В 2015 году лидер электронного дуэта Moscow Grooves Institute переехал в США и открыл собственную рекорд-студию. С того времени о его проекте практически неизвестно в России, однако все больше коллег упоминают New York Audio Video Institute как участников локальных ивентов, а Бориса Назарова - в качестве саунд-инженера и продюсера. Звуки поговорили с музыкантом о причинах переезда, рейв-культуре и нью-йоркской музыкальной сцене.
Звуки: Борис, как ты оказался в Нью-Йорке и что побудило тебя приехать сюда?
Звуки: В Нью-Йорке я оказался случайно – у меня здесь живет мама, и в какой-то момент я понял, что надо приехать – мама уже в возрасте, надо за ней следить и помогать ей. Как-то так и получилось, что я здесь осел. А дальше уже пошел учиться в магистратуру в NYU, частично я там ассистировал преподавателям. Потом я еще успел поработать на местной студии – успел записать там Филиппа Гласса (Philip Glass).
Звуки: Какие дисциплины ты преподавал?
Борис: Я преподавал Advanced Music Production, продвинутое музыкальное продюсирование – учил студентов записывать живые ансамбли, начиная от соло и дуэтов до рок и джаз-бэндов, все, начиная от классических сольных инструментов - флейты, саксофона и скрипки. В дальнейшем мы записывали камерные ансамбли и, наконец, джазовые и рок-группы
Звуки: У тебя здесь есть своя студия. Расскажи немного про нее.
Борис: Сейчас студия как статистическая единица находится на Лонг-Айленде. Там я занимаюсь сведением, мастерингом, иногда что-то записываю, делаю аранжировки и пишу музыку для различных проектов. Это может быть музыкальное оформление для видео-интервью или музыка для кино – в общем, любая музыка для видео.
Звуки: Что у тебя есть интересного из “железа” в студии?
Борис: Тут у меня есть много аналоговых коробочек вроде Korg ARP Odyssey, есть еще Moog. Я разделяю студийные девайсы и девайсы для концертов. Студийные – это Moog’и, Korg’и, у меня есть Korg MS 20. Еще я пользуюсь аппаратами от Dave Smith. Недавно я купил несколько переизданий, из тех, которые Behringer делает: TD-3, Pro-1, MS-101. Места нет – приходится по очереди включать.
У меня есть мечта включить все сразу… точнее, есть возможность коммутационная: у меня есть хорошая карта с 32 входа, которая позволяет подключить большую часть синтезаторов. Но вот место не позволяет – хотелось бы побольше.
Звуки: Что интересного происходит на экспериментальной сцене Нью-Йорка?
Борис: В целом все хорошо: чем хуже обстоят дела с зарабатыванием денег у музыкантов, тем лучше развивается андеграундная сцена.
У нас до сих пор нельзя проводить публичные концерты – вместо этого их устраивают секретно на крышах домов. Например, ты получаешь адрес только после того, как ты купил билет. В этом есть какая-то романтика моей юности в 90-х, когда мы делали андеграундные вечеринки в Москве или в Питере – это все в каком-то смысле даже забавно.
Звуки: Удалось ли тебе начать новые проекты? Познакомился с какими-нибудь интересными музыкантами?
Борис: Да, конечно. Так как ты крутишься в тусовке, то постоянно видишь классных музыкантов. Я долго играл с одним импровизационным бэндом, парни были студентами NYU, потом к нам начали присоединяться люди, не связанные с институтом. Среди них я выбрал для себя музыкантов, с которыми мне самому хотелось бы сотрудничать.
Я сделал проект, который назывался Boloto Trio. Один из них был саксофонистом, его зовут Уран – он израильтянин, но живет здесь. Второго зовут Эрик, он играет на всех струнных. Сейчас он уехал в Канаду, но мы успели записать несколько джемов – сейчас я все это монтирую и скоро выпущу.
Это такая dark-side импровизация, чуть-чуть с индастриалом, с жесткими битами – получается достаточно грязный саунд.
Сейчас у меня другой проект, он называется New-York Audio/Video Institute. Сначала была идея назвать его просто New-York Group Institute, но решили, что Group все-таки дает такую танцевальную коннотацию. Мы решили, что не хотим ограничиваться стилевыми рамками – просто оставили New-York Audio/Video Institute. В проекте участвует Дэниел, который делает VJ-ing в реальном времени. В этом проекте участвую я, Дэниэл, а также Макс, бывший калининградец. Он выступает как DJ ActivePhaze, а Дэниел как VJ Fuzzy Bastard. Он преподает видеоарт в одном из университетов CUNY. Недавно, выступая на одной из андеграундных вечеринок, я познакомился с волшебной гитаристкой Яной Давыдовой. Она из Подмосковья, а здесь живет уже лет 30 – ей проще говорить на английском. Поэтому, как ни странно, в целом сложился русскоязычный проект. Даже Дэниэл, который на самом деле с Аляски и свою практику проходил в Питере, недурно говорит по-русски.
