DIGITALISM  Нота и цифра

Последние адепты рок-н-рейва о работе с Daft Punk, музыке детства и, конечно, о синтезаторах

Звезда гамбургской группы Digitalism взошла в середине нулевых, примерно между электроклэшем и нюрейвом. В их музыке с одной стороны был вокал и песенная привязчивость, с другой - идеально подходящий для клубов электронный бит, мощные басы и резкие зудящие синтезаторные рифы в духе молодых Daft Punk. Их первый альбом "Idealism" гремел на волне единения рока и рейва, и несколько лет к ряду Digitalism были хедлайнерами всех модных вечеринок и фестивалей и записывали ремиксы для звезд калибра Depeche Mode. Московская публика помнит их хиты по вечеринкам Idle Conversation, танцам в "Кризисе жанра" и прочим разухабистым рок-дискотекам.

Когда мода на "рок-н-рейв" прошла, её главные герои либо вовсе сошли со сцены (кто-то еще помнит группy Shitdisco?), либо, подобно переключившимся на техно Simian Mobile Disco, приняли одну из сторон. Digitalism не сделали ни того ни другого – сегодня немецкий дуэт чуть ли не единственные из той волны, кто придерживается своих юношеских идеалов, и этим они ценны вдвойне. Незадолго до выступления Digitalism в России, мы поговорили с Йенсом Моэлем (Jens Moelle) и Исмаилом Туфекчи (Ismail Tuefekci) о музыке их детства, работе с Daft Punk и, конечно же, о синтезаторах.

Звуки: С годами ваша музыка постепенно мутирует от клубной электроники к року. Как вы сами себя ощущаете, нынешние Digitalism это электронный проект или рок-группа?

Digitalism: Мы всегда старались находиться в обоих мирах одновременно, быть мостом между инди-роком и электронной музыкой. Иногда мы скорее склоняемся в одну сторону, иногда в другую. Хотя конечно, корни Digitalism - в хаусе и техно, куда мы уже потом добавили элементы инди. В какой-то момент мы устали от ограничений электронного формата и стали даже в студии вести себя как рокеры, да и концерты стали превращать в потные рок-шоу. Нам нравится и стройность техно ритма, и сырая энергетика гаражного DIY-рока, это добавляет в нашу музыку новое измерение.

Звуки: С чего обычно начинаются ваши треки, с песенной составляющей (мелодия, аккорды слова) или с электронной (бит, аранжировка и так далее)?

Digitalism: Сначала мы просто набрасываем идей и сохраняем их в виде сессий. Потом мы возвращаемся к этим наброскам и смотрим, что из этого может быть полезным для новых треков. В большинстве случаев, в этих набросках мелодии, аккорды и тому подобное. Мы считаем, что хорошую музыкальную идею можно аранжировать совершенно разными способами, главное, чтобы финальный результат был нам по вкусу. Некоторые музыканты могут подолгу шлифовать каждый звук, но это не наш случай, мы не любим подолгу топтаться на одном месте. Последним в треке появляется текст, на слова у нас всегда уходит больше всего времени.

Звуки: В электронных дуэтах, таких как Pet Shop Boys или Soft Cell часто есть разделение ролей на “сонграйтера” и “инженера” - человека, который занимается аранжировками и является чем-то вроде технического гуру. Как вы делите обязанности между собой?

Digitalism: Нет, такого разделения у нас никогда не было. Чаще всего мы работаем как режиссер и оператор, и время от времени меняемся ролями. Мы оба сочиняем наброски, а потом вместе разбираем их и доводим на состояния готовых треков уже в общем “мастер-компьютере”. Какого-то четкого процесса у нас нет, и от песни к песне разделение ролей может различаться.

Звуки: Расскажите о вашей студии. Вы предпочитаете софт или железо? Современные инструменты или винтаж? Есть ли у вас какой-то особенно любимый синтезатор?

Digitalism: За долгое время у нас накопилось много “железных” синтезаторов и другого музыкального оборудования, но сердцем нашей студии всегда был компьютер. Студия наша расположена в сыром бетонном бункере времен второй мировой войны. Его темное и просторное помещение само по себе наводит на какие-то идеи и стимулирует воображение. У нас довольно много винтажных машинок, примерно наших ровесниц - старые Korg, Roland, EMS, но и новые синтезаторы мы иногда включаем в процесс. Тут тоже раз на раз не приходится, каждый трек начинается с нуля, у нас нет какого-то единого сетапа, который мы используем каждый раз - так интереснее! И софт мы тоже постоянно используем, например, в последнее время очень увлекаемся самыми простыми софт-синтезаторами и эффектами, даже теми, что идут в стандартной поставке Ableton live. Если ты знаешь, как их программировать и связывать друг с другом чтобы получить нужный звук, это может быть просто бомба! Какого-то одного самого-самого любимого инструмента у нас нет, но мы питаем слабость к Korg MS-20 (их у нас целых четыре штуки) и Korg Electribe II, которые мы используем и в студии, и на концертах. Ну и, конечно, любим Roland SH-101 за его прекрасную простоту.

Звуки: Какую музыку вы слушали в детстве, и кто вдохновлял вас, когда вы начали сочинять сами?

Digitalism: Мы выросли, слушая местные радиостанции - записывали на кассеты программы о хаус-музыке, пока не выросли настолько, чтобы ходить в клубы. Нам открылся новый мир, который очень хотелось исследовать. Кроме этого, мы слушали много музыки из видеоигр и кино (саундтреки к играм для Nintendo/SEGA/Capcom, музыка Энио Морриконе, Джона Уильямса, список можно продолжать и продолжать). Не брезговали евроденсом и трансом и очень любили хип-хоп девяностых типа Wu Tange Clan. Очень много всего, ну в молодости всегда так. Но нас с самого детства тянуло куда-то в сторону клубной музыки. Это совсем не похоже на то, как устроен поп - функциональная музыка, которую ты понимаешь, только слушая 10-минутный трек с винила - медленное развитие, повторы. В начале 2000-х мы познакомились и начали играть DJ-сеты вместе, и наши первые треки звучали так, чтобы их можно было в таком сете поставить.

Звуки: В 2005-м вы сделали ремикс для Daft Punk, в этот момент они уже были гигантскими звездами, а у вас тогда была только пара синглов. Как это получилось? Вы вообще знакомы с ними лично, или только обменивались файлами через сеть?

Digitalism: Мы с Daft Punk тогда работали с одними и теми же лейблами - Virgin и парижским Kitsune. Daft Punk попросили нас сделать ремикс на “Technologic” и позвали сыграть вместе с ними несколько концертов в начале их тура “Alive 2007”. Мы играли с ними в Англии на премьере этого шоу, а потом еще, например, в Стамбуле. Это был очень яркий момент в истории электронной музыки, было здорово стать его частью.

Звуки: Вы из Гамбурга, но всегда были тесно связаны с французской сценой - издавались на французских лейблах, сотрудничали с французскими музыкантами. Откуда взялся этот французский след?

Digitalism: Когда Digitalism только начинались, мы рассылали повсюду демо, и одна из них оказалась на столе у Жильдаса Лоэка (Gildas Loaëc) из Kitsune. Они в тот же вечер поставили этот трек на какой-то вечеринке, публика встала на уши, и ребята с лейбла тут же написали нам смс, что хотят издать это у себя. Тогда мы начали работать с ними и проводили очень много времени в Париже. Это было очень странно - в Германии люди заговаривали с нами по-французски, потому что были уверены, что мы из Франции!

Звуки: А трек “Zdarlight” это тоже привет французскому музыканту Филипу Здару (Philippe Zdar)? Вы, кажется, не работали вместе…

Digitalism: Мы знакомы с Филипом, но трек не имеет к нему никакого отношения. Это было чистое совпадение, рабочее название этой вещи было “Starlight”, но мы хотели, чтобы слово выглядело как-то иначе, поэтому написали через “Z”.

Звуки: В последнее время новые треки Digitalism выходит в виде цифровых синглов на вашем собственном лейбле. Что это, новая бизнес-стратегия? Сайд-проект? Планируете ли вы когда-нибудь включить этот материал в альбом?

Digitalism: Да, новый лейбл - это наша новая платформа, и мы планируем и дальше издаваться самостоятельно. Здорово иметь возможность издавать то, что ты хочешь и когда хочешь. Мы сочиняем очень много, и в стандартный план лейбла этот объем просто не вписывается. Раньше мы записывали песню или две, а потом ждали год, пока лейбл её выпустит. Это была большая и медленная машина. А теперь мы можем работать в режиме реального времени - сегодня записали, завтра выпустили. Это здорово! В этом году будет альбом (первая часть его, “Chapter 1”, уже вышла), но там будет совсем новый материал, ничего из тех ЕР, что выходили вплоть до прошлого года, туда не войдет.

Звуки: Чего ожидать от московского концерта, вы будете играть новые вещи?

Digitalism: Можем сказать одно - будет жарко! Новый материал тоже вполне может быть, но тут уж как пойдет - сетлист мы составляем в последнюю минуту.

Звуки: Последний вопрос, есть ли у вас какая-то главная мечта, связанная с музыкой? Записаться с кем-то, выступить где-то, может быть отправить вашу музыку в космос?

Digitalism: На сегодняшний день мы счастливы, у нас нет генерального плана или списка того, что нужно сделать, пока не сыграл в ящик. Главное для артиста - связь с людьми и возможность что-то сказать им своей музыкой.

Москва, Главклуб
4 апреля, 20:00

20.03.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

DIGITALISM - свежие публикации:

DIGITALISM

Дата образования:

1 января 2006