FAUST  Фаустианский миф

Одна из самых радикальных групп в истории музыки выступит с концертом в Москве

Фестиваль Гёте-Института "Джаз осенью: Jazz. Industrial. Kraut" завершается концертом одной из самых радикальных групп в истории мировой музыки, немецкого коллектива faUSt. История коллектива начитывает уже 50 лет, и родом faUSt из того же западногерманского подполья, что и Can, Neu!, Amon Duul, Popol Vuh и даже Kraftwerk. Однако всех вышеперечисленных коллег по краут-рок сцене Faust (тогда название писалось именно таким образом) значительно превосходили в отвязности и радикализме.

Их первые записи были синтезом психоделии, авангардно-шумового спейс-рока и электронных экспериментов, но всё это Фауст складывали не в стройные и даже порой монотонные, как у коллег, композиции, а в безумные коллажи, совершенно лишенные на первый взгляд всякой логики и структуры. Их музыка иногда звучала так, будто перед слушателем то и дело покручивают ручку радиоприемника, переключаясь между музыкальными станциями, одна другой страннее.

Faust сравнивали то с Velvet Underground, то с Фрэнком Заппой (Frank Zappa), но сама группа намеренно изолировала себя от внешних влияний. Собственно говоря, движущей силой всей краут-рок сцены было именно стремление перезагрузить немецкую культуру и создать нечто новое с нуля, избежав влияния как домашней шлягерной традиции, так и англо-американского рок корня. Одним из способов достичь этого было использование нетрадиционных инструментов, как электронных (а синтезаторы в конце шестидесятых – начале семидесятых совсем не были обычным делом), так и попросту непригодных для создания музыки "промышленных" предметов.

Выпустив четыре альбома, Faust на 20 лет прекратили деятельность, а затем, в 1994-м (то есть задолго до того, как старые группы начали массово воссоединяться) принялись за дело с новой силой. Звук стал еще более плотным и еще более злым, а группа сотрудничала то с мастерами темной шумовой музыки Nurse With Wound, то с индастриал-хип-хоп командой Dalek, то с лидером Mars Volta и At The Drive-In Омаром Родригесом-Лопесом (Omar Rodriguez-Lopez).

В 2004-м Faust фактически разделился на две конкурирующих ветви. Одной из них руководит клавишник Ханс Йоахим Ирмлер (Hans Joachim Irmler), также выступавший на фестивале "Джаз осенью" буквально двумя неделями ранее, другой (той, что пишется как faUSt и считается правопреемницей исконного коллектива) – вокалист и мультиинструменталист Жан-Эрве Перон (Jean-Hervé Peron) и барабанщик Вернер "Заппи" Дирмайер (Werner "Zappi" Diermaier). Их-то мы и увидим на сцене "Дома", а компанию им составит гитарист и клавишник Амори Камбюза (Amaury Cambuzat). Нынешние выступления faUSt – квинтэссенция всего, чем группа заработала себе репутацию новаторов-бунтарей. Тут есть и фирменный краут-роковый "моторик бит", и экспериментальный саунд-дизайн как электронного, так и акустического происхождения, и сумасшедший рок-драйв, и фирменная непредсказуемость с постоянными сменами звучания и настроения.

Москва, КЦ "Дом"
29 ноября, 20:00

22.11.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)