Когда поэт Медведев предложил сходить на концерт некоего мультиинструменталиста, я чертовски обрадовался. Когда этим самым темным мультиинструменталистом оказался лидер культовой (так и на афише было написано!) группы Samla Mammas Manna швед Ларс Холмер (Lars Hollmer), я был шокирован. Сдается, что все, кто знает о группе Samla Mammas Manna, на этом концерте были. Все, кто думает, что скандинавы дали миру только ABBA, Ace of Base, Cardigans и HIM, я уверен, в этот вечер остались дома.
Клуб "Проект ОГИ" переполнен. Под вопли восторга и бурные аплодисменты на сцене
появляются четыре человека,
на вид - лет около пятидесяти. Позади - тридцать лет музыки и фурор,
вызванный в "Китайском Летчике" 24 часа назад.
Главное действующее лицо, Ларс Холмер - как мне подумалось, очень похожий на
горемыку-ученого из фильма ужасов "The Fly", садится за "гармоху" Studiologik
SL-1100, японец-барабанщик в синей футболке с масонской пирамидой (та, что на
долларе) садится за установку, одновременно поглощая с тарелки, которую держит
перед собой, какую-то еду. Кудрявый гитарист с усами a la Фрэнк Заппа со
стратокастером и басист, похожий на почтенного вора-в-законе, надевают гитары.
Ничто не предвещает беды: тихие, приятные сельские джентльмены...
Пару
вступительных слов на школьном английском, какие-то шутки насчет библии в
кармане и манне небесной... обменялись приветствиями на птичьем наречии... И
вдруг как ЗАРЕВУТ!!!
Признаюсь честно - не один десяток лет прошел с того момента, как я начал слушать музыку рок и ходить на концерты, где ее с переменным успехом исполняют. Но ТАКОГО я еще не слыхал. Синтезатор звучит как гигантский симфонический оркестр, гитара издает настолько нечеловеческий вой, что я на мгновение теряю представление о времени и пространстве. Ритм-секция скорее похожа на работу межгалактического парового молота, другого определения я не в силах подобрать, поскольку передо мной вдруг открывается черная дыра, куда я и проваливаюсь на все полтора часа концертного времени.
Как можно описать, то чему я был немой свидетель? Какими красками нарисована картина, из каких таких ингредиентов состоит антивещество? Сказать, что три шведа с японским молотобойцем за барабанами свирепы,- значит ничего не сказать. Музыка богов. Вы, наверное, слышали про Валгаллу, троллей, бога Одина, молот Тора, полет валькирий, викингов в рогатых шлемах и прочую мифологию. Вот все эти монстры и были тут: громыхали, ревели, кружились в дикой пляске, не иначе как объевшись (по традиции) мухоморами, чтобы потом вдруг, впав в детство, начать агукать и лопотать как младенцы под веселенькое курлыканье клавиш, готовые в любое мгновение обрушиться, как дома на Каширском шоссе, взвиться до небес, сожрать эти небеса и полететь дальше, заглатывая звезды и планеты вместе с их обитателями. Нечеловеческая музыка.
Разумеется, велик соблазн подвергнуть этот "пир духа" деконструкции, снабдить
читателя шпаргалкой. Что-нибудь вроде: "представьте себе Jethro Tull
времен Aqualang, где Иэн Андерсен сделался бы фанатом краут-рока (Can, Neu,
Faust), переключился на клавишные, пригласил к себе Фрэнка Заппу на гитару
и приехал в Москву, чтобы играть панк вперемешку с народными плясовыми". В
отличие от большинства своих собратьев по прогрессив-року, Samla Mammas Manna
(это словосочетание, взятое из некоей шведской абсурдистской сказки, по одной
из версий означает, в переводе - "собирая мамочкину манну"), организовав группу,
не стремились к изнурительной гонке на приз Дяди Сэма. Можно ли представить
Питера Гэбриела или того же Мистера Пинк Флойд на сцене маленького
прокуренного, и в прямом смысле слова, underground, клуба? Вот он - тот самый
Rock In Opposition!
В 1978 году Ларс Холмер сотоварищи проникся идеей Криса Катлера (Chris
Cutler) лидера английской психоделической группы Henry Cow, - идеей,
оформившейся в своеобразный фестиваль дружественных групп под лозунгом
"Рок-представления, которые рекорд-компании не хотели бы, чтоб вы
услышали".
Не требующее перевода название фестиваля Rock In
Opposition закрепилось за целым выводком групп - как то Stormy Six
(Италия), Univers Zero (Бельгия), Etron Fou Lelublan (Франция)...
но среди отцов-основателей мировой популярности достигли именно Samla Mammas
Manna.
Безумные психоделические польки-роки этого коллектива заставили не одно
поколение музыкальных фанов повернуться спиной к экранам телевизоров. Шесть
альбомов за одиннадцать лет, смена названий, многочисленные сольные проекты
Холмера, с одним из которых он приезжал в Москву два года назад с легкой руки
АКТроицкого, и вот теперь объявление на сайте клуба 'Китайский Летчик Джао Да',
гласящее, что на сей раз Холмер прибудет "с главным своим проектом" - Samla
Mammas Manna...
В мощных аплодисментах было трудно разобрать имена музыкантов, но это было и не важно, по большому счету: как их звали, как назывался этот проект и какие у них там творческие планы. Главное, что музыка, которую рекорд-компании не хотят, чтоб мы услышали, продолжает звучать нам на радость, а врагам на посрамление.
2004 – В Мельнбурне появилась первая улица, названная в честь группы AC/DC. В присутствии музыкантов и их преданных поклонников состоялась официальная церемония, в процессе которой улица Corporation Lane была торжественно переименована в ACDC Lane »»
Richard HARRIS (1930)
Julie ANDREWS (1935)
Dr. George BUTLER (1936)
Donny HATHAWAY (1945)
Dave HOLLAND (1946)
Martin TURNER (1947)
Mark HELIAS (1950)
Brian GREENWAY (1951)
Howard HEWETT (1955)
Youssou N'DOUR (1959)