ФЕСТИВАЛЬ  Граница восприятия

Кого смотреть и слушать на знаменитом берлинском фестивале CTM 2020: лучшие сеты и имена

С 24 января по 2 февраля в Берлине пройдет один из главных и крупнейших в мире форумов авангардной музыки и искусства - фестиваль CTM. Ежегодно организаторы формулируют общую тему фестиваля, и в этом году ей стал порог, или граница восприятия и чувствительности — Liminal.
Зрители отправятся на поиски своего предела и возможной трансформации в компании сотни художников, музыкантов, композиторов и диджеев со всего мира. В программе - выставки, перформансы, мастер-классы и дискуссии, а площадки разбросаны по всему городу, от намоленного танцпола Berghain до камерного зала под колумбарием на Герихтштрассе.
Звуки выбрали 10 крутых имен из лайнапа CTM 2020 Liminal, с которыми мы хотим познакомить и вас.

Animals of Distinction, Fly Pan Am & United Visual Artists

Концертом-открытием фестиваля станет шоу "Frontera"("Граница" по-испански) в исполнении труппы Animals of Distinction под управлением режиссера и хореографа Даны Жингра и под музыку, написанную специально для перформанса канадской экспериментальной рок-группой Fly Pan Am и Дейвом Брайантом из Godspeed You! Black Emperor.
В Frontera девять танцоров непрестанно перемещаются вдоль и через границы пространств, очерчиваемых звуком и светом. За последний отвечает лондонская студия United Visual Artists.


Hildur Gudnadóttir feat. Chris Watson and Sam Slater

Пожалуй, заметнейший кинокомпозитор последних нескольких лет и определенно главный кинокомпозитор 2019 года — исландская виолончелистка Хильдур Гуднадоттир (Hildur Guðnadóttir). В минувшем году вышли ее саундтреки сначала к страшнейшей телевизионной драме "Чернобыль", а затем и к важной кинопремьере осени — "Джокеру" Тодда Филлипса. Гуднадоттир уже собрала за эти записи россыпь наград, а с музыкой к "Джокеру" претендует и на "Оскар". В Берлине же она представит специально подготовленную для лишь нескольких европейских фестивалей программу по "Чернобылю".


Andy Stott

Любитель навести мраку и изрядно покорежить звук, манкунианец Энди Стотт (Andy Stott) в 2019-м выпустил двойной EP "It Should Be Us". Интересно, как этот материал будет звучать в Panorama Bar (а как раз там Стотт в рамках CTM и выступит) — уж больно его критиковали за шероховатость и, как следствие, неуместность на клубных танцполах.


A.Fruit

Представительница отечественной школы электроники, аудиофилка, продюсер, звукоинженер, саунд-дизайнер и участница клубного объединения и блога Get High On Bass Анна Fruit, или просто A.Fruit, уважает глубокий бас и ломаный бит и повезет в Берлин свой новейший материал, вдохновленный бейсом, джанглом и футворком.


Emptyset

Бристольский дуэт Пола Пургаса (Paul Purgas) и Джеймса Гинзбурга (James Ginzburg) Emptyset представит на CTM свой новейший альбом "Blossoms", получивший отдельную аранжировку для живого исполнения. Пластинка вышла только что, в октябре 2019, на лейбле Thrill Jockey. На ней Emptyset ставят эксперимент по совместному написанию музыки людьми в союзе с системой машинного обучения. Кажется, участие искусственного интеллекта в создании материала и звукозаписи, по крайней мере в электронике и сопредельных жанрах, в минувшем году окончательно оформилось в поп-тренд и в 2020-м нас ждет еще больше таких альбомов.


Jasmine Guffond

Перейти границу "человечного" собирается и австралийская артистка с берлинской пропиской Жасмин Гаффонд (Jasmine Guffond). На выходящем в этом году Microphone Permission Гаффонд продолжит изучать тему сонификации современного общества и глобальной проблемы наблюдения, слежки всех за всеми. В своем исследовании продюсер отталкивалась от скандала 2018 года в Испании, когда журналисты обнаружили, что данные пользователей смартфонов—фанатов популярного футбольного клуба сливались через популярные мобильные приложения. Собственно, Гаффонд приглашает слушателей разобраться в этом детективном сюжете вместе с ней. Киберпанк, который мы заслужили.


Kamaal Williams

CTM - не только про смурную электронику, клубную музыку и авангард, но и про джаз, причем не всегда сложный, например свободный, но и про вполне себе классический. Так, в нынешнем лайнапе фестиваля значится Камаль Уильямс — экс-половина знаменитого лондонского дуэта Yussef Kamaal, в котором Уильямс играл со знаменитым перкуссионистом Юссефом Дейсом (Yussef Dayes). На CTM Уильямс выступит с угандийской группой Nakibembe Xylophone Troupe — одним из немногих в мире ансамблей, сохранивших знание и традицию исполнения музыки на эмбайре (embaire) - гигантском деревянном ксилофоне, на котором одновременно играют восемь человек.


Nene H & Ensemble Basiani

Еще одна "пограничная" коллаборация на нынешнем CTM будет представлена берлинской диджеем и техно-продюсером Бесте Айдин (Beste Aydin), выступающей под псевдонимом Nene H, и уникальным грузинским национальным хором Ensemble Basian. Nene H задумала программу Chela еще три года назад, в 2017-м, и теперь эксклюзивно представит ее на фестивале.


Teto Preto

Как вы уже могли убедиться, география CTM крайне разнообразна, даром что неофициальным девизом или даже вторым названием фестиваля или подзаголовком служит речевка "Фестиваль смелой музыки и искусства" (Festival for Adventurous Music and Art). Одним из главных приключений 2020-го тут станет Бразилия. В Берлине ожидается целый десант групп, исполнителей и диджеев из этой южноамериканской страны: Rakta, Valesuchi, Teto Preto. Последние устраивают наэлектризованные джем-сейшны на танцполах. Их трек Gasolina 2016 года стал одной из главных песен бразильских протестных движений последних лет, в том числе гимном социальных активистов и представителей меньшинств.


Zamilska

Исполнительница из Варшавы Zamilska сочетает в своей музыке техно, нойз и так называемую world music (спорный, на наш взгляд, термин в 2020 году, и всё же). В ее треках мрачные мелодии ложатся на гулкий бас и дополняются призрачным хором. На том и стоит. В 2019-м у Zamilska вышел второй сольный альбом Uncovered, и на CTM она с большой долей вероятности будет играть материал с него. У шоу польки серьезная репутация, подкрепленная регулярными солдаутами на родине.


Главное в CTM - не громкие имена в лайнапе, а те, что указаны на афише шрифтом помельче. Это возможность увидеть и услышать Берлин таким, каким вы не увидите и не услышите его ни при каких иных обстоятельствах. Этот фестиваль - приключение в звуке, исследование возможностей своего восприятия, фестиваль, на котором ваш новый любимый исполнитель или жанр-открытие, вполне возможно, ждут за следующим поворотом - нужно лишь набраться смелости и сделать шаг навстречу неизведанному.
Учитывая, что и из Москвы, и из Санкт-Петербурга в Берлин летают лоукостеры, решиться на этот шаг сегодня не так уж сложно.


CTM 2020 Liminal
Берлин, Германия
24 января — 2 февраля
Билеты: от 125 евро (и от 11 евро на отдельные концерты/события фестиваля)

17.01.2020, Кристина САРХАНЯНЦ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: