IAMX  "Мой кризис был подарком"

Два интервью Криса Корнера, лидера IAMX: до и во время мирового карантина

Наикаким иным это интервью и не могло быть. Оно проходило в два этапа: его первую часть Крис Корнер (Chris Corner), сонграйтер и лидер проекта IAMX, дал Звукам год назад, прямо накануне карантина, когда еще была надежда "проскочить" и сыграть в Москве весенний концерт. Второй диалог состоялся осенью, когда были официально объявлены новые даты его московского шоу. При этом авторы двух интервью не общались между собой.
Мы решили опубликовать оба текста, как только было объявлено, что концерт вновь перенесен на неопределенный срок. Этой публикацией мы хотим напомнить Крису, что его любят и ждут в России. К тому же, это - повод пересмотреть кадры с его последнего российского турне, в ходе которого на задник проецировалась надпись "Мы {love} дрти рашшанс". А чтобы сохранить неуловимое ощущение странности происходящего, мы перемешали вопросы двух интервьюеров.

Кто же такой Крис Корнер? - романтический мятущийся персонаж, сложная личность с бесконечным количеством субличностей. Его музыка столь же многослойна: под обманчиво лаконичными мелодиями лежат замысловатые композиционные построения и глубокие эмоциональные переживания. Звуковая палитра его работ очень насыщена, а инновационный подход к микшированию позволил IAMX долгое время именовать себя группой, будучи де факто сольным проектом. Свои крышесносные эксперименты с электроникой Корнер явил миру еще в 1999 году, будучи лидером группы Sneaker Pimps. Довольно быстро Корнер отошел от трип-хопа и начал делать dark electro, которое многие поначалу принимали в штыки. Уже утвердившись в качестве мэтра стиля, в прошлом году музыкант внезапно издал "Echo Echo" - работу в стиле "локдаун-рок", которая содержит акустические гитарные версии канонических хитов IAMX, от "I Come With Knives" до "The Background Noise". Альбом звучит весьма непривычно для фанатов, но он невероятно красив в своей лаконичности.
Связав нашу дискуссию с одним из главных треков "You Can Be Happy", мы поговорили с Крисом о сложных периодах в его жизни, о возрождении Sneaker Pimps и о том, что каждый обречен на счастье.

Звуки: Крис, в 2020 году вышел твой альбом "Echo Echo". Что тебя вдохновило на эту работу, и сколько времени она заняла?

Крис Корнер: Меня вдохновила идея сделать что-то новое и чтобы это не было так сложно осуществить. На тот момент мне нечего было сказать нового, я не хотел форсировать работу по созданию каких-то новых песен.
Когда я пишу, меня это поглощает психологически и не очень хорошо влияет на мое здоровье. Я был творчески полностью разбит, и новый проект мог бы стать просто мрачным отображением моего состояния. Я был опустошен.
Поэтому я решил взять старые песни и выпустить их заново, используя только акустическую гитару. Гитара - мой первый инструмент, моя первая музыкальная любовь. Все песни IAMX основываются на гитаре или фортепиано, даже если в итоге ни оборачиваются темной, электронной драмой.
Запись альбома не заняла много времени, - может быть, месяц, потому что мне посчастливилось работать с изумительным продюсером Дэвидом Боттриллом (David Bottrill - продюсер Tool, Peter Gabriel, Muse - прим.ред.), который направлял меня в нужную сторону. Обычно я сам продюсирую свои работы, но в этот раз я решил сфокусироваться на исполнении, акустической гитаре и вокале. Для меня огромная привилегия - то, что Дэвид заинтересовался моими работами и привнес в этот проект свою страсть. Он терпеть не может слабую игру, и мне пришлось усиленно заниматься, чтобы играть лучше и лучше. Это было прямо очень освежающе. Мне нравилось, что Дэвид меня подталкивал.

Звуки: Всем, кто знает тебя в первую очередь как электронного музыканта, страшно интересно, что заставило тебя взять в руки акустическую гитару.

