ИЗ ЖИЗНИ  Step by Step: по победному кругу

Metric, Spiritualized и амнистировавший Канаду Моррисси - в концертной колонке Сергея Степанова.

Все когда-нибудь случается впервые, и первый за 11 лет монреальский концерт Spiritualized вошел в мою личную историю самым непредвиденным образом. Пойдя на него в основном из-за того, что Джейсона Пирса (Jason Pierce) со товарищи я живьем еще не видел, вынужден признать, что старость - не радость: оказывается, видел - именно что 11 лет назад, на козырявшем тогда куда более рок-н-ролльными лайнапами фестивале Osheaga. Как бы то ни было, в последние годы Spiritualized преследует нарратив о том, что следующий их альбом или тур запросто может оказаться прощальным, поэтому повод лишний раз увидеть группу есть всегда, безотносительно деталей.

А детали в этот раз сводились к тому, что прошлой осенью у Spiritualized вышел новый, непривычно скупой на струнные альбом "And Nothing Hurt", исполняющийся целиком на каждой остановке тура в его поддержку. Его сетлисты, как это теперь принято, более или менее идентичны: предварительно угодив аудитории золотыми стандартами разных лет (от "Shine a Light" и несколько укороченной "Come Together" до "Soul on Fire"), группа играет все девять песен с "And Nothing Hurt" в альбомном порядке, чтобы исполнить еще несколько канонических ("Out of Sight", "Oh Happy Day") номеров на бис.

Впрочем, самым характерным украшением сетлиста стала все же "Hold On" - сыгранная сначала как вступление, а затем как кода и давшая понять, что струнные (или там духовые) приходят и уходят, но госпел в репертуаре Пирса будет всегда. Как и 11 лет назад, ему аккомпанировали не только полдюжины музыкантов, но и женское госпел-трио, исправно приближавшее лучшие песни Spiritualized (а такие есть и среди классики, и среди новинок) к религиозному опыту. Сам J. Spaceman, не раз заглянув в лицо смерти, источает совершеннейший дзен: за время концерта в Corona Theatre он ни разу не привстал со стула и не проронил ни слова.

Выглядело все - особенно во время посвященного "And Nothing Hurt" второго отделения - подобающе: почти весь видеоряд сводился к мерцавшей за спинами музыкантов азбуке Морзе - с отдельным акцентом на сигнал S.O.S. И хотя это не напоминало сеанс коллективного гипноза, которого можно было ожидать от автора неопсиходелического шедевра "Ladies and Gentlemen We Are Floating in Space", и без песен Spacemen 3 в итоге, увы, обошлось, в одскульном формате тщательно отрепетированного двухчасового рок-спектакля и у сегодняшних Spiritualized, думается, немного равных.

Ошибиться в расчетах в случае с Моррисси (Morrissey) было куда сложнее - к нему теперешнему можно относиться по-разному, но примерно все, что он говорит или делает, выходит по-своему запоминающимся. К тому же, в Канаду я переехал через считанные месяцы после сделанного Мозом обещания больше не играть там концертов (в знак протеста против белькового промысла), а традиционно угрожающий коэффициент отмены его шоу делал выезд на одно из них куда-нибудь еще, мягко говоря, рискованным (притом что, явно понимая нелепость собственного решения, Моррисси не раз оказывался в крохотных, но пограничных с Канадой городах вплоть до американской половины Ниагара-Фолс).

Так или иначе, 13 лет спустя Моррисси сменил гнев на милость, признавшись, что "от его позиции не было никакой пользы", и объявив первые с 2004 года концерты в Канаде, после чего, оставаясь верным себе, разнес в пух и перья производящую пуховики компанию Canada Goose, а перед самым началом тура перенес большую его часть с весны на осень. Удачи вам, Ванкувер с Виннипегом, ну а главный итог шоу Моза в Монреале (все билеты в MTELUS разлетелись, конечно же, за несколько минут) - это положительное разрешение интриги "будет / не будет". Оно все-таки состоялось - и, в общем, вышло на ура.

