SOFT CELL  Марк Алмонд: "Мы празднуем медиакратию"

Скептики посрамлены: Soft Cell снова вместе, диск Cruelty Without Beauty начал свое победное шествие по прилавкам и фонотекам. Тем временем по Москве гуляет "лицо группы" - Марк Алмонд. Недавно Звукам удалось взять у Марка пространное интервью...

Новый альбом воссоединившегося состава Soft Cell стал во многом неожиданным подарком слушателям. Кто-то из нас до конца не верил в то что знаменитый дуэт воссоединится, многие поостереглись бы поставить на то, что их новый альбом будет доведен до конца. И тем не менее, скептики посрамлены: диск Cruelty Without Beauty издан, и неделю назад начал свое победное шествие по прилавкам и фонотекам.
Тем временем по Москве гуляет Марк Алмонд (Marc Almond), - тот самый любимый всеми нами Марк Алмонд, чей хит 1981 года "Tainted Love", кривляясь и танцуя, поет ныне с экранов телевизоров Мэрилин Мэнсон.
Во время его последнего визита в Москву Звуки взяли у "лица группы", музыканта и экспериментатора интервью, призванное дать ответ на вопрос: что, все-таки, мистер Алмонд делает в России, и надолго ли вместе Soft Cell?..

Звуки.Ru: - Мистер Алмонд, вы очень популярны в России, работали с русскими музыкантами, и Вы даже здесь жили... можете ли Вы сказать нам, почему в России: был ли тому причиной случай, или что-то особенное?

Марк Алмонд: - Я был в России много-много раз, первый раз - где-то в 1992, здесь я великолепно провел время со многими людьми, со мной здесь произошло очень много творческих вещей, и я всегда искал возможности вернуться. Когда я снова приехал сюда несколько лет назад, меня спросили, не хотел бы я сделать альбом русских традиционных романсов, которые я считаю настоящими русскими песнями и очень люблю. Два года назад я начал делать музыкальный проект. Это потребовало времени, и я арендовал квартиру в Москве. Я работал над этим проектом больше года, и, возможно, буду заниматься им в следующем году. Я обнаружил, что мне очень интересно бывать здесь: много прекрасных людей, много электрических вибраций. Побывать в России - это действительно приключение.

Звуки.Ru: - Какие впечатления о России сложились у Вас в период работы над русским альбомом? И какое впечатление о России должно создаться у западного слушателя после прослушивания Вашего русского альбома?

Марк Алмонд: - Я не могу точно сформулировать ощущения, просто очень красивая музыка, прекрасные песни, некоторые песни которые я пою, не были переведены на английский раньше - песни Александра Вертинского, Вадима Козина:Я работал здесь с большим количеством людей, очень разнообразных людей, из группы Мумий Тролль, с Борисом Гребенщиковым, с Людмилой Зыкиной, знаменитой иконой советских времен - я хочу дать людям впечатление о России как очень яркой стране, очень романтичной, месте многих экспериментов:.очень творческих вещей, но, знаете, я бы не хотел бы сейчас говорить об этом, давайте поговорим о проекте Soft Cell, которым я в настоящий момент занимаюсь.

Звуки.Ru: - Как я знаю, вы впервые сделали попытку возобновить свое сотрудничество с Дэвидом Боллом (David Ball) в конце 90-х, - это было спонтанное решение или Вы размышляли об этом все эти годы?

Марк Алмонд: - Я думаю, я никогда не терял надежды поработать с ним вместе над другим проектом. В начале 90-х мы написали вместе несколько песен для моего соло-альбомома Tenement Symphony, и тогда я понял, что нам по-прежнему великолепно работается вместе, это было что-то на бессознательном уровне. Я не думал, что мы снова будем работать вместе над проектом Soft Cell, я позвонил ему в конце 90-х и спросил, не хочет ли он написать вместе несколько песен, и у него оказалось несколько идей, мы пришли в студию - и мы получали такое удовольствие от совместной работы, нам нравилось то, что мы сочиняем, хотя мы и работали довольно медленно: песня там, песня здесь - но, похоже, для нас просто настало время записать что-нибудь как Soft Cell. Я думаю, мы могли бы назваться как угодно, но вовремя поняли, что это было бы глупо, так как в глазах людей Марк Алмонд и Дэвид Болл, работающие вместе, - это Soft Cell. И это разочаровало бы фанов, и может быть разочаровало бы нас самих. Нам представилась возможность записать альбом вместе, и я рад, что мы на это решились. У нас получился очень хороший альбом, и я им доволен.

Звуки.Ru: - Вопрос о фанах - оказывают ли фаны и критики на вас влияние?

Марк Алмонд: - Первое, что я хочу сказать: мы, работая над проектом Soft Cell, не раздумывали над тем, что подумают люди, что они скажут. Мне бы не хотелось думать, чтобы люди считали, будто мы торгуем прошлым. Мы всегда любили делать что-то новое. Во время своей соло-карьеры я занимался новыми вещами, записывал новые альбомы, двигался вперед. В этом случае я чуствовал что-то похожее. Мне бы не хотелось, чтоб вы подумали, что Soft Cell пытается перепродать прошлые заслуги. Когда мы давали концерт первый раз, я думаю реакция фанов была очень поощрительной, - что давало нам стимул заниматься этим, были хорошие отзывы о новом материале, так же как и о старом материале, - и люди, которые писали о наших концертах, говорили о "новой энергии". У них не было впечатления, что это два старика, которые живут только воспоминаниями о былой славе (смеется). Это и было основным стимулом для этой пластинки.
В то же время, я хотел бы сказать, что не особенно читаю критику своих записей, не слишком прислушиваюсь к мнению других, потому что мне всегда хотелоь быть верным себе, я не вдохновляюсь тем, что люди хотят чтоб я делал, что по их мнению хорошо, что плохо, я пытаюсь следовать своему сердцу и однажды, когда я работал над проектом я спросил себя - нравится ли мне то чем я занят, получаю ли я удовольствие от этого, есть ли мне что сказать: Я, конечно, всегда надеюсь, что фанам понравится моя работа и что она получит хороший отклик у критиков, но я никогда не читаю мои интервью, не читаю рецензии на альбомы, годы научили меня тому что я никогда не смогу угодить всем сразу, к примеру, когда я работал над русским альбомом, я знал, что многие мои британские фаны не поймут этого, подумают, что я занялся странными вещами, это вызовет критику, но это не изменит того факта, что я горжусь этой работой, и она мне очень нравится - то же и запись Soft Cell.

Звуки.Ru: - Понятно, вас вдохновляют фаны, - но это не единственное, что вас вдохновляет?

Марк Алмонд: - Нет, единственный момент, когда я вдохновляюсь фанами - это когда я на сцене. Когда я на сцене и публика хорошо на меня реагирует, когда получаю удовольствие от того, что делаю на сцене, когда я получаю положительный фидбэк от фанов. Они вдохновляют меня, когда я даю концерты, когда я встречаюсь с ними лицом к лицу. Фаны часто говорят мне "Мне не нравится эта ваша запись, мне нравтся новая". Многие фаны просто хотят, чтобы артист просто повторял прошлое, заново записывал старые вещи. Думаю, нельзя слишком полагаться на их мнение, но нужно всегда уважать своих фанов. Не стоит пренебрегать критикой, но нельзя, чтобы она на тебя влияла.

Звуки.Ru: - Променяли бы Вы двадцать сегодняшних фанов на одного - того, что был двадцать лет назад?

Марк Алмонд: - Да, безусловно. Допустим, у меня будет меньше поклонников - но таких, которые действительно понимают мои вещи - прекрасно.
Неважно, сколько у меня фанов; главное - я делаю то, что хочу делать; но я всегда надеюсь, что им понравится. Я надеюсь, что у меня всегда будет достаточно поклонников, причем верных поклонников. Таких, которые последуют за мной в любую страну. В Россиии у меня много верных фанов. Но даже если у меня будет только один фан, которому будет нравиться то, что я делаю и который будет понимать, что я пытаюсь делать - то это прекрасно.

Звуки.Ru: - Понятно. Cнова о вашем альбоме Cruelty Without Beauty: какая была главная эмоция (главное чувство) когда вы записывали этот альбом?

Марк Алмонд: - Когда я сочиняю вещи в составе Soft Cell, я вкладываю в них чуть больше циничного юмора, я насмешливо смотрю на то, что происходит в мире, на то, что происходит вокруг меня. Когда я работал как соло-артист, я писал более романтические вещи, о романтической стороне меня - я искал романтической страсти, искал подобных переживаний, может быть это более интроспективное, я смотрел скорее внутрь себя. В Soft Cell я пишу больше о современной культуре, в этом альбоме я обращаюсь к чувствам, которые я испытываю по отношению к современной культуре, и я считаю, что она в какой-то степени иллюзорна. Мы живем в интересном мире, где столько всяких медиа... Не знаю, как это можно передать на русском: мы сейчас просто празднуем медиократию - все слушают одинаковую музыку, носят одинаковые вещи, теряют свою индивидуальность, едят один и тот же ужасный фастфуд, и это происходит повсюду: в Америке, в Германии... Представьте: кругом все слушают одинаковую музыку, носят одинаковую одежду, становятся какими-то усредненными. Эта культура также становится культурой унижения. Людей публично унижают в телепрограммах. Это очень жестоко по отношении к людям, - как, например, это происходит в Британии, эта циничная культура. Я старался отразить это в некоторых текстах на альбоме.

Звуки.Ru: - Какие-нибудь книги повлияли на вас в процессе работы над альбомом?

Марк Алмонд: - Да, я читал книгу "Fast Food Nation" Эрика Шлоссера (Eric Schlosser) - это о Макдональдсе и истории фастфуда, о разных подобных фирмах, о том, как они эксплуатируют людей, как они травмируют их,- такие вот книги повлияли. Например, в песне Monoculture - видео это монокультура - это что-то вроде ужасной рекламы гамбургера, это все о том, что я не могу воспринять в современной культуре

Звуки.Ru: - Говоря о современной культуре и современной музыке, думаете ли вы, что экономика оказывает влияние на развитие культуры, и как вы думаете, может ли сейчас кто-то повторить ваш успех в восьмидесятых, своими силами?

Марк Алмонд: - Я не знаю... Чем страны становятся богаче, тем ленивее там люди. Иногда кто-то пытается чего-то добиться, может быть созидают что-то более интересное, может быть, это закономерность, я не знаю, но чаще всего это связано с преодолением трудностей, что-то делается, когда это сделать нелегко. Западная культура становится более ориентированной на выгоду, услужливой, я думаю, может быть поэтому я приехал в Россию, в поисках более правдивых идей (более истинного вдохновения), люди здесь пытаются по настоящему сделать что-то творческое, музыкальные хеппенинги, интересные художники. Может быть, культура становится все более и более попсовой и усредненной, это сложно сказать, может ли сейчас существовать что-то вроде Soft Cell, слишком много всего происходит в музыке, сложно сказать.
В наши дни людям труднее создать группу, долго держаться вместе, поскольку рекорд-компании берут артиста, берут музыкантов и хотят получить от них все очень быстро, за небольшой отрезок времени, никак не поддерживая их в дальнейшем, кроме маркетинга и шумихи.

Звуки.Ru: - Понятно, а есть ли сегодня, в таком случае, надежда для музыки?

Марк Алмонд: - Я думаю, что всегда есть надежда, потому что люди всегда любили музыку и хотели музыку и хорошая музыка всегда будет существовать. Может быть в чартах лидируют бесцветные, усредненные вещи, но сейчас существует множество прекрасной музыки вне этого. Сейчас стало проще ее записывать, хотя в хит-парад попасть труднее, чем раньше. В Интернете мне очень нравится то, что там можно найти любое отражение человеческого творчества, все виды музыки, которую раньше было просто негде найти, люди могут найти музыку из других стран, как я - могут найти людей из других стран, чтобы поработать вместе, это новый опыт... Хорошие вещи происходят, одним словом.
В тексте последней песни с Cruelty Without Beauty, говорится о том, что красоте есть место в мире, но ее трудно обрести.

Звуки.Ru: - А как насчет темной стороны жизни, "темных времен", о которых говорится в "Cruelty Without Beauty"? К чему относятся эти строки?

Марк Алмонд: - Я размышляю о жизни в основном когда смотрю новости по телевизору, когда смотрю британские новости - это по-настоящему плохие новости, все время. Какой канал ни включи, в любой стране - всегда сенсационно плохие новости, они полностью тебя подавляют. Иногда чувствуешь полную беспомощность, отчаяние. Я пытался сбалансировать негативные сюжеты (я признаю, что часто бываю пессимистичным и печальным) с оптимистичными - в этих песнях говорится, что нельзя сдаваться, надо продолжать танцевать, несмотря на то, что эти ужасные вещи происходят - война, тероризм, плохая культура, люди, озлобленные на весь мир - но ты можешь танцевать сквозь это, ты должен быть сильным, продолжать жить. В мире по-прежнему существует красота, даже если она глубоко запрятана, и жизнь несмотря ни на что прекрасна.

Звуки.Ru: - Надеюсь, темные времена закончатся. Спасибо, мистер Алмонд, мы будем ждать выхода вашего нового альбома.

Марк Алмонд: - Вам спасибо. Будьте здоровы.

Звуки.RU благодарят компанию СОЮЗ за помощь в организации интервью

30.03.2009, Любовь НИКОЛЕНКО (ЗВУКИ РУ)

SOFT CELL - свежие публикации: