, к "Imagine This Is A High Dimensional Space Of All Possibilities" как-то хочется применить (и исключительно в комплементарном смысле) термин "прог" – это музыка сложная, интеллектуальная, непредсказуемая и вместе с тем красивая.

Frankie Rose "Love As Projection" (Slumberland Records)

Певица и мультиинструменталистка Фрэнки Роуз, экс-участница коллективов Vivan Girls, Dum Dum Girls и Beverly, поначалу предпочитала гитарный звук и окучивала поляну где-то между новой волной, дрим-попом и пост-панком. Но в 2023 году Фрэнки внезапно решила переключиться на электронику и немедленно записала лучший альбом в карьере. Сочетание синтезаторных аранжировок и мечтательно-оптимистичных песен вообще работает почти безотказно – тут можно вспомнить хоть позднюю Tamaryn, хоть группу Electric Youth, хоть сольники Marnie. Но Фрэнки идет еще дальше и черпает вдохновение в поп-музыке восьмидесятых от Кейт Буш (Kate Bush) до Bananarama. В сухом остатке – лучший пока поп-альбом года. Яркий, разнообразный, с хитами и, что особенно приятно, радикально выбивающийся из общепринятого нынче американского R&B-канона.

Gnoomes "Ax Ox" (Rocket Recordings)

Коллектив из Перми как-то незаметно утвердился в статусе едва ли не самой интересной российской инди-электронной группы, перехватив флаг у молчащих в последние несколько лет Pinkshinyultrablast. Гнумс давно подписаны на британский лейбл Rocket Recordings (где также издаются, например, Teeth Of The Sea или шведский коллектив Goat), и это уже четвертый их лонг-плей за 8 лет, если не считать альбома ремиксов. Как и прежде, Gnoomes ходят где-то вокруг краут-рока, шугейза и психоделии, но нововведений относительно предыдущих пластинок тут довольно много. Во-первых, максимально рыхлый и где-то даже агрессивный звук, в котором то и дело проявляется напористая "техноидность" (даже при том, что группа продолжает использовать живые ударные). Во-вторых, в "Ax Ox" стало заметно больше вокала, причем Gnoomes впервые запели по-русски, пусть текст порой и сложно разобрать за слоями обработки. В результате альбом одновременно похож и на Underworld, и на воображаемого Гребенщикова из альтернативной вселенной, который вырос в Дюссельдорфе и много слушал краут-рока и NDW.

Mikkel Rev "The Art Of Levitation" (A Strangely Isolated Place)

Карьера норвежца Микеля Харальдстада (Mikkel Haraldstad) началась более 10 лет назад – в 2010-м в составе дуэта Sommerstad он даже успел выпустить отличную ню-диско пластинку на лейбле Full Pupp под патронажем своего земляка Принса Томаса (Prins Thomas). Однако по большому счету Микель "взлетел" где-то в 2020-м, когда примкнул к мощной волне транс-возрождения. Сольно и в составе дуэта Omformer он выпускал музыку, которая идеально вписалась бы в каталог лейблов Eye Q, Harthouse или Superstition. Теперь Микель дебютирует на ASIP (где подобной музыки раньше не водилось), и трансовый бэкграунд дает себя знать в первом же треке. Но в отличие от пластинок Omformer, прямая бочка в "Xpress To Planet Earth" так и не вступает. Следом идет вещь ритмичная, но медленная – это скорее "псимбиент" по ведомству Carbon Based Lifeforms и компании. К середине альбома норвежец уже погружается в классический чилл в духе первого выпуска сборника "Freezone", и лишь ко второй половине альбома долгожданный танцевальный бит всё же берет своё. Но и тут Микель не стремится раскачать танцпол, его транс – это музыка мягкая, интеллигентная и домашняя. Так же, как и вся немецкая классика жанра 30-летней давности.

Surgeon "Crash Recoil" (Tresor)

Энтони Чайлд (Anthony Child) возвращается на Tresor спустя 24 (!) года. И хотя всё это время он выпускал техно-альбомы на своём лейбле Dynamic Tension (а также засветился на Semantica, Ilian Tape, Editions Mego и A-TON с более экспериментальной музыкой), воссоединение с берлинским гигантом – это событие. И "Crash Recoil" – это ровно та музыка, которую мы ассоциируем с Берлином: мрачные и суровые техно-бэнгеры. При этом даже в этих довольно узких жанровых рамках Surgeon находит пространство для маневров. В "Second Magnitude Stars" или "Leadership Contest" под прямой бочкой скрыта музыка скорее экспериментальная и в некотором роде "дизайнерская", тогда как "Subcultures" – это гиперэнергичный боевик прямого действия, способный поднять на танцпол мёртвых.

taennya "Sorbus" (Auxiliary)

Лейбл Auxiliary, которым руководит Джеймс Клементс (James Clements) aka ASC, в марте отметился сразу двумя релизами – новым эмбиент-альбомом проекта Inhmost и кассетой этой загадочной исполнительницы. За таким названием проекта сразу же хочется увидеть русский след, и предчувствие не обманывает: taennya – это жительница Новосибирска Татьяна Маслова, и "Sorbus" – её второй альбом (дебютный был издан два года назад на американском Stereoscenic). "Sorbus" – этакий величественно-монументальный дрон-эмбиент, по звучанию близкий к формату лейбла Glacial Movements или к ранним релизам Neotantra. Где-то хумрый, где-то печальный, а чаще всего нейтрально-красивый как арктический пейзаж.

Black-Sided Sun "2023:The Longest Road-Part I" (Neotantra)

Тему холодного и величественного эмбиента продолжает и еще один альбом музыканта российского происхождения, живущего сейчас в Грузии, и здесь особенно приятно сообщить, что под псевдонимом Black-Sided Sun скрывается Юрий Ильин, чьи тексты вы тоже могли читать на "Звуках". "The Longest Road" – это довольно редкий пример дрон-альбома, насыщенного событиями и сменами тем и настроений. Это музыка то тревожная и напряженная, как саундтреки Артемьева к "Сталкеру" и "Солярису" (сами тембры и текстуры, многослойные и насыщенные, тоже порой хочется сравнить со звучанием синтезатора АНС), то торжественная и гармоничная, то пронзительно-печальная, то отстраненно-шумовая.

closeyoureyes & Raveny "Adrift" (Not On Label)

Тему "эмигрантской электроники" продолжает записанный в Ереване совместный альбом двух петербуржских музыкантов Егора Крылова (closeyoureyes) и Артема Романенко (Raveny, Veell, Iky Que, Chaoskeeper). Здесь ведущую роль играют живые инструменты, в первую очередь предельно разреженное фортепиано в стиле Харольда Бадда (Harold Budd), а также мелодика, флейта и калимба. А электроника (низкочастотный гул синтезаторов и глитчевые эффекты) скромно создает этим инструментам контекст и как бы выводит их из плоскости, делая музыку трехмерной. Самая, пожалуй, сильная сторона этого альбома – удивительно тонко выстроенный баланс между созерцательностью и выразительностью, между музыкой эмоциональной и "дизайнерской". Ближайшие ориентиры – поздние работы Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto) вместе с Alva Noto и сольно, но если копнуть глубже, то можно вспомнить и золотые дни лейбла Mille Plateaux, и первую волну неоклассики от Swod до Moon Ate The Dark.

Andrea "Due In Color" (Ilian Tape)

Туринский музыкант Andrea подписан на Ilian Tape уже более десяти лет, но "Due In Color" – его всего лишь второй лонг-плей. Как и заведено на этом лейбле, Андреа ходит где-то между брейкбитом (и это уже не попытка вспомнить девяностые, а музыка вполне современная, замешанная на бейсе и электро) и трип-хопом с одной стороны, и всяческим лоу-фаем, эмбиентом и даже нью-эйджем с другой. На первой стороне пластинки ритмы поактивнее (при этом даже брейкбит на "Due In Color" – это музыка атмосферная, гармоничная и интеллигентная), на второй биты становятся глуше, тише, спокойнее и наконец растворяются в тёплых синтезаторных текстурах. Тот случай, когда ингредиенты вроде бы все знакомые, а собирается из них что-то свежее, необычное и при этом конвенционально-красивое. Большая удача и для Андреа (синдром второго альбома? нет, не слышали), и для лейбла.

Luke Vibert "Machine Funk" (De:Tuned)

Бельгийский лейбл De:Tuned – сегодня один из теневых лидеров современной электроники. Музыки там выходит мало, но имена в их каталоге сплошь громкие, и качество этих релизов (даже в рамках дискографии каждой из этих звезд) – высочайшее. Ну а полнометражные альбомы здесь и вовсе публикуются по большим праздникам, так что лонг-плей Вайберта – событие вдвойне, даже с учетом того что Люк музыкант плодовитый. Со словом "фанк" у электронщиков взаимоотношения сложные – чуть лм каждый считает себя наследником Джеймса Брауна (James Brown) и Parliament/Funkadelic, но при этом каждый же понимает под электронным фанком что-то своё. Фанк в понимании Вайберта – это музыка на стыке электронного диско с несколько шизофренической мелодикой, мягкого электро и эйсида, где ручка резонанса выкручивается с осторожностью. По одну сторону – жизнерадостные танцы от DMX Krew, по другую – замедленные раза в полтора афекствиновские "Аналорды", вдохновителями которых в своё время стал как раз Люк Вайберт.

Tim Koch "Selcouth Beasts" (DataDoor)

Тим Кош, который после возвращения выпускает одну прекрасную пластинку за другой, разродился сравнительно "низкопрофильным" релизом, где решился разом показать все грани своего довольно разнообразного творчества. Зубодробительный деконстрактед, сложный, но красивый модерновый IDM, глубоководный эмбиент, электроакустические коллажи, арпеджиатроника в стиле Spectrum Spools, снова IDM и снова эмбиент. И всё это удивительным образом не оставляет впечатление разрозненной подборки, а складывается в единую историю – видимо за счет общих тембров и удачно выстроенного порядка.

Paul St. Hilaire "Tikiman Vol. 1" (Kynant Records)

Уроженец острова Доминика Пол Сен Хилэр aka Tikiman – один из двух (вместе с Хорасом Энди) посланников праведного регги и даба в мир электронной музыки. Пола мы знаем по многочисленным коллаборациям с Морицем Фон Освальдом (Moritz Von Oswald), Deadbeat, Moderat, Beat Pharmacy и куче других проектов. "Tikiman Vol. 1" – формально третий его сольник, но два предыдущих были записаны в нулевые и звучали совсем уж как корневая ямайская музыка. Здесь Пол вроде бы и не отходит от темы, но облекает свои песни в более привычные электронные формы – по звучанию альбом похож не то на Basic Channel, не то на Pole, не то на Рода Моделла (Rod Modell), у которого даб-техно порой диссоциировано настолько, что от него остается только шум и эхо.

Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

03.04.2023, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: