STEAMBOAT SWITZERLAND  Пароход, плывущий против течения

Швейцарское трио, играющее сплав фри-джаза и академической музыки, даст четыре концерта в России

Швейцарское трио Steamboat Switzerland принято относить к новоджазовой сцене, хотя называть их музыку джазом было бы как минимум упрощением. Стартовыми точками для музыкантов были современная академическая музыка, в которой их вдохновляла сложность, а также фри-джаз, из которого клавишник Доминик Блюм (Dominik Blum), басист Марино Плиакас (Marino Pliakas) и барабанщик Лукас Ниггли (Lucas Niggli) черпали энергетику. В результате родился сплав, в определении которого никак не обойтись без слова "рок", а возможно и "кор", даже несмотря на отсутствие в составе гитар. Шквалистая ритм-секция плюс психодетический хаммонд – с одной стороны всё это отдает концом шестидесятых – началом семидесятых, с другой такая плотность и такие замысловатые музыкальные структуры появились уже скорее в авнгардном мат-роке нулевых-десятых.

Главный парадокс Steamboat Switzerland состоит в том, что при всем обилии рока в ДНК, сверхмощном звучании и совершенно отвязной фри-джазовой манере игры, трио совсем не чуждо композиционной музыки и охотно исполняют сочинения современных композиторов, в первую очередь швейцарских (многие из этих произведений написаны специально для Steamboat Switzerland). Перефразируя одно британское издание, как-то написавшее о группе Red Snapper "они играют на живых инструментах, но делают это настолько хорошо, что кажется будто это сэмплы", о швейцарском трио смело можно сказать: "они играют по нотам, но делают это настолько живо, что кажется будто это импровизация". Впрочем, доля импровизации в их музыке конечно есть, и немалая.

Самый видный импровизатор в составе трио – это, несомненно, барабанщик Лукас Ниггли. С начала девяностых он играет в огромном количестве джазовых составов, в каких-то из них выступая в роли лидера (это, например, чисто ударный Lucas Niggli Drum Quartet или секстет Big Zoom), а в каких-то – в роли сайдмена. Он много играл с Эллиотом Шарпом (Elliot Sharp), Барри Гаем (Barry Guy), а также активно сотрудничает с исполнителями на этнических инструментах вроде китаянки Сю Фенься (Xu Fengxia) или ивуарийцеа Али Кейта (Aly Keita).

Бас-гитарист греческого происхождения Марино Плиакас известен московской публике как участник трио Петера Брётцмана (Peter Brötzmann) Full Blast. И вспоминая о том, как звучит этот проект, нетрудно догадаться, откуда в Steamboat Switzerland такой драйв. Плиакас примечателен еще и своим давним и глубоким интересом к России. Он изучал в Петербурге российскую историю и литературу. Вместе с Михаэлем Вертмюллером (Michael Wertmueller), участником Full Blast и одним из главных авторов сочинений для Steamboat Switzerland, Плиакас выступал в России еще в 2003-м, а год спустя в "Дом" приехали уже сами Steamboat Switzerland. На этот раз в российском туре группы сразу четыре выступления в разных городах, последним из которых станет концерт на сцене "Дома".

11 марта - Санкт-Петербург, КЦ "Сердце"
12 марта - Калининград, Культпросвет-пространство "Катарсис"
13 марта - Нижний Новгород, Арсенал
14 марта - Москва, КЦ "Дом"

11.03.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

STEAMBOAT SWITZERLAND