W. H. LUNG  Станковая живопись

Репортаж из Манчестера с заключительного концерта британского тура W.H. Lung

Два месяца назад британское трио W.H. Lung выпустило свой дебютный альбом Incidental Music, который произвел серьезное впечатление на критиков. К моменту, когда релиз увидел свет, группа уже два года с успехом выступала на крупных европейских фестивалях, собирая восторженные отзывы.

Это тот случай, когда впечатления от записи и живого выступления не противоречат друг другу, а побуждают преодолевать расстояния. Посетив впервые концерт в Лондоне, корреспондент Звуков отправилась в Манчестер, чтобы увидеть группу в их естественной среде обитания.

Описывая свою первую работу на текстильной фабрике в автобиографии Record Play Pause, английский мультиинструменталист и барабанщик Joy Division/New Order Стивен Моррис (Stephen Paul David Morris) вспоминает: “Станки работали одновременно, создавая непреодолимый шум, по-настоящему мощный, настойчивый, индустриальный ритм. Это была типичная северная работа”.
Запечатлевшие в своей музыке звук, характерный для промышленных городов северной Англии, пионеры пост-панка определили манчестерскую эстетику для последующих поколений. В Манчестере до сих пор сохранилось немало площадок, где начиналась история таких групп, как Joy Division и Buzzcocks. Сегодня на афише клуба Band on the Wall напечатаны новые имена, но в сущности мало что изменилось с 70-х. Это до сих один из немногих клубов, который финансируется за счет городского бюджета. Ближе к вечеру сюда подтягиваются меломаны со стажем - те, кто наверняка был здесь на первых концертах упомянутых выше групп примерно сорок лет назад. Через порог переступают люди в кожаных куртках и футболках Hawkwind. Хедлайнеры вечера – дебютанты W.H. Lung с юной группой Working Men’s Club на разогреве.

Название W.H. Lung часто провоцирует догадки - в особенности для тех, кто географически далек от Манчестера. Местным жителям оно известно по одноименной сети китайских супермаркетов. Впрочем, это не единственная аллюзия. Имя поэта Уистена Хью Одена (W.H. Auden) возникает в голове как возможный источник вдохновения для группы, когда вслушиваешься в тексты с их многочисленными параллельными конструкциями и отсылками к Шекспиру, ветхозаветным гротеском, лаконичными формулировками, открытыми для интерпретации.

Дебютный лонгплей W.H. Lung был записан в Лидсе, где в конце 70-х сформировалась группа Gang of Four. Возможно, не случайно восьминутная композиция на Incidental Music под интригующим названием Inspiration! перекликается с пронзительным восклицанием их первого альбома Entertainment!, затронувшего тему эксплуатации и капитализма. Последняя фраза в тексте песни “Inspiration! Don’t come again” вполне могла бы прозвучать в исполнении фронтмена Gang of Four Джона Кинга (Jon King), но с более явным политическим намеком на реальных персонажей, ведь Вдохновение (оно же в этом случае Влияние) это “Mr P и его трехликое посольство” (“Mr P and his three-faced embassy”).

Однако политическое высказывание - это, хоть и весомый, но не единственный смысловой слой. Обложка дебютного LP наощупь напоминает холст, на котором написана композиция, навеянная фовистами, в частности, Жоаном Миро, и японским минимализмом (ее написал вокалист группы Joseph E. - прим. ред.). Как и живопись, сочетающая в этом случае базовые, “чистые” цвета, музыка воспринимается как цельная материя, в которой преобладают гармоничные интервалы клавишных и пульсирующая ритмическая основа. Здесь вспоминается немецкая краут-рок сцена с ее тягой помирить эксперимент и “здоровое” звучание.

Неудивительно, что, сформировавшись в северной Англии, W.H. Lung музыкально продолжают традицию манчестерской сцены (от оголтелых танцев на сцене в духе Йена Кертиса до настойчивого ритма присущего New Order). При этом группа создает своим звучанием энергетику, характеризующую современность - динамичную, эксцентричную, провоцирующую к уединению и укреплению иммунитета, в том числе и музыкального.

Перед сетом W.H. Lung звучит интро - трек Джулианны Барвик (Julianna Barwick) Prizewinning, который, вопреки жанровому противоречию, идеально настраивает на их волну. Повторяющийся фрагмент с постепенно нарастающим битом и эфемерным многоголосьем постепенно вводит в медитативный транс и провоцирует легкое ощущение эйфории, напоминающее начальную стадию горной болезни. Под финальные звуки композиции выходят участники группы. Многослойные синтезаторные арпеджио погружают в мягкие волны краутрокового звука, внезапный бит, который, словно щелчок, выводит из транса, но ненадолго - гипнотические повторы вскоре провоцируют тело пуститься в шаманские пляски. C этой музыкой хочется быть в одном ритме, плыть по течению.

Мощная энергетика W.H. Lung зиждется на контрастах - в ней одновременно ощущается легкость и тяжесть, как в воздушном шаре, который наполнили водой.
Лирический герой рассуждает об эфемерной грани между иллюзией и реальностью. Тем не менее, исполненная в конце сета композиция Inspiration! звучит мощно и победоносно, напоминая о том, что сокрушительная мощь и воздействие любого негативного явления, будь то паническая атака или система, могут быть нейтрализованы музыкой.

Концерт в Манчестере завершил британский тур группы в поддержку дебютного альбома Incidental Music. В оставшееся летнее время W.H. Lung можно будет застать на фестивалях Sacred Grove в Германии и This Must Be The Place в Лидсе.

24.06.2019, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)