Stanley CLARKE  "Надо лишь уметь импровизировать"

Стенли Кларк - о разных способах выражения музыкальных идей, использовании поп-музыки в джазовых импровизациях и о том, как написать идеальный саундтрек

В Смитсониевском музее национальной истории в Вашингтоне кроме трубы Луи Армстронга (Louis Armstrong), платья Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) и других знаковых вещей звезд мировой музыки, хранится и одна из бас-гитар джазмена Стэнли Кларка (Stanley Clarke).
Четырехкратный обладатель премии Grammy, автор 23 сольных альбомов, продюсер, автор музыки почти к 30 фильмам, игравший и записывавшийся с Чиком Кориа (Chick Corea), Джорджем Дюком (George Duke), Карлосом Сантаной (Carlos Santana), Хeрби Хэнкоком (Herbie Hancock) и еще массой других музыкантов высшего звена, шестидесятисемилетний Стэнли Кларк при личной встрече оказался спокойным и тихим человеком. На вопросы Звуков он отвечал без пафоса, подробно и доходчиво. Наша встреча происходила непосредственно перед началом концерта, и вполне естественно, что первый вопрос касался предстоящего выступления.

Звуки: Стэнли, как вы обычно готовитесь к концерту?
Стэнли Кларк: На самом деле, вся подготовка проходит задолго до начала концерта, если, конечно, нет форс-мажорных обстоятельств - иногда опаздывает самолет или еще какая-нибудь техническая проблема возникает. Репетиция, саундчек – все это днем. А непосредственно перед концертом мы лишь обсуждаем репертуар предстоящего выступления. Дело в том, что у меня около тысячи сочинений, так что каждый раз приходится думать, какие из них лучше подойдут для сегодняшнего, конкретного вечера. Но, по сути, программа всегда включает в себя обязательные композиции c элементами straight-ahead джаза, фанка, фьюжна, латиноамериканской музыки. Иногда включаем и что-то экстремально-авангардное. Видишь ли, мы играем импровизационную музыку. И для своих композиций часто берем приемы из других жанров и стилей музыки. Поэтому иногда наша программа может кому-то показаться довольно эклетичной. На самом деле, это лишь разные способы и формы выражения наших музыкальных идей.

Звуки: Очень часто, особенно в последнее время, Вы используете элементы рок и поп-музыки...
Стэнли: Да, используем. В наше время, когда активно происходит взаимопроникновение культур и жанров, от такого трудно удержаться - границы уж очень сильно размыты. Кроме того, если у тебя в коллективе играют представители нового поколения, то не испытать влияния рок-музыки, избежать использования новых современных ритмов в своих композициях очень трудно. Это неизбежно. Другое дело, насколько это происходит органично.
Кроме того, неправильно составлять мнение и делать выводы, слушая лишь записи музыканта. Каждая запись отображает лишь какой-то период его творчества. Тогда я думал так, через год я думаю иначе. И так как мы не рок и не поп музыканты, у которых все расписано заранее и постоянно повторяется, мы одну и ту же композицию, в зависимости от времени, от страны в которой выступаем, от сиюминутного настроения, - можем сыграть совсем по другому. На то мы и джазмены!
Для того, чтобы составить правильное мнение о группе, нужно ездить с ней в тур. Тогда вы услышите все метаморфозы, которые происходят с музыкантами и их композициями, стилистикой их исполнения. Вы прочувствуете тот эволюционный путь, который они проходят. А судить творчество музыкантов по одному или двум альбомам не правильно. Вы не получите точной картины.
И последнее. Поп, рок – это не совсем правильные музыкальные термины. Вспомните, ведь Луи Армстронг был, по сути, поп исполнителем, люди танцевали под эту музыку. Оркестры Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Каунта Бейси (Count Basie) играли на танцах. Я хорошо помню, как мои родители включали пластинки Эллингтона, когда приходили гости, и они все танцевали под эту музыку. Думаю, это относится и к термину "рок-музыка".

Звуки: В вашем составе уже много лет играет музыкант из Грузии, человек с другими культурными корнями. Как он справляется с вашей музыкой, с американским джазом?
Стэнли: Бека (Beka Gochiashvili) - настоящий джазовый музыкант, на все 100%, до мозга костей. И его национальность, как и национальность любого другого музыканта, не играет никакой роли. Главное - его чувство и понимание джаза. Сегодня в моей группе играет еще и исполнитель на табле, уроженец Афганистана. Сказанное касается и его. Дело в том, что джаз -понятие не имеющие четкого определения, а соответственно, рамок и границ. В каждой стране играют его по разному. В Японии - опираясь на японскую музыкальную культуру, в Африке – на африканскую, в Грузии – на грузинскую. Учитывая, что при этом главную основную роль в джазе играет импровизация, и если в музыке того или иного артиста прослеживаются элементы, созданные Чарли Паркером (Charlie Parker) или Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) или Армстронгом, то такая музыка может быть отнесена к джазу.
Джаз - это особый язык, и если ты можешь говорить на нем, вне зависимости от того, какой твой родной язык, то значит, тебя будут понимать, - ты будешь принят любителями и профессионалами джаза во всем мире. Конечно, джаз родился в США. До джаза был блюз, который в свою очередь родился во времена рабства. Но я очень рад тому, что сегодня джаз принадлежит всему миру и его играют везде, вне зависимости от своих национальных корней или расовой принадлежности. Джаз сегодня - мировое достояние. И та музыка, которую мы играем в настоящий период, - это полотно, сплетенное из разноцветных нитей. И мы, американцы, гордимся тем, что смогли дать жизнь новому музыкальному жанру.

Звуки: Вы создали много музыки для кинофильмов. Ваша последняя работа – саундтрек для фильма "Холстон", рассказывающий о творчестве известного фэшн-дизайнера Роя Холстона. Как Вам удалось совместить свои музыкальные пристрастия с "картинкой" той эпохи? Ведь прошло примерно 50 лет…

Стэнли: Я написал много музыки для разных кинофильмов - "Soul Men", "Boyz ‘n the Hood", "What's Love Got to Do with It" и для еще многих других. И с каждым новым фильмом я все больше понимал, что для того, чтобы написать правильную музыку, надо досконально изучить вопрос. Когда я писал музыку для фильма "Romeo Must Die", где действие происходит в Китае, я начал изучать историю музыки этой страны и узнал для себя, что существует два типа китайской музыки. Так вот, мне пришлось сильно постараться, чтобы не выходить за рамки одного из этих стилей и написать ее лишь в одном ладу!
То же относится и к работе над фильмом "Холстон". Поскольку действие происходит в 70-е годы, когда начинался расцвет диско-музыки, в саундтреке я использовал три элемента: джаз в стиле Майлса Дэвиса, собственно, диско музыку и типичную для саундтреков оркестровую музыку, отдаленно напоминающую классические произведения. Надеюсь, что мне удалось объединить это все в одностилевой музыкальный фон фильма.


20.12.2019, Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)

Stanley CLARKE - свежие публикации:

Stanley CLARKE

Дата рождения:

30 июня 1951