Крис Корнер: У меня не было никакого особого плана, но я давно хотел в какой-то момент своей жизни записать акустическую пластинку, потому что моим первым инструментом в детстве была акустическая гитара. Я любил гитару, когда был ребенком. Так я попал в музыку. Да к тому же, я занимался электронной музыкой так долго, что когда я захотел измениться и начал работать с Дэвидом, он в значительной степени подтолкнул меня к идее одной акустической гитары и одного голоса: мол, давай посмотрим, что мы можем с этим сделать.
Поэтому все, что вы слышите на пластинке, создано на гитаре. Идея заключалась в том, чтобы сделать его очень простым.
Попытайтесь создать серьезный продюсерский саунд с помощью одного простого инструмента. То есть вся перкуссия, все ритмические интструменты, басовые партии и тому подобное. Мы все это сделали на акустической гитаре. Так что это был довольно интересный эксперимент, учитывая, что я большую часть жизни был электронным музыкантом. Да и для Дэвида, который известен тем, что в основном работает с рок-тяжеловесами и больше сосредоточен на стадионном звуке, я думаю, это тоже был челлендж.

Звуки: То есть Дейв фактически стал соавтором новой для тебя концепции?

Крис Корнер: Да, это было действительно свободно и открыто, мы оба были очень взволнованы тем, что можно без особой концепции просто поэкспериментировать в студии. Нам было очень интересно работать вместе. Я не привык к этому, потому что большую часть электронного материала я обычно создаю сам. Так что я действительно был исполнителем - я стоял перед микрофоном, и Дэвид руководил мной, заставлял меня играть одну и ту же партию снова, снова и снова. Я не привык делать это с электронной музыкой - ведь там вы можете делать лупы, редактировать свои работы.
Я ​​много играл на гитаре и готовился к живым выступлениям. Это совершенно потрясающе, я очень увлекся этим проектом. Обычно я много работаю на компьютере, но тут я прямо начал серьезно практиковаться на гитаре. Так что в итоге даже стал лучше играть.

Звуки: Это тебе пошло на пользу, если судить по альбому. Ты ведь не просто заменил партии синтезатора на гитару, но еще и полностью переделал вокальные партии - они звучат непривычно тепло.

Крис Корнер: Первоначальный материал был вообще намного теплее. Во мне всегда были две эти стороны - я всегда был как холодным, так и теплым, и сейчас пришло время больше исследовать эту нежную мягкость, близость и тепло. Вот это все и отразилось в записи.

Звуки: Но при этом сам гитарный саунд ты явно не планировал делать мягким. Это просто бросается в глаза.

Крис: Почти все треки на "Echo Echo" можно взять за основу танцевальной электронной музыки. К примеру, в таком стиле сделана "Kiss And Swallow". Это заставило меня переосмыслить формат вокала и я теперь захотел исполнять все это живьем тоже немного по-другому. Это такой свежий взгляд. Я просто чувствую, что мне не нужно кричать или делать какие-то жесткие заявления, я хочу больше исследовать гармонические, традиционные способы исполнения, чтобы на сцене все происходило естественно.

Звуки: Твоя музыка всегда несла в себе огромную долю любви и страдания, и казалось, что внутреннее напряжение только усиливается с годами. Как бы ты сейчас сформулировал свою творческую задачу? Мне кажется, что ты просто начнёшь более точно и эффективно выражать переполняющие тебя эмоции.

Крис: Ты хочешь сказать - немного яснее, немного быстрее, но этого не происходит. Я бы сказал, что я все еще такой же эмоциональный разбойник, каким был всегда, но у меня теперь просто есть своего рода внутренняя сила, которая придает мне сил расти.
Становится легче, и я думаю, что становится лучше. Если ты занимаешься аутентичной эмоциональной музыкой, то в итоге она становится лучше. Это из того же разряда, что люди не должны писать книги до среднего возраста, потому что до того им нечего сказать. Абсолютно. Да. Я думаю, что чувствую то же самое в отношении себя.
Я считаю позорным, что музыкальная сцена была захвачена коммерческой индустрией и эксплуатируется ей. Да, есть потрясающая молодая музыка, и она была и всегда будет, но полно людей, которые вытеснены на периферию, и их успех зависит от их рыночной ниши. В принципе, меня это устраивает. Я давно на этом рынке, и я рад тому, что 80% мира понимает, что, черт возьми, я пытаюсь сделать. Но я сам буду продолжать исследовать мир и человеческую природу - и это исследование безгранично и бесконечно.

Звуки: А ты уже можешь поделиться планами на будущее в отношении проекта IAMX? До нас доходят разные слухи.

Крис: Мы только что закончили полнометражный документальный фильм о IAMX и нашем последнем туре "Mile Deep Hollow". В фильме будет представлена прекрасная коллекция интервью и концертов, снятая и срежиссированная немецким кинооператором Мишель Бригелем.
Сейчас я пишу новые песни. Сижу каждый день в студии и без конца работаю. Мой повседневный приоритет - это наша страница на Patreon, которая дает фанатам доступ к уникальным материалам IAMX, недоступным миру. Это замечательное, очень поддерживающее меня сообщество, я фактически живу заботами о нем.

Звуки: Что происходит сейчас с группой Sneaker Pimps?

Крис: Много новых песен, много проделанной работы, много разочарований и много любви. SP много чего обещал в течение долгих лет. Самая недавняя инкарнация этого проекта - женский вокал с моими голосовыми вкраплениями.
Все это звучит прекрасно, но есть некоторые препятствия к тому, чтобы выпустить наш труд в свет. Трагедия в том, что мы до сих пор не особо продвинулись в создании материала, но это совместная работа, а в совместной работе иногда трудно довести дело до конца. Для моего благополучия я немного отошел в сторону в смысле продвижения и попыток лидировать, что мне обычно свойственно.
Я счастлив сочинять, продюсировать и выступать вместе с Sneaker Pimps, но реальные планы по продвижению и выпуску материала сейчас находятся не в моих руках, так что я не имею представления, что мы дальше будем со всем этим делать.

Звуки: А какое оборудование ты используешь? Это просто гитара и педали, или еще какие-то звуковые эффекты?

Крис: В основном это акустическая гитара с loop-педалью. Множество педалей и эффектов, и каждая партия была предзаписана. Все, что вы слышите, было в основном сыграно живьем, это была концепция - попытаться сохранить чистоту звука.
Я использовал педаль C300 Loop, а также ревербератор Strymon Big Sky Reverb - это просто невероятно мощная машинка. Я также использую педаль задержки временной шкалы, которая создает множество ритмических эффектов. У меня есть еще классический SansAmp для хорошего дисторшна и педаль изменения высоты тона: когда ее слышишь, думаешь, что это PS 5 PS4 5, а это просто педаль переключения, которая помещает целые октавы в ноты, и это очень приятно.
Так, что там еще у меня есть? О, у меня была еще вокальная педаль RC 505. Это настольная loop-педаль, которую вы нажимаете пальцами. Так что я отлично справлялся и с вокальными эффектами, и с голосовым процессором, который позволяет изменять высоту тона, но от эффектов высоты вокала я в итоге отказался.

Звуки: Ты организуешь митапы, посвященные ментальному здоровью. Как это обычно происходит, и какую цель они преследуют?

Крис: Ментальное здоровье и психология стали моей страстью после того, как я пережил очень сильный депрессивный эпизод в собственной жизни. Это выразилось в хронической бессоннице и потребовало серьезного лечения. Длительная терапия, правильный подбор лекарств и целостный образ жизни позволили мне преодолеть болезнь.
Я увидел возможность помогать другим людям с помощью моей музыки. Мы стали делать такие "группы ментального здоровья", пока были на гастролях. Это были часовые сессии перед концертом, во время которых фанаты могли присоединиться ко мне и открыто поговорить, сосредоточившись на проблемах ментального здоровья.
Людям, которые не сталкивались с этой проблемой, сложно относиться к ней серьезно. Мне знакомо душевное отчаяние, это был почти психоз, и я думаю, что мой долг - разделить с людьми опыт, который я приобрел, пока сам справлялся с этим состоянием, дать им надежду на исцеление.

Звуки: За эти годы твоя музыка претерпела множество трансформаций. Какие из них были для тебя наиболее ценными, что тебя больше всего научило?

Крис: Как раз период депрессии и неудач - это, наверное, тот период, за который я действительно сильно вырос как артист и как человек. Он относится примерно к 2015 году. Я тогда записал альбом под названием "Metanoia", и это была запись, которая поменяла в моей жизни буквально все. Вероятно, это самая радикальная работа, которую я когда-либо сделал, и самая интимная - с точки зрения того, что я смог рассказать средствами музыки, что со мной происходит. Для меня это было очень рискованным, это было довольно страшно, потому что во многих местах депрессия - все еще табуированная тема, и это было своего рода проявлением кажущейся слабости, но то, что получилось, стало для меня просто огромной силой, и связь между мной и моей аудиторией только усилилась.

Звуки: Мог бы ты дать какой-нибудь совет людям, которые находятся в тяжелом психологическом состоянии?

Крис: На этот вопрос ответить трудно. Это зависит от человека. Самое важное - знать, что ты можешь восстановиться. Это абсолютно возможно, и поначалу ты можешь этого не почувствовать, но у тебя есть внутренняя сила, чтобы справиться с этим. Путей для этого много: попроси о помощи, поговори. Принимай лекарства, если это нужно. Проявляй любопытство и просвещайся.
У тебя самого так много историй успеха! Преврати это в суперсилу, используй ее для своего пробуждения.
Кризис может привести тебя к огромным переменам и дать новые возможности. Это потребует времени, многообязательств и работы. Мой собственный срыв был, в буквальном смысле, “переломным”. В некоторой степени я рад, что мне довелось так сильно пострадать, чтобы заставить себя вести другой образ жизни. Мой кризис был подарком, и я ценю мою нынешнюю жизнь больше, чем когда-либо.
Я серьезно думал о том, чтобы стать психотерапевтом и проводить встречи один на один, но я не уверен, что смогу повлиять на людей так, как мог бы повлиять на них с помощью своей музыки. Я думаю, что более продуктивно в моем случае - остаться артистом. Я еще раздумывал о строительстве домов и небольших объектов. Мне нравится DIY- архитектура.

Звуки: Как тебе жизнь в Лос-Анджелесе? Что самое классное в этом городе?

Крис: Я больше не живу в Лос-Анджелесе, но мне нравилось там. Я недавно переехал в пустыню Мохаве и живу в Пайониртауне, неподалеку от национального парка Джошуа. Лос-Анджелес для меня стал фантастическим антидотом Берлина. Отличная погода, атмосфера - все это дало мне духовный подъем. Америка очень испорчена во многих отношениях, и в то же время она - очаровательная, прогрессивная. Своеобразный парадокс этой страны и, конечно, хаотическая политическая картина делают жизнь в ней немного безумной.
У меня осталась связь с ЛА, но теперь я наслаждаюсь первозданной природой открытой и огромной пустыни. Быть связанным с природой ценно для моего ментального здоровья.
Я столько раз переезжал за свою жизнь, но по-прежнему открыт для того, чтобы поехать еще куда-нибудь. Это кочевое мышление меня не тревожит.

Звуки: А что может побудить тебя переехать снова?

Крис: Не исключено, что моя жизнь может еще измениться. Вся суть - быть внутри этого цирка, который называется музыкальным бизнесом.

Звуки: Есть ли такие люди, чья поддержка наиболее ценна для тебя?

Крис: Мои близкие, мои поклонники, мои собаки. Все они важны для меня. Я, можно сказать, отшельник, у меня не так много друзей, я в целом мало общаюсь. Поэтому моя связь с людьми осуществляется через музыку. Таким образом, любой, кто поддерживает, принимает и по-настоящему понимает мое творчество, находит прямую дорогу к моему сердцу.

Авторы: Екатерина Каринина, Илья Кудрин

26.03.2021, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)

IAMX - свежие публикации: