DIE ENTTÄUSCHUNG  Казино без рояля

Музыканты, известные по проекту Monk's Casino, возвращаются в Москву чтобы представить собственный материал

Концерты фестиваля Гёте-института "Джаз осенью" в этом году хоть и не без проблем (из-за внезапного локдауна одно из мероприятий организаторам пришлось переносить на декабрь, так что теперь фестиваль пора переименовывать в "Джаз зимой"), но всё же проходят, и это уже само по себе важное достижение. Вслед за открывшим программу Каспаром Брётцманом (Caspar Brotzmann), на сцену "Дома" выйдет квартет Die Enttäuschung.

И хотя формально это первое появление Die Enttäuschung в московских афишах, практически этот же состав (с поправкой на то, что Оли Штайдле уступил место за ударной установкой Михаэлю Гринеру) уже выступал в том же "Доме". Тогда четверку дополняла приглашенная звезда, многоопытный пианист Александр Фон Шлиппенбах (Alexander Von Schlippenbach), а проект носил название Monk's Casino и был целиком посвящен наследию Телониуса Монка (Thelonious Monk).

С Монком у этих музыкантов отношения особые. К его композициям квартет обращался не раз, а их дебютный альбом, записанный в далеком 1996-м, целиком состоит из интерпретаций его пьес. Надо сказать, что для новоджазовой группы, Die Enttäuschung очень глубоко укоренены в традицию. В то время, как импровизационная музыка всё заметнее дрейфует в сторону рока, электроники и шумовых экспериментов, Die Enttäuschung играют пусть и достаточно свободный, но всё же джаз, этакий "фри-боп". Вместо рок-напора и плотной стены звука – прозрачность, отчетливые партии отдельных инструментов и внимание к мельчайшим деталям. Некоторые их сочинения вполне можно принять за потерянные записи откуда-то из конца пятидесятых – немцы чётко придерживаются принципов, заложенных Орнетом Колманом (Ornette Coleman), Доном Черри (Don Cherry) и Альбертом Эйлером (Albert Ayler). Ну а состав без саксофонов (труба, кларнет, ударные, контрабас) и вовсе намекает на довоенные времена.

При этом импровизация в их музыке органично сочетается с композицией (исполнение собственных пьес – в большой степени вариации, пусть и очень смелые, но всё же на заранее заданные темы), а сочинительские обязанности участники группы делят примерно поровну. "Я очень любознательный человек, меня интересует многое", рассказывал трубач Die Enttäuschung Аксель Дёрнер (Axel Derner) перед своим предыдущим визитом в Москву в составе DDK Trio. "Раньше участвовать в более, так сказать, традиционном ансамбле, а потом играть тихую абстрактную импровизацию — это составляло проблему. Но теперь ко всем музыкальным направлениям я подхожу одинаково". Дёрнер – еще и большой любитель нетрадиционной техники игры, однако если при словах "расширенные техники" вы представляете себе лязг и скрежет, то Аксель и тут вас удивит. В его понимании труба – это еще один вид синтезаторов, а в его сольной дискографии есть даже записи для трубы и электроники.

Москва, КЦ "Дом"
1 декабря, 20:00

Фестиваль Гёте-Интститута "Джаз осенью"
Die Enttäuschung ("Разочарование") <креативнаый джаз>

Аксель Дёрнер (Axel Dörner) – труба
Руди Махалл (Rudi Mahall) – бас-кларнет, кларнет
Ян Родер (Jan Roder) – контрабас
Михаэль Гринер (Michael Griener) – ударные

19.11.2021, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

DIE ENTTÄUSCHUNG