ZOMBI  Рассвет мертвецов

Флагманы американской хоррор-электроники дадут два концерта в России

Пока мартовские концерты продолжают отменяться, афиша на апрель и май пополняется, и в ней появляются такие сюрпризы, от которых и до пандемии бы дух захватывало. В конце мая в Россию собирается американский дуэт Zombi, продолжатели дела Джона Карпентера (John Carpenter) и едва ли не главные действующие лица новой волны аналоговой космо-электроники.

Питтсбургский дуэт в составе Стива Мура (Steve Moore) (электроника) и Энтони Патеры (A E Patera) (ударные, электроника) получил название в честь серии классических ужастиков конца 1970-х. Тем самым музыканты недвусмысленно декларировали преемственность по отношению к традиции электронных хоррор-саундтреков того времени, в первую очередь к Джону Карпентеру и группе Goblin: их звучание совмещало в себе спейс- и прог-рок с синтезаторной музыкой 1970-х. В 2001-м дуэт дебютировал самизтатным CDR, а спустя три года Zombi подписались на лейбл Relapse Records, где выходил по большей части хардкор и металл. В компании групп вроде Amorphis или Anal Cunt записи Мура и Патеры смотрелись странновато, но, во-первых, Relapse всегда тяготел к экспериментальной музыке самого широкого профиля в диапазоне от Deutsch Nepal до Merzbow, а во-вторых, с лейблом музыкантов связывало не столько звучание, сколько бэкграунд – к мрачноватому спейс-року Мур и Патера пришли из гитарно-шумового подполья.

К концу десятилетия Zombi стали одними из флагманов "аналогового ренессанса" – они продвигали эту тему задолго до появления таких знакомых релизов как саундтрек к сериалу "Stranger Things". К тому же группа начала набирать популярность и в пост-рок кругах, во многом благодаря сплит-пластинке со своими друзьями из коллектива Maserati, вышедшей на лейбле Temporary Residence Limited в 2009-м. В то время именно американский андеграунд, к разным крыльям которого также принадлежали, например, Emeralds, Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin) или Кайл Диксон (Kyle Dixon) с Майклом Стайном (Michael Stein), был местом, где рождалась самая передовая музыка.

Выпустив в 2011-м альбом "Escape Velocity", одну из самых ярких своих записей, группа активизирует собственный лейбл VCO, где издает на кассетах винтажно звучащий эмбиент и космо-электронику. Среди их клиентов оказываются и коллеги по американскому синтезаторному подполью вроде Йонаса Рейнхарда (Jonas Reinhardt) или Норма Чэмберса (Norm Chambers), и немецкий краут-рок ветеран Гюнтер Шикерт (Gunther Schickert), и участник французского диско дуэта Outrunners Стивен Фалькен (Stephen Falken). А для артиста Abul Mogard, который долго скрывал своё настоящее лицо и представлялся престарелым рабочим из Сербии, лейбл VCO и вовсе стал первым издателем.

Параллельно с совместной работой Мур и Патера начали издавать соло-альбомы. Энтони со своим проектом Majeure продолжал спейс-роковую линейку Zombi, а Стив тяготел к чистой электронике. Он то развивал идеи Tangerine Dream и раннего Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre), то экспериментировал с эмбиентом по лекалам начала 90-х, то включал бит и разгонялся до диско. Его пластинки были буквально нарасхват у издателей – в течение пяти лет Стив успел отметиться релизами на Static Caravan, Spectrum Spools, Temporary Residence, Death Waltz, Cuneiform, Ghost Box, L.I.E.S и даже Kompakt. Его считали своим и рок-ветераны, и высоколобые экспериментаторы, и тусовщики-клабберы. Стив стал и популярным автором ремиксов – он успешно работал над треками таких разных музыкантов как Melvins, Washed Out, Салли Шапиро (Sally Shapiro), Джеймс Холден (James Holden) и Mogwai. Ну и разумеется, музыкант с таким бэкгрундом не мог пройти мимо работы в кино, сегодня на счету Стива Мура и Zombi с десяток саундтреков к триллерам и хоррорам.

В последние годы в деятельности Zombi можно выделить два разнонаправленных вектора. С одной стороны, на пластинках "2020" и "Liquid Crystal" они возвращаются к более мрачному и плотному спейс-рок звучанию конца нулевых, и именно эту музыку, которая отлично переносится в формат лайв-шоу, группа скорее всего и будет исполнять в туре. С другой, в рамках проекта Zombi & Friends, заручившись поддержкой вокалиста Дарона Бека (Daron Beck) и еще нескольких музыканов, группа записывает каверы на хиты 30-40-летней давности – Van Halen, Genesis, Q-Lazarus, Double, Cars, Билли Айдола (Billy Idol) и тому подобное. И то, что начиналось как развлечение в карантине, уже успело перерасти в серьезный проект – судя по соцсетям группы, версии, которые сейчас выложены на Youtube, скоро появятся и на физическом носителе.

Москва, "Бумажная фабрика"
28 мая, 20:00

Санкт-Петербург, "Ласточка"
29 мая, 20:00

18.02.2022, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)