JOY DIVISION  Механическое пианино

В проекте Joy Division Orchestrated объединили усилия музыканты из Манчестера во главе с Питером Хуком

В Альберт-холле состоялся грандиозный концерт Joy Division Orchestrated, на котором объединили усилия музыканты из Манчестера во главе с Питером Хуком (Peter Hook). Звуки одними из первых увидели знаменитое шоу.

Событие, приуроченное к сорокалетнему юбилею дебютного альбома Joy Division "Unknown Pleasures, стало эпицентром сил музыкальной столицы Северной Англии. Оркестр Manchester Camerata под руководством дирижера Тима Крукса (Tim Crooks) уже принимал участие в похожем проекте Питера Хука "Haçienda Classiçal", где звучали песни "808 State", "A Guy Called Gerald", Happy Mondays и других мэдчестер групп. На этот раз концертный состав расширился за счет вокалистов - Бастьена Маршала (Bastien Marshal), лидера пост-панк группы Detachments, Натали Финдлэй (Natalie Findlay), известной по сольному проекту Findlay, и соул-певицы Мики Миллар (Mica Millar).

В этот вечер лондонский Альберт-холл выглядит чуть иначе, чем его привыкли видеть завсегдатаи джазовых и академических концертов. Украшенные красным бархатом балконы на противоположной стороне зала кажутся миражом, который вот-вот рассеется в дымке, напоминающей картины импрессионистов. В партере, который на этот вечер превратился в танцпол, атмосфера рейва, подогреваемая ди-джей сетом Дэйва Буса (Dave Booth). Черные футболки с волнистыми узорами (обложка Unknown Pleasures), знакомыми каждому, - часть общего негласного дресс-кода, распространяющегося на всех присутствующих вне зависимости от возраста. Для многих зрителей этот концерт стал порталом в прошлое. Этакий квантовый скачок в пространстве.

Присутствие Питера Хука усилило ощущение путешествия во времени. После непродолжительного приветствия от единственного участника Joy Division и таинственной пятиминутной паузы на сцене появился Бастьен Маршал, который в этот вечер преобразился в Иэна Кертиса (Ian Curtis). Особо впечатлительные могли предположить, что кто-то из команды старательно вызывал духов перед началом выступления. Под несколько неожиданный аккомпанемент рояля зазвучала лиричная версия Love Will Tear Us Apart - казалось бы, что может испортить песню, которая испытала на себе десятки кавер-версий? Тем не менее, вступление к концерту выглядело несколько кукольным, больше напоминающим начало караоке-вечеринки.

Настроение изменилось со следующей композицией - Atmosphere, на которой объединили усилия оркестр Manchester Camerata и группа Питера Хука - Peter Hook and The Light. Академические инструменты и в частности гобой, исполняющий вокальную партию, прекрасно дополнили характерный для Joy Division звук индустриального пространства - пульсирующий бас, слегка приглушенная ритм-секция и едва слышное гудение электрогитары.

После первой и, к сожалению, на этот вечер последней инструментальной версии, подключилась команда вокалистов. Тот факт, что в концерте приняли участие исключительно манчестерские музыканты, лишь подтверждает мнение о том, что музыка Joy Division передает ощущение пространства конкретного города. Музыкальный критик Лиз Нэйлор (Liz Naylor) писала: “Я считаю, что Joy Division можно назвать эмбиент группой - ты воспринимаешь их не как группу, а скорее как шум, окружающий тебя”. Исполняя песни Joy Division, каждый вокалист транслировал через них свой Манчестер. Так, "New Dawn Fades" и "She’s Lost Control" в исполнении Финдлэй звучат в той же городской среде, но от лица нового лирического героя, чуть более нервно и эмоционально. Не плохо, а по-другому. Впрочем, не исключено, что кому-то из поклонников группы потребовалось усилие, чтобы принять иное исполнение.

На фоне настоящего, фрагменты записей из интервью с Кертисом и передачи So it Goes с Тони Уилсоном (Tony Wilson), звучащие как вступление к Shadowplay, создают эффект присутствия, позволяя перенестись в прошлое. В свою очередь, камерный оркестр прекрасно передавал не только фактуру голоса, но и некоторые эффекты - например, звучание синтетической перкуссии в песне Insight, напоминающей лазерную перестрелку в компьютерной игре.

Концерт в честь сорокалетнего юбилея альбома также стал посвящением Иэну Кертису (Ian Curtis). В память о нем прозвучал траурный марш Бетховена, известный как саундтрек к “Заводному апельсину” - любимому фильму фронтмена Joy Division. Кроме ожидаемых песен с Unknown Pleasures и Closer оркестр исполнил Ceremony (первый сингл New Order - прим. ред.) и Higher Higher Love, которую Питер Хук написал для этого концерта совместно с гитаристом The Lights Дэвидом Поттсом (David Potts). Композиция включает элементы записи совместного джема Section 25 и Joy Division.

Эфемерное звучание заключительной песни "Decades" (она же финальная на альбоме Closer) погрузило зрителей в транс. Деликатное вкрапление струнных дополнило воздушную материю, уравновешенную пунктирным басом и ритм-секцией. Это было также самое убедительное исполнение Бастьена Маршала. На последних аккордах зал бурно аплодировал и потребовал продолжения. Музыканты не медлили, так как знали, что бис в этой ситуации неизбежен - напоследок прозвучали Digital и повторно Love Will Tear Us Apart. На этот раз обошлось без рояля.

После концерта еще долгое время по дороге домой можно было встретить людей в футболках Unknown Pleasures. Несмотря на ощущение ностальгии по ушедшей эпохе, многие улыбались и не выглядели разочарованными. Очевидно, эти слушатели еще помнят, как это было - судя по возрасту, половина присутствующих могла видеть Joy Division в полном составе. Можно было только представить, что ощущали тогда эти зрители.

16.07.2019, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)

JOY DIVISION - свежие публикации: