Caspar BROTZMANN  В басовом ключе

Программу фестиваля Гёте Института "Джаз осенью" откроет экспериментальный перформанс с бас-гитарой

Возобновление фестиваля Гёте Института "Джаз осенью" после годичной паузы (и, разумеется, с немецкими артистами) – еще один важный признак того, что музыкальная жизнь в Москве постепенно приходит в себя. В этом году на фестивале ожидается довольно обширная программа, но пока – о концерте открытия, который состоится 15 октября.

Пять лет назад хедлайнером фестиваля стал прославленный саксофонист Петер Брётцман (Peter Brotzmann), устраивавший тогда гастроли по случаю своего 75-летия. Теперь на сцену "Дома" снова выйдет Бретцман, но теперь это будет его сын Каспар – тоже весьма видная фигура в мире импровизационной музыки. "Импровизационная музыка" в данном случае не вполне означает "джаз", поскольку Брётцмана-младшего мы, как минимум в плане звучания, ассоциируем скорее с роком. Его первый инструмент – гитара, а музыка его наиболее известной группы Caspar Brotzmann Massaker имеет черты то нервического пост-панка в духе The Birthday Party, то обезумевшего блюза, то пост-рока, то даже индастриала (не просто так к коллективу то и дело присоединялся FM Einheit, экс-перкуссионист Einsturzende Neubauten и мастер экспериментальной электроники).

Если брать шире, то стилистика Каспара – авант-рок, и языка свободной импровизации он совсем не чужд. Он неоднократно участвовал в проектах со своим отцом (как в дуэте, так и в составе Peter Brotzmann Chicago Tentet), а также выпускал экспериментально-шумовые сольники и дуэты с Пейджем Хэмилтоном (Page Hamilton) и тем же FM Einheit, с которым они однажды даже выступали в Петербурге на СКИФе. Соло-проект Bass Totem, который Каспар Брётцман везет в Москву – тоже авангардная импровизация с рок-инструментарием, при этом здесь Каспар ставит себе задачу добиться максиимальной выразительности при минимуме выразительных средств. Он не просто выступает один, обходясь всего лишь одним инструментом (ну и, разумеется, обработкой, поскольку рвеущий и скрежещущий овердрайв – это прямо-таки естество его музыки) и изредка голосом, он еще и доводит до минимально возможного число струн и впервые берет в руки бас.

Результатом этого эксперимента становится звуковое полотно, по форме напоминающее этакий «пост-пост-рок» или апокалиптический шумовой пост-металл (порой на ум приходят сравнения с проектами Стивена О’Мэйли), а вот по содержанию близкое скорее к эстетике нового джаза и всего того, что из него выросло. Не будем забывать и то, что рок – история коллективная, а вот искуство соло-перформанса – уже скорее новоджазовая добродетель.

Фестиваль Гёте-Института «Джаз Осенью», концерт первый
Caspar Brotzmann’s Bass Totem
Москва, КЦ «Дом»
15 октября, 20:00

11.10.2021, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Caspar BROTZMANN