Обойдясь без разогрева и подготовив освежающе аналоговое интро (вместо плейлиста из Spotify зрителям включили затейливый видеоряд, где кадры из старых фильмов соседствовали со стендапом Ленни Брюса, а речь Джеймса Болдуина - с концертным видео певицы LP), Моррисси вышел на сцену со словами "Чего вы сюда пришли?" (да, первой прозвучала "Suedehead") и довольно скоро доказал, что если разум Моза постепенно покидает, то зычный, повелительный голос по-прежнему при нем. Практически не трогая каталог The Smiths (исключениями стали "Is It Really So Strange?", "What She Said", почему-то "Girl Afraid" и обязательная "How Soon Is Now?"), Моррисси предпочитал ему собственные песни, особенно преуспев с би-сайдами.

Связка из "If You Don't Like Me, Don't Look at Me" и "Munich Air Disaster 1958" (под нарезку памяти жертв этого самого disaster, разбившихся в мюнхенском аэропорту футболистов "Манчестер Юнайтед") оказалась первым эмоциональным пиком шоу, ну а окончательно напоминать триумф происходящее стало где-то в районе "Life is a Pigsty" - возможно, лучшей песни Моррисси в этом веке. Исполняя свои и чужие хиты разных лет (от "Alma Matter" и "Everyday Is Like Sunday" до "Morning Starship" с нового альбома каверов) и избегая резких высказываний, рассмешил Моз лишь однажды - долго и мучительно надевая снятую незадолго до этого рубаху. Зато после финальной песни ("First of the Gang to Die") он порвал на себе еще и майку - уйдя со сцены полуголым, гордым и непобежденным.

С победным кругом нагрянули в Монреаль и Metric, сделавшие в том же MTELUS 104-ю (и последнюю) остановку мирового тура в поддержку пластинки "Art of Doubt", начавшегося прошлым летом с выступлений на разогреве у The Smashing Pumpkins и успевшего заглянуть в Россию. Перебрав за это время некоторое количество записанных ими за 15 лет песен, последние недели турне онтарийцы провели на автопилоте - упрямо играя один и тот же сетлист, в котором не нашлось место ни моей любимой песне прошлого года ("Seven Rules"), ни другим недавним без чего-то хитам вроде "Youth Without Youth" или "The Governess", но сертифицированных краудплизеров все равно было никак не меньше дюжины.

К этому выводу подталкивали случавшиеся на каждой второй песни истерики аудитории, большая часть которой находилась в зале уже третий или четвертый час: шоу рекламировалось как дабл-билл с July Talk (еще одними базирующимися в Торонто дважды лауреатами Juno в категории "Лучший альтернативный альбом") и предварялось коротким акустическим сетом фронтмена The Dears Маррея Лайтберна (Murray A. Lightburn), у которого недавно вышла вторая сольная пластинка. Солистка Metric и эпизодическая участница Broken Social Scene Эмили Хейнс (Emily Haines) не забыла воздать должное коллегам - вспомнив, в частности, как когда-то ездила в Монреаль на концерты The Dears.

Миниатюрная, атлетичная и неутомимая Хейнс пела хит за хитом ("Breathing Underwater", "Gimme Sympathy", "Dark Saturday", "Help I'm Alive"), прыгала по сцене (лишь изредка задерживаясь за клавишными), делилась воспоминаниями и заражала позитивом, пока ведомая ею группа наяривала свой напористый синти-рок - местами грешащий самоповторами, но щедрый и на стадионного калибра хуки. Характерно, что до этого я видел Metric исключительно под сводами хоккейной арены, где играют местные "Канадиенс", или на главном монреальском фестивале Osheaga - который они, судя по шоу в MTELUS, с легкостью поднимут на уши и будущим летом. До скорого!

Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и более или менее исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.

23.05.2019, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: