THE COMET IS COMING  Комета над Москвой

Британское спейс-джазовое трио впервые выступит в Москве

Москва вроде бы никогда не славилась репутацией джазовой Мекки, но в последнее время здесь закрутилась весьма бурная жизнь вокруг современного, в меру и не в меру экспериментального джаза. В "Дом" регулярно приезжают с концертами звезды первой величины, да и местные таланты вроде группы Бром перед ними совсем не пасуют. Но если американцев, немцев, швейцарцев или даже японцев тут видно более-менее регулярно, то за музыкантами из Соединенного королевства (за исключением разве что Red Snapper, которых джазом можно назвать с натяжкой) приходилось ездить либо к ним на родину, либо в континентальную Европу, где британцы регулярно выступали как с сольными концертами, так и на фестивалях. Причем британская джазовая сцена – история совершенно особая, здесь за последние лет 10-15 выросло целое поколение с совершенно другим бэкграундом, они воспитаны уже не на Петере Брётцмане (Peter Brotzmann) и Джоне Зорне (John Zorn), а скорее на электронике, краут-роке и минимализме, а из джаза почитают в первую очередь Фароа Сандерса (Pharoah Sanders) и Sun Ra. В этом году плотину наконец прорвало – месяц назад в Москве триумфально выступили GoGo Penguin, а 7 сентября на очередном мероприятии из программы года музыки России и Великобритании в "Стрелке" дадут концерт The Comet Is Coming.

"Комета" в первую очередь ассоциируется с фигурой Шабаки Хатчингса (Shabaka Hutchings), который за последние несколько лет стремительно вырос в ярчайшего саксофониста своего поколения. Он успел поиграть в качества сайдмена с Sun Ra Arkestra и Мулату Астатке (Mulatu Astatke), но имя себе заработал собственными проектами, в первую очередь группами Sons Of Kemet и Shabaka And The Ancestors. Помимо этого, Хатчингс очень жалует электронику – он, например, играл вместе с Floating Points, а на прошлогоднем фестивале Dekmantel выступал с трио A.R.E Project с перкуссоинистом Сарати Корваром (Sarаty Korwar) и лоу-фай хаус продюсером Hieroglyphic Being.

Как это ни удивительно, в Москве Шабака не впервые – аж 10 лет назад 25-летний Хатчингс выступал в клубе Milk в составе Red Snapper, заменяя заболевшего Тома Чэлленджера (Tom Challenger) и уже тогда его мощная игра оставляла сумасшедшее впечатление. В напоре Шабака вполне может посоревноваться с Матсом Густафсоном (Mats Gustafsson) или Кеном Вандермарком (Ken Vandermark), но в отличие старших коллег, Хатчигс ценит хороший грув и афро-карибскую ритмическую традицию. Он – из тех музыкантов, кто в одиночку может превратить джазовый концерт в трайбал-рейв. Те, кто видел в этом году Sons of Kemet на Primavera Sound, соврать не дадут.

The Comet Is Coming – наверное, самый успешный и в каком-то смысле самый мейнстримовый из его проектов. За первый же альбом группа получила премию Mercury, их треки лицензируются в рекламу, а в их концертном графике – фестивали-гиганты типа Off, Glastonbury и той же Примаверы. При этом их звук от мейнстрима весьма далек – играют они энергичный гибрид джаза, краут- и спейс-рока, фанка и электроники. Этакий космо-джаз, Sun Ra на современный лад, впитавшие в себя наследие эпохи рейва и полюбившие мощный синтетический бас. Несмотря на важнейшую роль в звучании группы, назвать Шабаку лидером "Кометы" будет не вполне точно – задает здесь тон (а также разговаривает с публикой на концертах) скорее клавишник Дэн Ливерс (Dan Leavers), он же Danalogue. Изначально они с барабанщиком по прозвищу Betamax образовали дуэт Soccer96, игравший что-то среднее между краут-роком и фанком, куда Шабака однажды зашел поджемовать, да так и остался. В этом году The Comet Is Coming выпустили второй по счету диск "Trust in the Lifeforce of the Deep Mystery", причем с модного и независимого лейбла Leaf они перебрались на джаз-гигант Impulse, что лишний раз подчеркивает статус группы как едва ли не главной надежды современного джаза.

Москва, Strelka Bar
7 сентября, 23:00

22.08.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

THE COMET IS COMING