Продолжая разговор о судьбах русского рока, мы беседуем с двумя музыкантами, чьи
работы во многом определили его развитие. Не всегда они стояли "у истоков", и
не всегда находились на переднем плане сцены. Но без них многое на
отечественной рок-сцене просто не состоялось бы.
Мои сегодняшние собеседники - Алексей Могилевский и Глеб Самойлов,-
очень непохожие, но одинаково интересные люди и почтенные мастера искусств. Оба
родом с Урала: один родился в Свердловске, другой - в Асбесте.
Алексей Могилевский - музыкант, про которого ходят легенды в среде
профессионалов. Один из старейших участников группы
Наутилус Помпилиус, мультиинструменталист. В его арсенале - клавиши и
саксофон, а в 'Нау' он также исполнял партии бэк-вокала. Алексей известен как
талантливый композитор и аранжировщик, в свое время он был руководителем
рок-группы с самым длинным названием в России - "Ассоциация
Содействия Возвращению Заблудшей Молодежи на Стезю Добротетели". В
настоящее время Алексей содействует возвращению на стезю добродетели заблудших
молодых музыкантов.
Глеб Самойлов - демоническая личность со стажем. Басист и вокалист
Агаты Кристи, автор музыки и
слов множества песен группы. Человек, прошедший путь от припанкованного
глэм-рокера до молодежного лидера и трибуна, любящий при этом казаться циником.
Со стороны наш диалог выглядит как сцена из фэнтези. Темный Глеб нависает над столом грозовым облаком и источает благородный запах коньяка. Вид у него при этом такой, будто употреблял он не коньяк, а кровь девственниц. Алексей же навевает стойкие ассоциации с очень-очень усталыми магами Средиземья, Средневековья и Среднерусской возвышенности. Говорит тепло, улыбается мудро, располагает к себе мгновенно. Я стараюсь вести беседу таким образом, чтобы на мои вопросы имели возможность ответить оба музыканта...
Звуки.Ru: - В последнее время мы пишем много
материалов под общим
лозунгом "Все это рок-н-ролл". Пытаемся выяснить, что собой представлял русский
рок от начала времен и до памятного концерта "Все это рок-н-ролл", и чем он
стал сейчас. Вы - мэтры, вы для этой музыки много сделали. Расскажите о своем
опыте, пожалуйста.
Глеб Самойлов: - Я могу сказать сразу, что я, помнится, купил эту
пластинку за 3 рубля 15
копеек, с трепетом принес домой и поставил. Я был пьян, мал, юн и трепетен по
отношению ко всему тому, что происходило в колыбели рок-революции городе
Петербурге. Меня отождествлять с теми людьми, которые за ней стояли, совершенно
неправильно. Мы были щенками в ту пору, когда это все начиналось.
Алексей Могилевский: - Называлось это все гордым словом "Красная волна"
в исполнении Джоанны
Стингрей энд компани. А мы перлись от Телевизора, с ума сходили по
Алисе (каторжника), визжали от "Города N" Майка. Мы собирали
последние деньги и ехали на знаменитый фестиваль Питерского рок-клуба 82-го
года, нас волокло от Мануфактуры и Салтыкова, нас швыряло от
Рогозина - это были
поразительные вещи...
Глеб: - Единственное, что я могу добавить,- потому что Леша этого не
скажет,- я в это
время сходил с ума по Наутилусу.
Алексей: - Нас еще тогда не существовало.
Глеб: - Да? До 85 года вас не было?!
Алексей: - Ну да, мы были пионеры, октябрята...
Звуки.Ru: - Рок как явление: рок на баррикадах, на передовой, огневой,
скорострельный... насколько вам сейчас это явление кажется оправданным, какую
роль оно для вас
сыграло? - ведь вы не остались слушателями, и сами к развитию русского рока
приложили руку, да еще как?
Алексей: - Я не могу сказать об Агате Кристи - была ли она
воинствующей. Наутилус
никогда не хотел быть группой, которая "зовет, ведет и строит". И к чести
Славы (Бутусова - прим. авт.), песня "Скованные одной цепью" и
песня "Марш-марш
левой" очень
быстро сошли на нет. Как только Слава понял, что он стал "плакатным", он сразу
свернул все это хозяйство в три притопа - два прихлопа, и больше никогда к нему
не возвращался. Последним всплеском стала песня "Мой брат Каин". Но у меня
такое ощущение, что он сначала ее спел и записал, а уже потом понял, о чем она.
Глеб: - А мы тоже никогда не отличались излишней политизированностью, - единственно,
что в последнее время нас все время упрекают в том, что "наша правда пахнет
водкой", - тем не менее, это было в самом начале, и в поздних альбомных версиях
уже не нашло никакого отражения. "Коварство и любовь" - это был уже альбом
целиком опереточно-маниакальный. Тем не менее, в последние года два я открыто
проявлял свои более чем дружеские чувства по отношению к патриотическому лагерю.
Звуки.Ru: - Если оценивать рок как явление, то для вас основной смысл
того, что
происходило и происходит на русской сцене под маркой "рок", в чем заключается?
Ради чего вообще все это?
Глеб: - Сейчас основной смысл - в том, чтобы зарабатывать как можно
больше денег.
Звуки.Ru: - Но начинали-то вы не из-за этого, Глеб, право слово...
Глеб: - Я?! Почему?! (картинно возмущается, хитро кося на Могилевского)
Я бы мог
учиться в музыкальном училище и получать стипендию в 30 рублей - тем не менее,
я выбрал легкий путь, стал ездить на концерты и получать значительно больше.
Алексей: - Со мной все сложнее. Это сейчас все становятся либо гуру
российской рок-сцены,
либо новыми звездами. Я считаю, что раньше в этом был элемент случайности и
незанятости ниши. Стояла такая крепостная стена. И
вдруг к ней пристроили другую стену - под названием "русский рок". И быстренько
ее все заняли. Кто-то не выдержал и отвалился. Кто-то скончался. Многие, как
мне кажется, являются заложниками собственного молодежного азарта, и почти
никто не дотянул до сегодняшнего дня в том же молодом азарте. Тот же горячо
уважаемый мной Костя (Кинчев,- прим. авт.) - я могу со всей
ответственностью сказать, его песни типа
"Веретено" я не понимаю и не принимаю. И, может быть, "Веретено" сослужило
плохую службу группе - потому что часть Армии Алисы увидела своих героев
такими, какие они есть, и отправилась искать других героев.
Глеб: - Ты недооцениваешь Армию Алисы. До определенного момента они люто ненавидели
Агату Кристи, но как-то Костя сказал со сцены, что с нами нужно дружить, и что
они с нами дружат,- и на наших концертах стало постоянно бывать огромное
количество алисоманов. Теперь они берут у меня автографы. А еще они берут
автографы у групп Гражданская Оборона и Король и Шут...
(сардонически улыбается)
Алексей: - Мы говорили об элементе случайности. Понимаешь, все новые
имена - я не
считаю, что они лучше или хуже, чем были мы. Но они более продвинуты, чем были
мы. И при этом они - вовсе не герои рок-н-ролла. На самом деле, герои - это их
промоутеры и директоры.
Звуки.Ru: - Но ведь есть группы, которые никогда не были героями, и
никогда в этом не
нуждались. Равно как не нуждались в промоутерах. Бесполезно рассказывать, что
такое Пикник, правда?
Глеб: - Пикник - это явление. Нельзя сказать, что Пикник по радио
вращают не вынимая,
нельзя сказать, что они тусуются - Шклярский не тусовочный человек. И тем не
менее, группа имеет постоянную, не меняющуюся и постоянно обновляющуюся
аудиторию - этому можно только аплодировать и радоваться.
Звуки.Ru: - Элемент ремесла в этой музыке насколько силен был тогда - и
насколько он силен сейчас?
Алексей: - Есть такая небезызвестная личность в городе Санкт-Петербурге
- Егор Белкин. Он говорил так: есть художник, а есть артист, -
подразумевая именно собратьев по цеху. И хороший художник никогда не будет
хорошим артистом. Именно с точки
зрения артистизма Белкин проигрывает многим нашим артистам. И поэтому он не
шоумэн. По поводу ремесленничества: есть тупорылое просчитывание, а есть
усидчивость, "чугунная задница": пока мы не слезем с этого "неудобного
момента", мы песню не родим. Так бывало и на наших репетициях - когда мы могли
сидеть и молчать днями, а потом все же находили верный ход. В этом есть некая
заслуга нас как ремесленников: мы учились упорно заниматься и находить нужные
ноты, нужные аранжировочные ходы. Если это называть ремесленничеством - я за
такое ремесленничество. Если же говорить "Ребята, давайте сделаем как у..." (строит
забавную гримасу и неожиданно добавляет) Наверно, поэтому я не люблю ди-джеев.
Глеб: - Ди-джей и композитор - разные вещи. Композитор может быть
ди-джеем, но бывают
ди-джеи, у которых элемент творчества в работе достаточно мал. Я люблю
техно-культуру, но не современную, а начала 90-х годов.
Звуки.Ru: - Если бы рок не существовал как класс, что бы вы играли?
Глеб: - Нам так многие и так долго говорили, что мы к року не имеем никакого
отношения, что я "вошел в роль" и не отношусь к року.
Звуки.Ru: - А к чему? К новой волне?
Глеб: - Ну, мы не имеем отношения к журналу Фузз, поэтому он считает,
что мы не имеем
отношения к рок-н-роллу как таковому. А к чему мы имеем отношение? - по
разному. Мы можем шагать круто впереди всех на несколько десятков шагов. В 98-м
году мы записали альбом "Чудеса", который был построен - и
аранжировочно, и по
настроению - на новой волне образца начала 80-х годов. Грубо говоря, то, чем
сейчас занимается вся популярная музыка - мы это сделали тогда. Тогда на нас
посыпались обвинения в том, что это старье, так никто не играет... сейчас,
через 2
года, выяснилось, что очень даже можно так играть. Мы никогда не знаем, каким
будет новый альбом. Мы не знаем, каких аранжировок он потребует, какого
настроения. Все это рождается в период создания.
Звуки.Ru: - Что бы вам было интересно играть из того, чего вы никогда
не играли? Если бы
вы не играли рок, что бы вы играли?
Глеб: - В любом случае, мы играем что-нибудь для себя, и каждый раз -
новое. Если нам
скажут "вот, ребята, как мы играли в прошлом сезоне, - мы вам запрещаем", мы
скажем "да ради бога, мы и не собирались". Мы просто не знаем сослагательного наклонения.
Алексей: - По поводу того, что бы мы играли, если бы не играли
рок-н-ролл: я смею вас
заверить, что я шесть дней из семи не занимаюсь рок-н-роллом. Я оформляю
телеканалы, я пишу рекламные ролики, джинглы, малые формы... более того, я именно
этим зарабатываю себе на жизнь. И более того, чтобы хлеба кусок стал потолще, а
вместо масла на хлеб лег маргарин, я вынужден был полезть в журналистику.
Глеб: - Ну, ты талантлище, помнишь, какие ты писал замечательные миниатюры?..
Алексей: - А когда я попадаю в рок-н-ролл - это как попасть в свою
обжитую квартиру
после долгой поездки: я просто меняюсь, меня прет так... ради этого, наверно, и
стоит заниматься роком, и выходить на сцену.
Звуки.Ru: - Алексей, сейчас Вы принимаете участие в юбилейном концерте
Пикника, и,
насколько я понимаю, при Вашем участии будут исполнены те песни, которые не
исполнялись длительное время.
Алексей: - Видимо, да. Я сейчас точно не могу сказать, что это будет,
потому что
договорились мы об этом буквально на днях, и материал мне передали лишь сейчас.
Вот список: "Телефон", "Твое сердце", "Здесь, под желтым солнцем ламп", "А
может быть, и не было меня", "Стрела"... там еще седьмая должна быть...
Звуки.Ru: - У Вас пока нет идей продолжить это сотрудничество?
Алексей: - Думаю, нет. Дело в том, что участие в таких проектах - это результат
импульса. Но, честно говоря, когда мне позвонили и пригласили меня участвовать
- я просто был очень польщен. Вот эта фишка - трибьюты, совместное празднование
- хороша тем, что можно на миг собраться, и подойти к этому ответсвенно, и
сесть заниматься, сделать партию клавиш, как-то фантастически сблизиться с
людьми, достать забытые инструменты...
Глеб: - Мне недавно приснилось, что дома у меня забытые контрабас и
смычок. И что я
взял контрабас и начал играть, у меня получилось. Наутро вспомнил, что я не
брал контрабас с 1988 года. Такой облом!!!
Звуки.Ru: - Глеб, а может быть, этот сон не просто так?
Глеб: - Нууу... чтобы восстановить хотя бы навыки, которые утрачены за
столько лет,
требуется либо очень много времени, либо неимоверный талант. Потому что одно
дело - играть пальцами (показывает), другое - играть смычком.
Звуки.Ru: - То есть все-таки есть и у вс какие-то элементы
самоограничения, какие-то вещи
в сослагательном наклонении?
Глеб: - Наверно, это у каждого есть, но, с другой стороны, вряд ли, если переделать
Modern Talking, из них получится Кайли Миноуг..
Звуки.Ru: - Очень часто, когда я разговариваю с музыкантами-мэтрами, я
спрашиваю: скажите,
а кто из ваших молодых коллег сейчас вам нравится на сцене? Мне тут же начинают
гнать какую-то пиарную пургу. Но иногда рассказывают что-то действительно
интересное. Расскажете?
Глеб: - Мне очень нравится то, что делает сейчас Сережа Бобунец.
Я считаю, что
заслуженно он выплыл, стал известным, стал популярным. Ведь он шел к этому 15
лет, начиная гитаристом в группе Максима Ильина Собаки Качалова - теперь
малоизвестной. Сейчас его и его группу ругают, считая ее продажной попсой, а я
слушаю ее, и понимаю, что Сережа это делает абсолютно искренне, и группа
получила свою долю аплодисментов заслуженно. Мне импонируют 7Б, я хорошо
отношусь к Би-2.
Алексей: - Дети Пикассо. Все, что делает Юра Гальцев. Он
не рок-н-рольщик - он бывший
"Лицедей", юморист, поэт. Мне мноооого кто нравится...
Я уж скромно умолчу о группе, жизнедеятельностью которой пытаюсь заниматься, -
Сахара: пока они еще где-то на плаву. Мне нравится то, что делают барышни.
Сейчас пошел новый "виток барышень" в русском роке...
Звуки.Ru: - Дайте, пожалуйста, напоследок напутствие музыкантам -
юношам, обдумывающим житье.
Глеб: - Имейте девушек...
Алексей: - Играйте, и больше ничего не надо. Все остальное приложится.
Звуки.Ru: - Деньги, слава и так далее?
Глеб: - Это уже не для юношей - это для взрослых дяденек.
Алексей: - Играйте и верьте в то, что вы играете. Поэтому я очень плохой
критик, кстати... Мне когда приносят на ругательные рецензии альбомы, я их
всегда возвращаю и
говорю "А мне нравится". Когда человек заходит в студию, он ведь зачем-то это
делает... И он приходит не для того, чтобы сделать плохо - он стремится сделать
хорошо. Я обычно именно это
"хорошо" и слышу.
1984 – Концерт группы "Браво" в ДК "Мосэнерготехпром". В разгар выступления на сцену ворвалась милиция.Музыкантам пришлось писать объяснительныезаписки по поводу того, кто организовывал их выступление, как и где распространялись билеты. аррестовать всех участников ансамбля не смогли. Но больше всех… »»
1985 – Дебют в Питере Юрия Шевчука и Александра Башлачева. Запись этого концерта сохранилась и была издана под названием «Кочегарка» »»
2000 – «Бит-битва», организованная концерном «Медиастар», Комитетом солдатскихматерей и движением «Яблоко». Концепция— рокеры против рэпперов. Результат: музыканты против устроителей, милиционеры против зрителей и скинхеды против всех остальных. Все устроители поспешили… »»
George SCOTT (1929)
Alistair ANDERSON (1948)
Bill FRISELL (1951)
Irene CARA (1959)
Vanessa WILLIAMS (1963)
ROZALLA (1964)
Courtney PINE (1964)
Queen LATIFAH (1970)
Ричард РАССЕЛЛ (1971)