Andrew WEATHERALL  Вспомнить всё: Энди Уэзеролл

Вспомниаем ушедшую легенду плейлистом из лучших его треков разных лет

17 февраля оказался одним из тех дней, когда лента в соцсетях одномоментно обращается в поток слёз. Не стало Энди Уэзерола – музыканта, ди-джея и продюсера, известного по проектам Sabres of Paradase и Two Lone Swordsmen, а также по работе с Primal Scream, The Orb, My Bloody Valentine, Fuck Buttons и многими, многими другими. Британцу было 56, причиной смерти стала лёгочная тромбоэмболия.

Про Уэзеролла у каждого, начиная с коллег-музыкантов и заканчивая простыми слушателями, есть своя собственная история (Энди, вдобавок ко всем добродетелям, был еще и человеком редкого чувства юмора), и это, наверное, демонстрирует его легендарность лучше послужных списков, дискографий и позиций в хит-парадах. Самое поразительное в Уэзеролле – то, насколько он разный. Одни вспоминают его шаманство за вертушками (он совмещал любознательность и кругозор фанатичного нёрда-коллекционера, способного за двухчасовой сет не сыграть ни одного сколько-нибудь известного трека, и умение, а главное, стремление развлекать аудиторию, под его сеты всегда было здорово именно танцевать). Другие – IDM и даб-классику Sabres of Paradise, третьи – вдохновенный манчестерский рок-н-рейв, который Энди записывал в качестве продюсера, а чаще – автора ремиксов. Четвертые (наверное, самые преданные) ценят его сольники 2010-х, на которых Эндрю чуть отошел от электроники, запел и увлекся неброским, но тонким инди. А есть ведь еще и те, кто помнит, что когда-то Уэзеролл был музыкальным журналистом и даже издавал в середине 80-х повлиявший на всех и вся фэнзин Boy's Own, позже переродившийся в рекорд-лейбл.

Для более спокойной и вдумчивой аналитики, позволяющей оценить вклад Энди в мировую музыку, еще придёт время. А пока боль свежа, вспомним Энди плейлистом из самых ярких и значимых (на наш субъективный взгляд, разумеется) его треков.

Primal Scream "Loaded" (1990) Вещь, с которой начинается слава Эндрю Уэзеролла. В 1989-м даже британские рок-музыканты уже понимали, что будущее за клубной музыкой. По сути, именно рокеры, регулярно обращавшиеся к ди-джеям за ремиксами, и простимулировали тех как можно быстрее начать записывать собственные треки. С Уззероллом (который незадолго до этого нахвалил их второй альбом в своём журнале) Primal Scream познакомились на рейве, что для Энди тоже было важно – он был готов работать только с теми музыкантами, с которыми был знаком лично и ходил в одни и те же клубы. Вскоре Энди получил "на растерзание" исходники трека "I'm Losing More Than I'll Ever Have", из которых вместо ремикса просто собрал новую композицию, сэмплерный коллаж, положенный на неторопливый танцевальный бит. Primal Scream, не долго думая, выпустили вещь синглом, дав ей новое название и указав Энди в качестве продюсера. Вещь стала первым для группы (и, разумеется, для Уэзеролла) попаданием в британский топ-40 и положила начало великому альбому "Screamadelica".

My Bloody Valentine "Soon" (Andy Weatherall Mix) (1990)

"Soon" – ремикс в куда более традиционном понимании этого слова, то есть версия, вполне сохраняющая черты оригинала, но наделяющая его новыми свойствами. В оригинальной композиции, вышедшей на пластинке "Glider EP", вроде бы тоже есть танцевальный грув, но именно магия Уэзеролла превращает тягучую шугейз-психоделию в клубный хит. Вещь гремела сначала не только в легендарной манчестерской "Хасиенде" (мекке танцевального рока), но и по всей стране, а потом еще и вошла в несколько сборников, включая эпохальный "Keeping The Faith", компиляцию танцевальных ремиксов от главного на тот момент британского инди-лейбла Creation Records.

Flowered Up "Weatherall's Weekender" (Audrey Is A Little Bit More Partial Mix) (1992)

Из ремиксов Энди Уэзеролла "мэдчестерского" периода можно составить отдельный плейлист – тут и James, и Happy Mondays, и Saint Etienne, но без этого 15-минутного опуса не обойтись никак. Здесь Энди работает с оригиналом уже куда более радикально – он не просто подкладывает бит, удлиняет проигрыши и выводит ритм-секцию на передний план, а радикально перестраивает всю структуру трека, превращая бодрый groovy-рок в чистую электронику, психоделический эпик-хаус.

The Future Sound Of London "Papua New Guinea" (Andrew Weatherall Full Length Mix) (1992)

А вот так Энди обходится с рейв-классикой, которая на тот момент была вполне себе рейв-свежаком. Легкий, "эфирный" балеарик-брейкбит Энди превращает в десятиминутный клубный "бэнгер", уверенный в себе и мускулистый.

James vs Sabres of Paradise "Jam J" (1994)

35-минутный инструментальный джем, спродюсированный, к тому же, Брайаном Ино (Brian Eno). Здесь есть и психоделия, и даб, и даже пост-рок (задолго до кристаллизации жанра) и чуть ли не неокраут. Такое ощущение, что эта пластинка, прошедшая в своё время абсолютно ниже радаров, определила музыкальный дискурс лет на пятнадцать вперед.

The Sabres Of Paradise "Ballad Of Nicky McGuire" (1994)

Квартет "Райские сабли" во главе с Эндрю Уэзероллом просуществовал чуть более двух лет, оставил после себя чуть более двух альбомов, но и этого более чем хватило, чтобы войти в историю. Sabres of Paradise успели поиграть довольно разную музыку в диапазоне от техно до эмбиента, но при этом издавались на Warp и ассоциировались не в последнюю очередь с набиравшей тогда ход "умной электроникой". IDM-треков у них буквально раз-два и обчёлся, но качество с лихвой компенсирует малое количество. "Ballad Of Nicky McGuire" скрасит любую антологию жанра.

Sabres of Paradise "Wilmot Meets Lord Scruffage" (Remixed by Mr Scruff) (1994)

При всей эклектичности звучания, главной любовью Sabres Of Paradise всё же был даб. Трек "Willmot" строится на мелодии, заимствованной из хита начала прошлого века "Black But Sweet" калипсо-певца Уилмота Гудини (Wilmoth Houdini). И тут уже сыграла роль удивительная эрудиция Уэзрролла-коллекционера, о его таланте раскапывать никому неизвестные бриллианты и давать им вторую жизнь мы сегодня еще вспомним. Ну а ремикс от резидента Ninja Tune Мистера Скраффа мы выбрали не только потому, что он хорош, но и потому, что эта вещь вошла в компиляцию "Xtrazoom", бесплатное CD-приложение к журналу "Птюч", ставшее для многих россиян ключом в удивительный мир Warp Records и первым знакомством с музыкой Энди.

Red Snapper "Hot Flush" (Sabres of Paradise Remix) (1995)

А вот и ремикс от самих Сабель, на этот раз на их будущих (на тот момент) коллег по Warp, группу Red Snapper. И это тот случай, когда никто уже не помнит, как звучит оригинал. Версия стала канонической настолько, что сами Red Snapper уже много лет исполняют на концертах именно её.

Two Lone Swordsmen "Rico's Helly" (1996)

В 1995-м от райских сабель остались только два одиноких мечника (Уэзеролл продолжил двигаться дальше вместе с Китом Теннисвудом). Курс на "экспериментальную эклектику" был продолжен, но звучание стало более электронным, чуть менее сэмплерным и фокус сместился в сторону абстрактного хип-хопа, хауса и электро. В треке "Rico's Helly" Two Lone Swordsmen разом и переосмысливают даб-техно (по словам самого Уэзеролла, они не столько ориентировались на Basic Channel, сколько имели с ними общий корень, регги) и предугадывают минимал-хаус, линия которого еще ярче раскроется на пластинке "Swimming Not Skimming".

Ricardo Villalobos "Dexter" (Two Lone Swordsmen Mix) (2004) Если превращением рок-песни в клубный хит (которое было чудом по меркам начала девяностых) сегодня сложно кого-то удивить, то преображение минимал-техно в рок по-прежнему выглядит совершеннейшей музыкальной алхимией. Энди с легкостью превращал не только воду в вино, но и вино в воду – ну как, скажите, не считать его после этого мессией?

Fuck Buttons "Surf Solar" (2009)

Уэзеролл-продюсер ассоциируется в первую очередь с альбомом "Screamadelica" и вообще с рок-группами начала девяностых, но одну из своих лучших продюсерских работ от записал в другое время и в другом жанре. Бристольский дуэт Fuck Buttons стал одним из ярчайших явлений на экспериментальной сцене нулевых, а их второй альбом "Tarot Sport", спродюсированный Уэзероллом – чуть ли не лучшим альбомом десятилетия.

Andrew Weatherall "We Count The Stars" (2016)

Вокал появился еще в поздних пластинках Two Lone Swordsmen, когда под одним брендом фактически действовали два проекта – уэзероловский песенный и теннисвудовский клубный. Потом Энди шутил, что если бы он пригласил на роль вокалистов Бобби Гиллеспи (Bobby Gillespie) или Ноэла Галлахера (Noel Gallagher), то был бы сейчас несколько богаче, но ему было интереснее спеть самому. Песенная тема получила развитие уже на сольных пластинках Энди, и хотя звучат они порой неровно, на них находятся такие бриллианты, что дух захватывает.

Noel Gallagher's High Flying Birds "It’s A Beautiful World" (Andrew Weatherall Dub Remix) (2016)

Заматеревшего и подверженного уже некоторой старческой ностальгии Ноэла Галлахера Энди возвращает во времена их общей юности, к эйсид-хаусу конца восьмидесятых, так много звучавшему в той же "Хасиенде". Интересно, что именно такую музыку (только в современном исполнении) Энди в последние годы много играл и в качестве ди-джея.

Sabres of Paradise "Smokebelch II" (Beatless Mix) (1994)

Напоследок – еще одна, самая любимая вещь Sabres of Paradise. Здесь, как и в случае с "Willmot", Уэзеролл, по сути, записал кавер-версию (оригинал – прошедший ниже всех радаров би-сайд хаус-продюсера Elbee Bad под названием "The New Age Of Faith"). И хотя оригинал не лишен очарования, но магия, которая и делает "Smokebelch II" одним из лучших электронных треков в истории, появляется именно в версии Энди.

19.02.2020, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Andrew WEATHERALL - свежие публикации:

Andrew WEATHERALL

Дата рождения:

6 апреля 1963