"Субботний вечер - а я совсем один", - вспоминаю строчку Майка,
направляясь из метро Бауманская к клубу Морисвиль. Где находится заведение,
предстоит узнать на месте, поскольку я был в этих местах около года назад, и
название у
клуба Морисвиль было другое - Край.
Длинноволосый господин пытается остановить меня возле метро - и что-то
заставляет меня остановиться, хотя по мере отрастания моих собственных волос,
случаи таких вот "слушай, брат, можно тебя на минуту" заметно участились.
Выяснилось, что мой неожиданный знакомец тоже ищет Морисвиль! И не один, а с
девушкой. Объединив усилия, мы блуждали в районе Елоховской церкви, в каких-то
переулках, но никак не могли выйти к нужному дому. Моими спутниками оказались
рижане - Кристина, журналистка одной известной латвийской русскоязычной газеты,
и Борис, представившийся старым собутыльником Хламкина.
Дозвонившись по
мобильному, Кристина выяснила адрес непосредственно у героя вечера - и
все же это был неправильный адрес. "Спартаковская площадь", - осенило меня, не
"улица" - а Спартаковская площадь, дом 14! Борис явно
подозревал меня в топографическом кретинизме, что отчасти верно, но на удачу
выдвинувшийся из темноты плотного сложения джентельмен с фигурной бородкой
(может быть, это был сам
Дьявол?), указал нам путь к Спартаковской площади, - и, более того, прямо к
клубу Морисвиль. "А, кстати, кто там сегодня выступает?" Имя Карл
Хламкин, кажется, оставило его равнодушным.
...И вот мы в клубе, местонахождение которого не отмечено в ландшафте. Грязноватая
берлога в стиле сжавшегося до размеров небольшого подвала гадюшника Titty
Twister из фильма "От заката до рассвета" стала после смены хозяев напоминать
какое-нибудь кафе "Диета" времен развитого социализма: чистенько, столики
накрыты клеенкой в красную клетку, белые стены. Cтиль выдержан очень точно...
"Да кто же такой этот Карл Хламкин!!!" - возопит иной
нетерпеливый читатель. И будет неправ.
Позволю себе небольшую нарезку цитат:
"Одна из самых ярких личностей в истории русской неофициальной популярной музыки...", "это настоящий русский ска, честный, веселый и бесшабашный..." "Одна из наиболее ярких личностей в истории рижского (да и латвийского тоже) русского рока - Карл Хламкин (Левенгук)", "...певец и перкуссионист, отличный музыкант и пьяница Карл Хламкин...", "С момента последнего концерта Хламкина в Москве прошло уже почти восемь лет, но авторитетные рок-критики АК Троицкий и Сергей Гурьев до сих пор вспоминают Карла добрым словом и обещают всяческую помощь в случае его приезда в Первопрестольную...", "Если бы в Риге не было Карла Хламкина, его стоило бы придумать. Музыканта с хрипловатым том-вэйтсовским вокалом, сочиняющим очень русские, можно даже сказать, кабацкие песни в стиле ска..."
Карл Хламкин, как становится понятно, - легендарный персонаж. Рижский
харизматик, перформансист и художник, собиравший в 90-е многочисленные проекты
с остроумными названиями вроде "Хламкин Едет в Израил" и "Хламкин и
Укус Кукушки", начинал как барабанщик в латвийских группах Цемент и
Карт-бланш.
С триумфом прокатившись по ряду инди-фестивалей и выпустив несколько альбомов в
90-х, Хламкин на какое-то время перебирается в Минск, где записывается с
Ляписом Трубецким на их собственном лейбле "Дети Солнца"
(Сергей Михалок предпочитает слово "творческое объединение").
Клип,
снятый в тот период на песню "Танцевали до утра"
(записанную по инициативе продюсера "ляписов" Евгения Колмыкова с
Гомельским диксилендом!) при участии дизайнера Петлюры и Альтернативной
Мисс Мира пани Брони, разумеется, получил отказ на MTV. Что поделаешь, неформат...
