Сергей ШНУРОВ  Кто главный экспонат?

Выступление Шнура в Госдуме стало программной частью МКФ. Станет ли оно началом нового этапа в российской культуре? Спойлер: нет.

Конец марта отмечен бурными дискуссиями о культуре, каких не было уже очень давно. При этом, в информационном поле оказались не культурные события, а рутина чиновников и депутатов: обсуждение нового закона о культуре. Необходимость этого закона назрела давно, а самое сложное в этом процессе – договориться о понятиях, то есть о том, что такое культура.

Сегодня заканчивает работу Московский культурный форум в Манеже, который должен был стать главным культурным событием года в Москве и который, по официальной статистике, посетили 22 тысячи человек. Форум, впрочем, откровений не принес. Культурная новость, по сути, случилась только одна: знаменитый танцор балета с путинской наколкой Сергей Полунин станет художественным руководителем балетной школы в Севастополе. Ему терять нечего.

Одновременно с форумом в Государственной думе состоялись слушания проекта нового Закона о культуре, на которые вряд ли кто обратил бы внимание, если бы не выступление Сергея Шнурова, который предложил перестать ловить сетью океан, считать Пушкина нашим всем и, как стало известно позже – вообще разогнать Министерство культуры Российской Федерации. Шнуров выступил на Парламентских слушаниях нового закона о культуре, и это событие совпало с открытием МКФ, невольно определив тон дальнейшей дискуссии.

У современного Минкульта вообще сложная судьба. Министерство культуры никто никогда не хвалит. За пределами общественного интереса почти всегда остаются фестивали, грантовые программы, международные мероприятия. Это не вызывает не то, что одобрения, но и вообще какой-либо реакции. Но стоит отметиться в скандале с медвежонком Паддингтоном, королевским корги и Гурвинеком, фильмом "Смерть Сталина" - народ сразу вспоминает о том, что Министерство культуры у нас все-таки есть и оно хреновое. Неудачные высказывания министра культуры Мединского мгновенно разлетаются по сети, а все остальное, составляющее рутину огромной системы, которой он руководит – нет. А с другой стороны, высказываются ли громко и регулярно министр Мединский, чье ведомство выступает потерпевшей стороной и министр Кибовский, чей Департамент является учредителем "Гоголь центра", о судьбе режиссера Кирилла Серебренникова? Нет. Поэтому у современного Минкульта и московского Депкульта с общественным признанием "все сложно". Шнурова на МКФ не позвали бы - там была мумия Куклачева.

Немножко "сложно" все и у самого Шнурова. На поверхности – деятельность в группировке Ленинград, про которую многие знают, что "там матом", его стадионные туры, высказывания в инстаграмме и сплетни про личную жизнь. Чуть менее известно о персональных выставках, о том, что Шнур озвучил поэму Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки" и о том, что директор Эрмитажа Михаил Пиотровский (кторый тоже входит в Общественный совет при комитете по культуре Госдумы) зовёт его серьезным человеком. "Я, честно говоря, долго не знал, что он еще и художник. Но Шнуров - это особенная фигура петербургской культуры, так что все, что он делает, интересно. Во многих вещах он - серьезный человек, так что это - не совсем поп-культура и не совсем развлекательная вещь". Когда министр культуры Мединский в ответ на предложение разгонать Минкульт говорит о том, что Шнуров "не знает, о чем говорит", он совершенно прав. Познать это не-чиновнику нельзя. Культура, если не считать ею "сеть подведомственных учреждений" и ее министерство давно живут в параллельных вселенных. Устройство государственной машины с ее "нормативочкой", подушевым финансированием, нормированием обеспеченности, инструкциями и циркулярами довольно сложно объяснить. Это система, в которой регламент всегда стоит выше содержания деятельности. Потому что так устроена система. Поэтому так сложно она приспосабливается к реалиям XXI века, когда не только Пушкин – наше все, а цирк с животными – это позор. Про это пока не написано ни в инструкции, ни в методичке, а значит, этого нет.

Впрочем, давайте пересмотрим клип "Ленинграда" "Кандидат" - там и про культурку, и про скрепы.

Именно поэтому диалог "полевика" Шнурова с чиновниками – как раз тот случай, когда разговор состоялся, а коммуникация – нет. Когда Шнуров говорит о том, что нельзя жить в девятнадцатом веке, когда на календаре двадцать первый, официальная культура в ужасе от покушения на самое святое. А как же календарь государственныхх праздников и памятных дат?

Шнуров совсем не футурист и с парохода современности совершенно очевидно никого не сбрасывает - скорее, демонстрирует трезвый взгляд на вещи: есть и другая культура, та, которая уже давно зародилась и процветает в инстаргамме, твитере, на разных медиаплатформах и на улицах, сложилось горизонтальное общество и пытаться нормировать это – действительно ловить сетью океан.

Но Сергей Шнуров, возможно, тоже не представляет себе особенностей той культуры, закон о которой так бурно, благодаря ему, освещается в сети. А это не только Большой театр и Государственный Эрмитаж, но и провинциальные дома культуры с текущими крышами и без туалетов, краеведческие музеи, у которых осыпаются фасады, давно не комплектовавшиеся сельские библиотеки – все это тоже культура. Но вместо нормирования, точнее приведения в порядок туалетов провинциальных дк, член того же общественного совета по культуре Эдгард Запашный требует нормировать журналистов Невзорова и Доренко и немножко Цирк дю Солей и прописать в законе инструментарий, который позволит "призвать к ответу" тех, кто оскорбляет деятелей культуры. Что, впрочем, тоже говорит о том, что государственная машина и подведомственная ему культура существуют в разных реальностях и у них разные трудности. Поэтому высказывание Доренко возмущает, а афиша провинциального дома культуры – нет.

В конце концов, заместитель председателя комитета по культуре Госдумы Елена Драпеко, которая не так давно предлагала создать комитет по нравственности (в связи с выходом фильма "Смерть Сталина") завяила, что нет никакой проблемы вывести Шнурова из совета. "Как только нам покажется, что он нам неинтересен и не полезен (возможно прочитать как: перестанет быть нашим пиар-ресурсом), то мы выведем его из совета, да и все. Совет — это же не государственный орган. Советоваться можно хоть с папой Римским".
Вообще-то, папа Римский там тоже не нужен: в состав совета входит председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Г.А.Шевкунов).

25 марта страна отмечает день работника культуры. Этот праздник появился в 2007 году по инициативе тогдашнего министра культуры А.С. Соколова и сегодня широко отмечается в учреждениях. С праздником!
Слушайте Гимн работников культуры - примерно это мы с вами и будем слушать, если условный Мединский победит условного Шнурова.

25.03.2019, Екатерина КАРИНИНА (ЗВУКИ РУ)

Сергей ШНУРОВ - свежие публикации:

Сергей ШНУРОВ

Сергей Владимирович Шнуров родился 13 апреля 1973 года. Место рождения: СССР, Ленинград. Место проживания: Россия, Санкт-Петербург. Группа: Ленинград. После школы учился в Ленинградском...

Дата рождения:

13 апреля 1973

Подробности из жизни:

Сергей Владимирович Шнуров родился 13 апреля 1973 года. Место рождения:
СССР, Ленинград. Место проживания: Россия, Санкт-Петербург. Группа: Ленинград.
После школы учился в Ленинградском инженерно-строительном институте, в
реставрационном ПТУ по специальности "реставратор произведений из дерева 4-го
разряда", в религиозно-философском институте при духовной академии. Шнуров
работал грузчиком, сторожем в детском саду, стекольщиком, кузнецом, столяром,
дизайнером в рекламном агентстве, промоушн-директором на радиостанции 'Модерн'.
В 1991-м году стал основателем проекта Алкорепица - это был первый
хардкор рэп-проект на постсоветском пространстве. Участвовал в техно-группе
Ухо Ван Гога.
С 9 января 1997 года возглавил рок-группировку Ленинград. Активно
работает в кинематографе как композитор и как актер. На его счету музыка к
фильмам "Бумер", "Бумер. Фильм второй", "Ночной продавец".
С 98 по 2007 год другие проекты Шнурова: ЛенЭнерго (техно-музыка, поет
Шнуров; записана…

Далее... →