Звуки: Давай поговорим немного о твоем лейбле Citadel Records. Ты, помнится, хотел создать русский Mute?
Борис: Это была амбициозная идея. В каком-то смысле так и получилось, потому что это был очень эклектичный лейбл: на нем было все, начиная от экспериментального джаза до нойза, от техно до относительных поп-проектов; была и modern composition – Михаил Чекалин, такая contemporary classics.
Звуки: Как ты считаешь, тебе удалось приблизиться к Mute, или задача так и не была выполнена?
Борис: Сейчас я понимаю, что это была бы хорошая идея, но тогда была задача показать срез танцевальной современной музыки. У Motown Records был лозунг "Young America" – нам нужен был такой же, "Young Russian", для электроники. Хотя опять-таки, электроника – это сужение, лучше говорить об актуальной музыке. Такая была идея, когда лейбл наиболее активно существовал, начиная с 1997 по конец 2000-х.
Звуки: Тебе довелось издавать Alexandroid. Как вы начали с ними работать?
Борис: В какой-то момент появился лейбл Cosmos Sound Club, художественной частью управлял Олег DJ О, он был одним из музыкальных директоров, собирал группы, которые интересно было бы издать. Среди них был и Alexandroid. Участники лейбла собрали их разрозненные треки, сделали их ремастеринг и планировали издать, но к тому моменту лейбл уже почти прекратил свое существование. Так получилось, что собрали хороший материал, а выпустить его не получалось. К тому времени я уже сделал свой лейбл, и Олег предложил мне заняться этим проектом. Думаю, это был 1999 или 2000 год. Я с удовольствием издал Alexandroid. Позднее мы познакомились и даже вместе выступили на одном фестивале в Франции.
Звуки: Какое будущее ожидает Citadel?
Борис: Я уже десять лет за редкими исключениями ничего не выпускал. Несколько лет назад я издал классного гитариста Юрия Маценова, который раньше играл в Мегаполисе и других известных поп-группах. Сейчас он играет музыку с примесью эмбиента – нечто вроде альбома Роберта Фриппа (Robert Fripp) и Брайана Ино (Brian Eno) - [The Equatorial Stars]. Мы издали два альбома в таком же стиле и, наверное, выпустим еще. Еще я выпускал несколько своих треков, а кроме этого все десять лет – ничего. Сейчас я думаю собраться… вырисовывается новая музыка, новый андерграунд. Я думаю, работа лейбла скоро возобновится.
Звуки: Какое амплуа для тебя важнее – владельца лейбла или музыканта?
Борис: Если ты меня спросишь, кто я – владелец лейбла или музыкант, - я, конечно, скажу «музыкант». Это то, чему я посвятил большую часть своей жизни. Лейбл возник из необходимости издавать музыку, потому что в России не было лейблов, которые подходили бы под мое творчество.
Звуки: Не было ли у тебя ощущения, что ты занимаешься не своим делом?
Борис: Нужно сразу сказать – не я основал Citadel, это сделал Рафаэль из группы Министерство Психоделики. Я взял уже существующий организм. Поначалу там использовали много пиратских записей, но позднее Рафаэль начал первым издавать легальную музыку – например, Компаса Врубеля. Это был момент, когда я еще не единолично управлял лейблом. Затем Рафаэль ушел из музыкального бизнеса и стал режиссером. Я понаблюдал за работой лейбла и понял, что ничего сложного в этом нет. Более того, у меня тогда были возможности нанять сотрудников: отдельные люди занимались дистрибуцией, другие – пиаром. Я стал неплохим специалистом и могу создать новый, неплохо действующий лейбл, если задачи поставлены четко. Отсутствие этой четкости – главная проблема современных лейблов.
Звуки: У тебя такая четкая цель сформировалась?
Борис: Она была, да. Первая цель была издавать свою музыку и контролировать права на нее. Был саб-лейбл "Снегирей", "Лёгкие", но там были совершенно кабальные условия при отсутствии обязательств со стороны лейбла, и, как показала практика, никто из артистов не был доволен тем, как это происходит.
Звуки: Что ты думаешь насчет современных Ninja Tune и Warp? Близко ли тебе то, что они выпускают?
Борис: В 90-е годы было интересно, сейчас – совсем нет. При этом я слежу – в Telegram я подписан на канал, на котором выкладывают новинки Ninja Tune. Я слушаю, но это музыка, которая меня уже не трогает. Раньше там бы DJ Food, Cinematic Orchestra… это была пища для вдохновения и ума. Сейчас они изменились в худшую сторону и перестали быть интересными. Ни Ninja Tune, ни Warp, с каким бы пиететом мы не относились к ним в 90-е, сейчас абсолютно не трогают.
Звуки:Слушай, мне очень нужен твой совет: Я постоянно слушаю Depeche Mode. Как бы мне избавиться от этой привычки и перейти на что-нибудь другое?
Борис: Я не могу тебе дать совет, потому что я сам, как старый торчок, ловлю себя на мысли, что я еду и слушаю Depeche Mode. Уже даже не нравится то, что они делали в 1980-90-е с Аланом Уайлдером, и невольно начинаешь искать то, что тебе нравится и сделано без Уайлдера, но все равно это уже часть ДНК – с этим бесполезно бороться. Это при том, что каждый новый их альбом все хуже и хуже – на последних двух я вообще не нашел ни одной песни, которую я бы мог дослушать до конца. Слава Богу, на "Sound of the Universe" еще были какие-то симпатичные песни.
Звуки: У Moscow Grooves Institute был клип на трек Stereophonique с анти-потребительской направленностью, пародия на рекламу. Он был вдохновлен "Бойцовским клубом"?
Борис: О "Бойцовском клубе" мы не думали. Мы утрировали всю рекламу, довели ее до абсурда, но та реклама, которая уже есть, она абсурдна – никак не связана с реальностью, жизнью. Тебе продают иллюзию, которая не соотносится с реальностью, ее задача – сбыть тебе товар. Все прямо как в фильме "Чужие среди нас". Это не был какой-то нонконформизм - мы шутили над тем, что видели. Не то чтобы нас сильно захватывала эта идея, но она совпала с песней, и режиссер Илья Смолин предложил ее реализовать. Самое смешное заключается в том, что этот клип снимали именно ребята, которые делали рекламу для больших брендов. Они сами над собой и посмеялись.
Звуки: Такой юмор близок проекту Детский Панадол.
Борис: Stereophonique была ближе всех к Детскому Панадолу, это правда. Для нас это был просто прикол, такая энергия Beastie Boys, но только в Москве.
Звуки: А расскажи, как Moscow Grooves Institute выступал на разогреве у Massive Attack.
Борис: Это забавная история. Я не помню, какой это был год – кажется, 2003. Дэйв Гэан (Dave Gahan) и Massive Attack тогда приезжали вместе и выступали в один день в "Олимпийском". Я попросил нашего концертного директора: "Ты можешь попросить билеты у организаторов?". Он работал на "Нашем радио" и заведовал рекламой. Позвонил организатору концерта и говорит: "Вот ребята из Moscow Grooves Institute – можешь им добыть два билета?". Тот отвечает: "Да не вопрос, только пускай они отыграют в начале на разогреве". Вот и все. Мы-то хотели просто на концерт, а тут появилась такая возможность…
Звуки: А вам хоть заплатили?
Борис: Нет – мы играли за билеты.
Звуки: Как настоящие фанаты. Сейчас вы общаетесь c Аркадием Марто?
Борис: Мы периодически общаемся, когда есть какие-то проекты и просто так – в соцсетях. Но поскольку он в Москве, а я здесь, то общение получается эпизодическим. Насколько я знаю, он играет с коллективом Айги и занимается другими интересными проектами.
Звуки: Ты играл acid-лайвы в Facebook. Решил вспомнить 90-е?
Борис: Сам по себе acid предполагает ностальгию по 90-ым, так что да!
Звуки: Планируешь с ними дальше что-то делать?
Борис: Пока что они в копилочке. Если это оформится в какой-то проект, то да, найду для них место. Недавно я еще делал музыку для итальянских магазинов. Летом у меня было вдохновение – я сделал порядка 50 треков за два месяца. Я задался целью сделать два трека в день или даже три. Я за это время понял, что стоит поставить задачу – и ты точно ее выполнишь. Скажешь себе написать трек за три часа – и напишешь. Вот такое я сделал открытие летом. Нужно ставить задачи и давать себе ограниченное количество времени – сразу же появляется фокусировка, концентрация.
Звуки: Как ты думаешь, acid устаревает?
Борис: Вообще устаревает все, сделанное при нас. Для меня он устарел, потому что я жил в 80 - 90-ых, когда был пик его популярности, а для молодежи это уже новая музыка – они ее не слушали.
Звуки: Из сетапа ты использовал Behringer?
Борис: В основном, да. Это был клон Roland TB-3. Для барабанов я использовал Korg Volca – beats, drum, tempo – эти три коробки. И еще много всякого, что так или иначе подходило для звука.
Звуки: Как ты вообще воспринимал 90-е? Что это было за время для тебя?
Борис: Это было время, когда сэмплеры стали рулить процессом – они стали доступны. Я думаю, это было время, когда Ninja Tune были на своем пике; когда появились сэмплеры от AKAI и E-Mu, Roland тоже делали свои сэмплеры. Появились такие, которые стоили не 10 000 долларов, как в 80-е Fairlight. За пару тысяч можно было купить что-нибудь вменяемое. Это как раз был тот момент, когда все начали окончательно "сливать" аналоговые синтезаторы – тогда можно было задешево купить вещи, которые сейчас стоят в 10 или 20 раз дороже.
Звуки: Как ты сейчас оцениваешь плюсы и минусы рейв-культуры?
Борис: Минусов я не знаю, было все шикарно… минус, конечно, это то, что много людей погибло. Это было настолько круто, что люди увлекались и умирали от передоза. Это единственный минус, который я могу себе представить. Все остальное было здорово, революционно – например, из breakbeat’а появился drum’n’bass. начиная от мейнстрима вроде Chemical Brothers и Prodigy и до андерграундных вещей, которые делали Ninja Tune. 90-е – это моя юность и молодость, поэтому у меня там одни плюсы.
Звуки: Расскажи про рецензии на альбомы Moscow Grooves Institute – как вы к ним относились? Я помню фразу "Не написали – значит, плохой журнал".
Борис: Это изначально не наша фраза – это сказало Министерство Психоделики. В какой-то момент мы заметили, что в каждом номере пишут про Moscow Grooves Institute и Министерство Психоделики, и мы решили так – если в номере нет хотя бы одного упоминания о нас, то это плохой номер. И потом, уже чуть позже, в 2000, вышел номер с нами на обложке и с компакт-диском – тогда мы как раз выпустили сингл "Stereophonique". Многие люди узнали о нашем существовании благодаря этому выпуску – аудитория сильно выросла. Это была хорошая идея, и спасибо Игорю Шулинскому, который ее поддержал.
Звуки: Вы с ним общаетесь до сих пор?
Борис: Мы находимся на разных концах континента. Последний раз я общался с ним очень давно, но в целом, да, мы общаемся.
Звуки: Roland 303, 808 или 909?
Борис: Я выберу 808 – остальные девайсы у меня так или иначе есть. У меня есть клоны 303 и 909. При этом у меня нет ни одной драм-машины, которая эмулировала бы 808. Остальные машины легко эмулируются – 303 очень похож, особенно от Behringer. Это, конечно, не оригинал – тот звучит чуть-чуть темнее, есть там какой-то шарм, который никто не воспроизвел. Возможно, это из-за того, что транзисторы со временем стали так звучать – может, изначально оригинал тоже звучал по-другому.
В любом случае, на Behringer легко кайфовать от того, что ты делаешь. То же самое и с 909 – он легко воспроизводится. А в случае с 808 ни одна компания не смогла сделать похожий звук, особенно это касается малого барабана, snare’а. У Behringer’а у ведущего барабана мягкий звук, а у настоящего 808 он такой, что аж х*й встает. Ты нажимаешь – и там все есть.
Цифровые клоны от самих Roland тоже не звучат правильно. Такой коробочки у меня нет. У меня есть сэмплеры AKAI, недавно я приобрел AKAI Force – фантастический аппарат. На концертах я всегда играл на AKAI – у меня был AKAI 4000, AKAI MPC-1000. После AKAI 4000 я не покупал ничего нового, но AKAI Force убедил меня, что он офигенный: там есть cross-fader, я могу назначить два клипа, один A, другой B, и очень классно кросс-фейдить между ними – фантастическая фича. Плюс, у него подход клиповый, как в Ableton Live. Я это к чему: когда мне нужен малый ведущий от 808, я просто беру сэмпл. Любой сэмплер воспроизводит звук ближе к оригиналу.
Звуки: А купить 808 не хочешь?
Борис: Как только у меня появится спонсор, который даст мне 4000 долларов на настоящий 808, – тут же куплю.
Звуки: Расскажи о самой памятной виниловой пластинке, которую ты купил уже в Нью-Йорке.
Борис: Например, The Future Sounds of London – "We Have Explosive". Это сингл, который я купил в Москве на CD, когда он вышел в 1997. Потом я про него забыл, но тут недавно вспомнил – залез на Ebay, и он стоил около 15-20 долларов, без сумасшедших надбавок. Я купил его и до сих пор слушаю – где-то раз в квартал он мне точно попадается на глаза. Вот это прямо мой любимый винил из электронных.
Звуки: Ты выступал в Нью-Йорке на электроакустическом фестивале. Расскажешь, что это было?
Борис: Это был очень академичный опыт – ты играешь в помещениях с сиденьями, куда приходят дядечки с тетечками, в основном – люди старше меня, хотя мне самому уже 45; а туда приходит старшее поколение – под 60 – и ценят то, что ты делаешь. Это отличается от фестивалей, к которым мы привыкли, где есть движуха. Это небольшие фестивали на 100 мест, которые полностью переоборудуют под иммерсивный звук, там не важно – это один уровень или 3D. Первый раз я играл на 8 колонках, а во второй уже делал 3D звук. Было три уровня – нижний, средний и высокий – как в кинотеатре. Я играл с Ableton, прописывал все заново для этих трех уровней динамиков. Это здорово – ты слушаешь мнение важных людей, например, Joel Chadabe, это известный энтузиаст, один из оставшихся в живых людей, которые стояли у истоков американской электроакустической музыки. Или, например, Morton Subotnik, звезда электронной музыки наравне с Kraftwerk. Хотя Krafwerk – это больше краутрок-электронника, а Субботник – это чисто электроника, он первым выпустил четырехканальную электронную запись.
Звуки: Что побудило тебя обратиться к экспериментальной музыке?
Борис: Танцевальной музыкой я занимался потому, что она была востребована. Например, мы с Аркадием играли у нас на студии – если сравнить количество танцевальной и эмбиентальной, экспериментальной музыки, то последней окажется больше, просто мы ее не издавали. У нас есть десятки записей неизданной музыки, которую мы тогда играли. Просто она не была востребована в публичном поле, поэтому мы больше известны танцевальный проект. А тут я увидел, что есть фестивали экспериментальной музыки и они востребованы. Я подал заявку – вот, у меня есть такая музычка. Они ответили: "Чувак, отлично, приходи играть".
Звуки: У тебя здесь живет дочь. Чем она занимается?
Борис: Она художник, каждый день рисует на всех возможных медиа. Маша работает в Ipad, в Procreate и других программах. Она современный мультимедиа художник, бескомпромиссная барышня в смысле продвижения своих идей. Ей сейчас 17 лет. Старшая, которой 20 лет, тоже художница, она живет в Москве, а Машка здесь. Еще она играет на басу и несколько раз со мной и без меня участвовала в электронных экспериментальных джемах. Она старается не зацикливаться только на рисовании. Нью-Йорк подталкивает к тому, чтобы быть разносторонним. Если ты не ленишься поднять задницу с дивана, то у тебя есть много возможностей для самореализации.
Звуки: Какие цели ты видишь для себя в Нью-Йорке?
Борис: COVID очень сильно изменил планы всех людей здесь, поэтому то, что планировалось полгода назад – срывается. Сам я хочу создать хороший лайв-проект – как импровизационный, так и тот, который сможет играть отрепетированные программы. Что-то наподобие Moscow Grooves Institute… Сам я в этом проекте займусь электроникой.
Звуки: Ты делал мастеринг "Звезды" Дельфина, что это за история?
Борис: Ко мне обратился Дельфин, а я тогда делал много мастеринга. Mewark сделал для него простые аранжировки, они хорошо подходили к стилистике Дельфина. По-моему, там как раз превалировал звук 808 – не знаю, настоящего или клонированного.
Звуки: Цитирую тебя: "Я очень много работал для говнорока". Как ты считаешь, есть ли в России сейчас интересная рок-музыка?
Борис: Я не слежу. Я только знаю альтернативные группы, по звучанию похожие на Joy Division. Но так, чтобы мне что-то запомнилось – такого почти нет.
Звуки: What time is love?
Борис: Always!
Дата образования:
12 марта 2001
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)