Kamasi WASHINGTON  Вашингтон-сквер

Американский тенор-саксофонист и его оркестр впервые выступят в России

В начале июня в Москве выступит саксофонист Камаси Вашингтон и его оркестр, и это редкий случай, когда не будет преувеличением сказать: события этого ждали давно. 38-летнего американца нередко сравнивают с Джорджем Клинтоном (George Clinton) – их роднит не столько жанр или манера игры, сколько образ этаких эксцентрических проповедников, а также способность не замыкаться на джазовой традиции и интегрироваться со всеми смежными областями музыки от smooth-джаза и фанка до хип-хопа и электроники.

О Камаси впервые всерьез заговорили в 2015-м, когда на лейбле Brainfeeder, чередовавшем джаз с экспериментальной электроникой, вышел его тройной (как тебе такое, артист ранее известный как Принс?) альбом с говорящим названием "Epic". К этому моменту за плечами Вашингтона уже было несколько селф-релизов с собственным ансамблем, участие в качестве сайдмена в нескольких больших составах и даже записи со знаменитым оркестром Джеральда Уилсона (Gerald Wilson), под руководством которого Камаси изучал музыкальную этнографию в университете UCLA. Будущей звездой Вашингтон считался со студенческих лет – еще в 2004-м он принял участие в проекте Young Jazz Giants (этакой "сборной джазовых вундеркиндов"), причем получил там почетную роль ведущего композитора.

Несмотря на прописку на модном лейбле и дружбу с Flying Lotus, музыка Камаси никаким современным трендам отчаянно не соответствовала. Это не экспериментальный "новый джаз" и не один из популярных в последнее время гибридов с электроникой и минимализмом. Вашингтон играет этакий биг-бенд фьюжн, то и дело залезавший в психоделические дебри, но полный при этом лёгких, как будто летящих мелодий. Работая над "Epic", американец словно стремился записать лучший джазовый альбом 1985 года, когда в тренде было мягкое звучание. Кроме этого, Вашингтон всегда старался держаться афроамериканских корней, обращаясь в частности к хоровой спиричуэл-традиции (здесь напрашиваются параллели с альбомом Арчи Шеппа "Attica Blues").

При этом, будучи джазовым консерватором или как минимум производя такое впечатление, Камаси активно записывается с музыкантами, от джаза совершенно далекими. Его саксофон звучит на записях Heavy D, Снуп Догга (Snoop Dogg), Робина Тика (Robin Thicke), St Vincent, Flying Lotus, Thundercat и даже Кендрика Ламара (Kendrick Lamar). Такой разветвленной сети социальных связей позавидовал бы любой рэпер. При этом где бы ни появился вездесущий Камаси, смотрится он там как родной – кажется, он с одинаковым успехом мог бы выступить и где-нибудь в нью-йоркском джаз-подвале со столетней историей, на рейверском фестивале Dekmantel и на инаугурации Барака Обамы (а то и на своей собственной).

Еще одно качество, без которого портрет Камаси Вашингтона был бы неполным – стремление к масштабу. Его много во всех смыслах – он любит большие оркестры на сцене, многодисковые альбомы (его новейший релиз "Heaven and Earth", изданный британским лейблом Young Turks – тоже тройной) и многочасовые концерты (в шутке о том, что на двоих с Робертом Смитом они могли бы целиком заполнить лайнап большого фестиваля, опасно много правды). В этом смысле крайне необычно будет увидеть его на камерной площадке "Гаража" – другой такой возможности, кажется, уже не представится.

5 июня, 21:00
Москва, музей современного искусства "Гараж"

6 июня, 20:00
Санкт-Петербург, Новая Голландия

26.04.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Kamasi WASHINGTON - свежие публикации:

Kamasi WASHINGTON