Duke ELLINGTON  Человек-бигбэнд

Его прозвали "Герцогом" еще в юности: 120 лет назад появился на свет великий бэндлидер Дюк Эллингтон

Сегодня - большой музыкальный праздник не только у джазменов, но и у всех музыкантов, которые связывают свою деятельность с импровизационной музыкой. 29 апреля 1899 года, 120 лет назад, в Вашингтоне появился на свет один из величайших джазовых музыкантов, композиторов, бэндлидеров Эдвард Кеннеди Эллингтон, по прозвищу "Дюк" (Duke Ellington).

"Герцогом" Эллингтона прозвали еще в юности за подчеркнутое внимание к своей одежде: он был невероятным пижоном и франтом. Однажды, выскочив на улицу, он обернулся и, обращаясь к домочадцам и прокричал: "Вот увидите, я обязательно буду знаменитым!" Так оно и получилось: Эллингтон оказал огромное влияние не только на джаз, но и на музыкальную культуру человечества в целом. Он руководил своим коллективом с 1926 по 1974 год, и все эти годы его оркестр входил в число лучших мировых биг-бэндов.

Как композитор, Эллингтон стоял на одном уровне с Джорджем Гершвином (George Gershwin) и Колом Портером (Cole Porter), из созданных им нескольких тысяч композиций несколько десятков стали джазовыми стандартами. Издано несчитанное число альбомов с записями его произведений, в том числе и в крупной форме. При этом сам Эллингтон не считал слово "джаз" применимым к собственному творчеству - во всяком случае как определение жанра. "Джаз, - говорил он, - это просто слово, обозначающее свободу музыканта". И на вопрос "А вы в каком жанре работаете?" – отвечал: "В жанре Американской музыки".

Огромна роль фигуры Дюка в движении против расовой сегрегации. Придать афроамериканской музыке симфоническое звучание сумел Гершвин. Исполнять госпелы за пределами церквей начали блюзовые певцы. Но именно Дюк Эллингтон добавил к оркестру и струнные группы, и хор. И получилась cюита "Black, Brown and Beige". В мировой культуре она занимает совершенно особое место. Придет время – и она встанет рядом с 9-й симфонией Бетховена, и не на полке – а в каждой голове. Именно в Black, Brown and Beige музыка перестала "дядятомничать" - она снесла расовые барьеры изнутри.
- Эллингтон решил, что не даст расовой дискриминации даже занимать его мысли, - рассказывает куратор архива Эллингтона в Смитсониевском институте Джон Хассе. - Он почти не участвовал с борьбе за гражданские права. Он говорил: "Вместо этого я пишу блюзы". Он всегда вел себя с достоинством, в основном, благодаря своему остроумию и своему обаянию. Но, конечно, и он сталкивался с расизмом. Однажды в Сент-Луисе его не пустили в лифт, и он поднимался на собственный концерт в грузовом лифте. В 33-м году на Юге им не сдавали приличные номера в гостиницах, и их менеджер зарезервировал два спальных вагона, которые ставили на запасные пути. Приходили гости. И Эллингтон встречал их словами: "Вот так путешествуют американские президенты". У него было кредо: "Делай лучшее из возможного". Он не хотел быть ни великим джазовым музыкантом, ни великим негритянским музыкантом, он хотел быть просто великим музыкантом.

В качестве аранжировщика Дюк использовал индивидуальный подход к исполнителям — он писал не для, скажем, абстрактной секции тромбонов, но для конкретных исполнителей, входящих в состав этой секции. "Большинство аранжировщиков пишут в оркестровках партии для инструментов: альт 1-й, тенор 2-й, саксофон... А у Эллингтона написано: Рэббит (это саксофонист Джонни Ходжес), Кути (трубач Кути Вильямс), Рассел Прокоуп (альтист)", - рассказывает исследователь джаза Дин Соренсон.
Неустанно шлифуя варианты исполнения и находя все новые грани, Эллингтон вновь и вновь переписывал аранжировки — даже, казалось бы, совершенная “Mood Indigo” звучала в исполнении его оркестра в 1973 году иначе, чем в 1953, и по-другому, нежели чем в 1933.

Часто говорят, что Дюк Эллингтон "играл на оркестре", приводя случай, описанный Югом Панассье, ответ маэстро мальчику, который спросил, на чем он сам играет. Это верно – но не до конца. И в традиционном, и в расширенном составах оркестра Дюка Эллингтона были выдающиеся солисты – кларнетист Джимми Хэмилтон (Jimmy Hamilton), саксофонист Гарри Карни (Harry Carney), трубачи... да у него просто не было рядовых музыкантов! Их блистательные импровизации и соло тому доказательство. Чтобы такие уникальные личности оставались в одном оркестре, нельзя быть просто диктатором. Нужно создать нечто большее, чем музыка. Чем оркестр и чем даже ты сам, и чтобы всем – и этим уникальным эгоистам (а солист другим быть просто и не должен!) это было понятно. Эллингтон это сделал.

В Америке всегда было много прекрасных оркестров. Каунт Бейси (Count Basie), Арти Шоу (Artie Shaw), Бенни Гудман (Benny Goodman) – создатели бэндов, которые стали легендами. Свой "главный биг-бэнд" есть в каждом городе - это часть американского культурного кода, такая же как джинсы, демократия, гамбургер или бейсбол. Биг-бэнд это даже не просто коллектив – это, если угодно, отдельный вид музыки. И, если допустить это - тогда над этим видом появится еще один: Duke Ellington Big band. И это не просто четыре духовые секции и "engine room" ("машинное отделение"). Это уникальная конструкция, где голос каждого музыканта важен и слышен.

Дюк Эллингтон: история жизни и музыка

29.04.2019, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)

Duke ELLINGTON - свежие публикации: