МУЗЫКА  Проверка пульса: февраль

Ladytron, Modeselektor, Bjarki, соло-альбом барабанщика Slowdive и другая электроника февраля

Ladytron "Ladytron" (Studio !K7)

Выдержав восьмилетнюю паузу, во время которой Хелен Марни (Helen Marnie) успела начать соло-карьеру и выпутить две отличные пластинки, Ladytron наконец воссоединились и записали шестой по счету альбом. Главная (и хорошая) новость об этой пластинке – к команде снова присоединился продюсер Джим Абисс (Jim Abiss). С Ladyton он работал над их лучшим диском "Witching Hour", а кроме этого сотрудничал с кучей отличных музыкантов от Бьорк (Bjork) до The Music, Lush и Editors. Ззвучание вышло плотным и грязновато-тёплым, тут попахивает пост-панком и краут-роком. Много винтажных клавиш и монотонных басовых рифов, да и без шумных гитар не обходится. Но главное, полный порядок с сонграйтингом. Что ни вещь, то потенциальный сингл, а прекрасная "Paper Highways" это, пожалуй, лучшая песня зимы.

Pye Corner Audio "Hollow Earth" (Ghost Box)

Британец Мартин Дженкинс (Martin Jenkins) в последнее время активен на разных фронтах: издается на таких лейблах как Lapsus и Analogical Force, развивает параллельный проект The Head Technician и музыку записывает достаточно разнообразную, от заторможенного эйсид-техно до эмбиента. Возвращение Мартина на лейбл Ghost Box (который фактически и открыл широкой публике Pye Corner Audio) – заодно и камбэк к музыкальным корням, в мир неторопливого (темп порой опускается чуть ли не до 80 ударов в минуту) дарк-диско и саундтрековых зарисовок. "Hollow Earth" – одна из многочисленных в последнее время фантазий на тему "музыки к воображаемому ужастику семидесятых", но фантазия несомненно удачная.

Bjarki "Happy Earthday" (!K7 Records)

Исландец Бьярки Рунар Сигурдарсон (Bjarki Rúnar Sigurðarson), которого открыла миру Нина Кравиц, подписался аж на !K7, и это что-то новое говорит даже не о самом Бьярки (за которого можно только порадоваться), а о современных трендах. Здесь есть чуточку "нового" (а на самом деле хорошо забытого старого) атмосферного брейкбита, но большая часть альбома звучит как рыхлый докомпьютерный IDM второй половины девяностых – куда-то в сторону пластинок Funkstörung около 1997-го или даже Карстена Эндрасса (Carsten Endraß) с его лейблом Markant. Скуповатые, но эмоциональные синтезаторные мотивы, слегка неловкие перкуссионные сбивки и сэмплер с небольшим количеством памяти как основное орудие производства. Лет пятнадцать эта прекрасная музыка была достоянием совсем уж отъявленных гиков, а теперь кажется снова входит в моду.

Passarani "W.O.W" (Offen Music)

Марко Пассарани (Marco Passarani) в последнее проявлял активность главным образом в составе диско-дуэта Tiger & Woods, сначала тщательно зашифрованного, а затем торжественно расчехлившегося. С диско Марко не прощается, но в отличие от Tiger & Woods, "W.O.W" – музыка не сэмплерная (большая часть материала T&W были чуть ли не ре-эдитами диско классики), а синтезаторная. Половина вещей похожи на этакий прото-хаус и могли бы выйти на Dekmantel, но другая часть – тёплое и аналоговое электро-диско а-ля середина нулевых. Вспоминаются чуть ли не Raiders Of The Lost Arp и тусовка вокруг лейбла Clone. "Cydonia Rocks" и "Strings Fair" скрасят любой сет, а "Innowave" – прямо гигантский хит.

Teeth Of The Sea "Wraith" (Rocket Recordings)

Незаметно, альбом за альбомом (а этот уже шестой за 10 лет) лондонцы Teeth Of The Sea стали едва ли не самым интересным явлением на неокраут/психоделик сцене. "Wraith" – запись не просто яркая, а еще и разнообразная. Начинается альбом с довольно чудного гибрида механхоличного пост-рока с солирующей трубой и угловатых электронных ритмов, затем через фолковый номер " Fortean Steed" продолжается энергичным краут-роком с синтезаторным арпеджио, моторик-битом и опять же солирующей трубой, а затем, снова через интерлюдию, на этот раз оркестровую, выруливает куда-то на территорию Blanck Mass. Весь этот трип уложен в 45 минут и звучит не как набор упражнений в разных стилях, а как единая история с чётко выстроенной драматургией. Ровно то, что и нужно от психоделического альбома.

Billow Observatory "III: Chroma/Contour" (Azure Vista Records)

Третий диск эмбиент-дуэта Йонаса Мунка (Jonas Munk) (Manual) и Джейсона Колба (Jason Kolb) (Auburn Lull). Датчанин и британец исследуют поляну чинных и разреженных пьес для гитары и электроники. Начинается диск с довольно обманчивой десятиминутной гуделки, но дальше развивается в типичные для обоих возвышенные, почти церковные гармонии. Где-то рядом – Робин Гатри (Robin Guthrie) и Брайан Ино (Brian Eno) времен альбома "Apollo", а местами проскакивают прямо баховские секвенции. Рай для традиционалистов.

Modeselektor "Who Else" (Monkeytown Records)

У супергруппы Moderat, которая в последние годы достигла почти стадионной популярности, наступил год паузы, когда Apparat и Modeselektor выпускают альбомы порознь. Обзор сольника Саши Ринга (Sasha Ring) ждите в мартовской "проверке", а Гернот Бронсерт (Gernot Bronsert) и Себастьян Шары (Sebastian Szary) отстрелялись уже в феврале. И если Саша соло записывает серьезные и печальные песни и не без оснований претендует чуть ли не на томйорковские глубины, то Модселектор не стесняются играть музыку веселую, стебную и в хорошем смысле слова развлекательную. "Who Else" – привычные вариации на тему техно (местами очень милого и ретроградского), бас-музыки ("что будет если немцы попробуют играть дабстеп") и хип-хопа. Главная вещь на альбоме – убойный клубный хит "Who" с вокалом эстонца Томми Кэша (TOMM¥ €A$H), который в идеальном мире бился бы в чартах с Кельвином Харрисом (Calvin Harris). Ну и закрывающая альбом "Wake Me Up When It's Over" (внезапный рейд на территорию джангла) тоже хороша.

Tourist "Everyday" (Monday Records)

Второй лонг-плей британского музыканта Уилла Филлипса (Will Phillips) получился куда более сдержанным и расслабленным, чем дебютный "U". Если на первом альбоме Уилл гулял где-то между герриджем, хаусом и uk funky, лишь изредка заглядывая на чиллвейвовые территории, то "Everyday" – уже полноценная экскурсия куда-то во владения Tycho, Seahawks и прочих адептов неторопливой балеарской музыки. Если "U" был альбомом для вечеринки, то "Everyday" – идеальный пример пластинки для afterparty. Все фирменные приемы Филлипса вроде бы на месте – лёгкий, слегка сбивающийся ритм, нарезанные голоса (вроде и вокал есть, а в то же время и не песня), изящная клавишная канитель. Но всё это звучит приглушенно, за пеленой кассетного шума, помедленнее и потише, будто на фортепиано нажали левую педаль.

Simon Scott "Soundings" (Touch)

Воссоединение Slowdive не помешало их барабанщику Саймону Скотту продолжать соло-карьеру. Он выпускает пластинки примерно раз в год, отметившись уже и на Miasmah, и на 12k, и на Tapeworm, а теперь издает уже второй диск на экспериментальном гиганте Touch. Трудно сказать, как и почему так вышло, но в собственных треках Саймона есть всё что угодно, кроме ударных. На "Soundings" примерно в равных пропорциях смешаны дарк-эмбиент, неоклассика (в первую очередь многочисленные струнные), глитч, шумовые коллажи и пьесы для препарированной гитары. Получается музыка то тревожная и мрачная, то величественная и печальная, с очень рыхлым, "зернистым" звучанием. Ближайшие ориентиры – Тим Хекер (Tim Hecker), Fennesz и прочий "дискомфортный эмбиент" в его лучших проявлениях.

King Midas Sound "Solitude" (Cosmo Rhythmatic)

После совместной пластинки с Fennesz на лейбле Ninja Tune и большого турне в её поддержку, King Midas Sound почти на четыре года исчезли с радаров, чтобы неожиданно всплыть с очень странной пластинкой на маленьком берлинском лейбле, среди немногочисленных релизов которого есть, например, совместный диск Франка Вигру (Franck Vigroux) и Мики Вайнио (Mika Vainio). На "Solitude" нет никакого даба (кроме, разве что, трека "Missing You") и практически накакого бита. Всё это заменил мрачный диссонансный эмбиент (окружающие шумы, типичное для Кевина Мартина гудение и грязные синтезаторные партии, чаще всего диссонирующие между собой). Поверх этой текстуры читает свои монотонные тексты-мантры Роджер Робинсон (Roger Robinson), рассказывая в частности о том, как видит во сне вертолет, врезающийся в окно его спальни.

Thighpaulsandra "Practical Electronics" (Editions Mego)

Если после Скотта и King Midas Sound вы еще сохраняете оптимизм, бодрость духа и веру в человечество, не проходите мимо новой пластинки Тимоти Льюиса (Timoty Lewis), соратника Джулиана Коупа (Julian Cope), а также участника Coil и Spiritualized. Здесь, как и полагается на Editions Mego, есть эксперименты с аналоговыми синтезаторами, но это не абстрактный и дегуманизированный электронный авангард, а музыка прямого действия, серьезная и агрессивная. Поверх лязга, рёва, скрежета и модульных переливов (которые к последнему треку вдруг складываются в инфернальный синти-поп), тут есть еще и вокал, причем когда Льюис Поёт, он звучит как Марк Алмонд (Marc Almond) на тестостероне, а когда мелодекламирует – как Марки Смит (Mark E. Smith), решивший докричаться до нас с того света.

01.03.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)