GOGO PENGUIN  "В Манчестере границ между жанрами не существует"

Накануне московского концерта британское трио GoGo Penguin рассказывает Звукам о музыке Манчестера, о способах самопознания и о том, почему музыкантам так сложно описывать собственную музыку

Британское трио GoGo Penguin называют одной из наиболее интересных групп в мире современного джаза. Тем не менее, коллектив неохотно характеризует свою музыку оперируя привычными жанровыми терминами. За плечами каждого участника колоссальный опыт, который выходит за пределы, обозначенные характеристиками "фьюжн", "контемпорари", "акустическая электроника" и "пост-рок". Убедиться в их многогранности вы смогли сегодня - только что GoGo Penguin стали хедлайнерами фестиваля Chess & Jazz в Москве. Накануне концерта корреспондент Звуки встретилась с группой в Манчестере, чтобы поговорить о музыкальном многообразии родного города, индустриальном духе и русской классике.


Звуки: Вы играете в составе GoGo Penguin уже шесть лет, тем не менее, каждый из вас участвовал в многочисленных проектах еще до этого. Какие это были проекты?
Ник Блэка (Nick Blacka), контрабас: Крис и Роб познакомились еще будучи студентами Royal Northern College of Music в Манчестере. Я раньше играл в трио, один из участников которого знал Роба. Этот мой друг Финн, который представил меня Робу, позднее уехал в Берлин. На самом деле, мы все встретились и стали пробовать играть вместе еще задолго до истории с GoGo Penguin. Так обычно происходит, во всяком случае, с ритм-секцией, если ты находишь хорошего барабанщика, вы просто много репетируете и выступаете. Мы играли прямолинейный джаз (straight-ahead jazz) и более легкую музыку, которую можно было исполнять на свадьбах.
До того, как мы стали GoGo Penguin, мне хотелось перемен. Честно признаться, я не вырос на джазе и не знаю так много людей, у кого был бы такой опыт. Для меня джаз больше был стадией познания себя как музыканта. К тому моменту, как мы сформировались, я постепенно отходил от этой классической джаз-истории, думая про себя: "Я достиг, чего хотел, куда бы отправиться дальше".

Звуки: Для аутсайдера манчестерская сцена – это, в первую очередь, пост-панк, группы, ассоциирующиеся с движением мэдчестер, такие как Happy Mondays и Stone Roses, брит-поп. С такой музыкальной традицией джаз кажется более нишевым жанром. Вы ассоциируете себя с городской средой? Своей музыкой вы противопоставляете себя городу или, наоборот, дополняете его?
Крис Иллингворт (Chris Illingworth>, клавиши: Когда мы стали играть втроем, у нас не было проблем – город располагал к тому, чтобы сделать что-то новое. До этого я был в составе группы с уклоном в электронику и транс – кстати, это тоже было трио. Вместе мы могли легко найти площадку – всегда есть друзья-владельцы баров или промоутеры, которые давали нам возможность сделать мероприятие на наш вкус. К тому же, слушатели в Манчестере всегда открыты чему-то новому. Мы однозначно чувствуем себя частью этой динамичной музыкальной сцены.

Звуки: Будучи в Манчестере во время фестиваля MIF (Manchester International Festival), я смогла убедиться в том, что люди открыты для экспериментов в искусстве. Возможно, это результат того, что здесь в течение времени смешивались различные жанры, в частности, в музыке.
Роб Тернер (Rob Turner), ритм-секция: На самом деле, довольно странно наблюдать за этой динамичной культурной жизнью и одновременно быть внутри этого плавильного котла. Музыкальное разнообразие действительно впечатляет. При этом никто особенно не заботится о том, чтобы соответствовать какому-то конкретному жанру. Здесь не существует границ между жанрами. Даже если посмотреть на концертные площадки – нет таких, где играют только джаз или только рок.

Звуки: В вашей музыке ощущается скандинавский дух. Насколько популярны здесь группы из Северной Европы - такие как Esbjorn Svennson Trio?
Крис Иллингворт: Признаться, здесь очень много людей, которые слушают хорошую музыку. Учитывая количество отличных скандинавских групп, меломанам сложно избежать северно-европейского влияния!
Роб Тернер:: Рейкьявик и Манчестер связаны – очень многие местные группы жили в Исландии, а исландские исполнители, например, Bjork, в свою очередь, были резидентами Манчестера. Это своего рода культурный обмен.

Звуки: Вы когда-нибудь играли в Исландии?
Ник Блэка: Еще нет. На самом деле, мы выступали в разных уголках планеты от Южной Америки до Кейптауна, но до Исландии еще не добрались, как и пока до России. Но уже совсем скоро будем в Москве!

Звуки: Предсказуемый вопрос – какие у вас ожидания? Я знаю, что для кого-то из вас русская классика – один из источников вдохновения.
Роб Тернер: Наши ожидания связаны с рабочими моментами – сразу после рейса мы отправимся на фестиваль, чтобы отыграть там. К сожалению, у нас не будет времени на культурный досуг. Я большой любитель Шостаковича, его Симфония №5 – одно из моих самых любимых произведений. Мне бы очень хотелось посмотреть места, вдохновившие его на ее создание.

Звуки: В названии альбома A Humdrum Star вы цитируете книгу "Космос" Карла Сагана. Расскажите немного об идее, связанной с этим концептом.
Крис Иллингворт: Мы попытались с помощью музыки раскрыть эти научные идеи, несколько сложные и абстрактные. В свое время Карл Саган, также как и более поздние авторы, например, Брайан Кокс, пытались разъяснить сложные концепты широкой аудитории. Очень важные для понимания вещи, важные вопросы, которые задают дети. Почему все вокруг выглядит так, как оно есть. Почему существует мир и мы в нем. Возможно, когда ты взрослеешь, эти вопросы могут показаться менее значительными и странными. В школе мы учим факты, но не приобретаем способность мыслить широко. Такие люди как Саган вдохновляли людей взглянуть на Вселенную по-новому и поразмышлять о том, что может быть за ее пределами. Это очень впечатляющая книга.

Звуки: Я знаю, что название группы связано с бутафорским реквизитом в виде пингвина, который вы увидели на репточке. Сейчас услышав о философской концепции последнего альбома, не могу не задать вопрос – как название отражает музыку, столь прекрасную, минималистичную и витиеватую одновременно?
Ник Блэка: Честно говоря, нам просто хотелось уйти от стандарта, который подразумевает одинаковые названия для всех джазовых групп вроде "Чей-то Квартет" или "Чье-то Трио". То, что нас трое, и так ясно. Нам хотелось придумать название, которые будет созвучным и репрезентативным.
Роб Тернер: Нам хотелось уйти от стереотипов – в то же время, у нас не было цели придумать громкое название, достаточно было найти что-то необычное, не вызывающее ассоциации с типичной джазовой группой.

Звуки: Я думала, что название может быть связано с постмодернистской идеей симулякра, когда есть предмет, к примеру, бутафорский элемент в спектакле, который имитирует человека или вещь, но при этом ничего не означает. Иначе говоря, в терминологии Соссюра это был бы знак без значения.
Крис Иллингворт: Это звучит очень интересно – было бы здорово, если бы у нас был такой концепт, но мы так глубоко это не анализировали. Для нас это просто название.

Звуки: А как насчет музыкального концепта? Как бы вы описали задачи своей музыки? Информация на вашем сайте дает лишь характеристику со стороны слушателя.
Ник Блэка: Мне кажется, вся эта история с жанрами сейчас переживает кризис. Так что мне трудно сказать. То есть мы постоянно работаем над новой музыкой, и я осознаю, что она обладает характерным звучанием. Но как назвать это звучание – я не знаю.
Крис Иллингворт: У каждого из нас есть свой взгляд на нашу музыку, поскольку наш музыкальный опыт очень различается.
Роб Тернер: Чем больше я пытаюсь описать нашу музыку, тем сложнее ее создавать. Это парализует. Единственный способ избежать этого – не пытаться давать характеристики. На самом деле, описывать музыку – это не задача артиста. Да и вообще, описание не так важно. Некоторые люди называли то, что мы делаем ‘drum’n’bass for posh people’ ("драм-энд- бэйс для богачей" - прим. редакции). У каждого свое мнение. Но не все мнения хороши. Следуя жанру или моде, ты, в конечном итоге, принуждаешь себя соответствовать стандартам, что ограничивает творчество.

26.07.2019, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)