Сегодняшний концерт Карл Хламкин & No Drinking Orchestra посвящен подписанию
контракта Карла с лейблом "Снегири". Не исключено, что в названии коллектива, помимо
очевидной отсылки к Эмиру Кустурице, отражен и разрыв Хламкина с алкоголизмом.
Что ж, хорошо. Стена очень качественно отстроенного звука встречает нас на
пороге - кайф уха, редкое явление в московских клубах, где крайне дорогостоящая
аппаратура по обыкновению изрыгает нечто непотребное. На небольшой сцене с
зеркальным задником - семь человек! Хламкин, в светлом пиджаке, шерстяном
берете и больших темных очках в стиле 60-х, орет и барабанит на поставленном
специально для него томе.
Музыка - это не тот прямолинейный зубодробительный
ска-угар "с дудками" к которому, с подачи Ленинграда, уже успела привыкнуть
общественность, но "ска-" многослойный и гораздо менее "-панк", несмотря на
недюжинный напор. Саксофон, баян, две гитары, бас, барабанщик, перкуссионист и,
плюс ко всему, сам Хламкин, обливаясь потом, голосит не по-детски.
Истины ради
замечу: его голос сегодня - совсем не "русский/рижский Том Уэйтс", каковым он
представлялся падким на прямые ассоциации поклонникам много лет подряд. Скорее,
что-то сродни Кириллу Немоляеву. Но где 'Бони неМ' комичной формой подменяет
пустоту, Хламкин и его бешеный оркестр рисует звуковое полотно такой силы, что
большинству любителей хрипатых поддатых веселых дядек будет от чего прийти в
замешательство. Зрители, чинно рассевшись на стульях, очень живо аплодировали.
Я не ошибусь, если выскажусь о каждом из музыкантов в превосходной степени. Ни одного слабого звена, артистичные и внимательные к игре друг друга люди. Классический хит Хламкина, "Пьяная Ласточка", сильно отличался от того варианта, который можно услышать в интернете. Песню лет 10 назад крутили по "Радио России", кажется, в передаче "Тихий Парад". Время пошло ей на пользу. И без того интересный сюжет и запоминающаяся мелодия вылились просто в какую-то ска-панк-феерию.
В выступлении 'No Drinking Orchestra' есть место буффонаде, цирковым элементам - артистичный басист (кстати, просто феноменальный басист) в бундесверовской пилотке и военном френче без знаков различий поет "Besame mucho", танцуя между столиков, баянист в зеленой феске и черно-красном цирковом пиджаке "укротителя тигров" показывает фокусы...
Сама концепция концерта предполагала постепенное исчезновение музыкантов со сцены, но, видимо, увлекшись, маэстро слегка потерял контроль над ситуацией, и в итоге получилось своего рода три отделения: электричество, несколько неуверенный бенефис фокусника-баяниста с привлечением "почтеннейшей публики" и акустическая программа, где басист переключился на акустическую гитару, а на смену ушедшим в тень гитаристам и барабанщику пришел рыжий кудесник губной гармошки.
Что, как правило, с трудом дается многим русским харизматикам - так это
имидж. Начав с вполне шансонного пиджака и рубашки, Хламкин незаметно
превратился в немолодого DJ-я в широких штанах и черной футболке с крупной
белой надписью STOMP под изображением "пляшущих человечков" из известного шоу.
Увесистые спортивные
часы в матовом корпусе только добавили противоречия. Имидж преуспевающего
завсегдатая модных клубов, на мой взгляд, несколько снижает визуальный эффект
от сюжетов о танцах в метро, матросах, поездах, синяках, бутылках вина и
девчонках из бедных кварталов. Кто-то обязательно вставит: о вкусах не спорят, -
но это как раз тот случай, где о вкусе надо немного поспорить...
Так
как музыка
No Drinking Orchestra не допускает никаких возражений.
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)