EVAN PARKER & PAUL G SMYTH  Двойной портрет

Саксофонист Эван Паркер и пианист Пол Джи Смит впервые сыграют в Москве дуэтом

За последние несколько лет московские любители свободной импровизации успели в деталях изучить скандинавскую и немецкую сцену, а вот фри-джазовые музыканты из Великобритании или тем более Ирландии заезжают сюда не так часто и, как правило, в составе интернациональных ансамблей. Концерт дуэта англичанина Эвана Паркера (Evan Parker) и ирландца Пола Джи Смита (Paul G Smyth) – редкий пример выступления в Москве дуэта с британских островов.

Оба они уже бывали в "Доме" (правда порознь – Смит играл в Москве в позапрошлом году в составе трио датчанки Метте Расмуссен, Паркер – несколько раз, последний из которых совсем недавно, с интернациональным квартетом Miller's Tale), но на этом их сходство, кажется, заканчивается. Паркер и Смит принадлежат к разным поколениям, разным школам, и, казалось бы, исповедуют совершенно разные взгляды на музыку. Но в импровизационном мире это еще никому не мешало – чем больше разных углов зрения, тем более сложным и многомерным получается совместное творчество.

Эвану Паркеру недавно исполнилось 75, и он заслуженно считается едва ли не самой влиятельной фигурой британского фри-джаза. Свои первые пластинки он выпустил еще до того, как Пол Смит появился на свет и с тех пор заработал репутацию крайне многогранного музыканта. С одной стороны, Паркера всегда отличала тяга к экспериментам. В стремлении вырваться за рамки какой бы то ни было традиции он пренебрегал не только традиционными гармониями, но и много экспериментировал со звукоизвлечением (он был одним из пионеров расширенных техник игры, а также техники непрерывного дыхания, пришедшей в джаз от исполнителей на дудуке и диджериду). С другой – за Паркером никогда не водилось свойственного радикалам снобизма. Его, казалось, интересовала вся музыка в мире – он находил что-то в пост-панке, дабе, электронике, академическом минимализме, роке, и кажется именно это и стало залогом того, что Паркер совершенно не стареет, он по-прежнему способен удивляться и удивлять.

Его дискография с одной стороны полна пластинок, записанных в компании джазовых звезд разных стран и поколений. Он играл с Дереком Бейли (Derek Bailey), Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), Петером Брётцманом (Peter Brotzmann), Александром Фон Шлиппенбахом (Alexander Von Schlippenbach) и многими, многими другими. С другой, саксофон Паркера звучит на записях и концертах совсем не джазовых музыкантов – Spiritualized, Spring Heel Jack, Скотта Уокера (Scott Walker), Джа Воббла (Jah Wobble) и даже Майкла Наймана (Michael Nyman).

42-летний Пол Джи Смит, несмотря на джазовый бэкграунд и довольно раннюю по джазовым меркам карьеру в импровизационной музыке (пластинки в качестве соло-пианиста он выпускает с первой половины 2000-х) добился известности в коллективах, далеких от джаза в традиционном понимании. В конце нулевых он выпустил несколько пластинок в составе синтезаторного трио Boys Of Summer (их музыка напоминала синтез нью-эйджа, до реабилитации которого тогда было еще далеко, дрон-эмбиента и саундтреков к фильмам ужасов в духе Джона Карпентера или Goblin). В группе The Jimmy Cake, играющей не то прог, не то пост-, не то спейс-рок, где Пол участвует с начала нулевых и поныне, его полномочия Пола еще шире. Помимо традиционной для себя роли клавишника (фортепиано, орган, электроника), Смит иногда играет на скрипке, а также выступает в роли звукоинженера и саунд-продюсера и даже занимается оформлением обложек.

Вместе (а у дуэта даже есть одна запись – альбом "Calenture and Light Leaks" записан живьем в национальном концертном зале Дублина, но официально издан будет только второго марта) Пол и Эван исполняют музыку хоть и совершенно импровизационную по природе, но совсем не чуждую этакого породистого академизма. Музыка льется легко и свободно, а звук чист и прозрачен, будто бы перед выходом на сцену Паркер и Смит подписали соглашение об отказе от пыток и с инструментами обращаются аккуратно и бережно.

Москва, КЦ "Дом"
2 марта, 20:00

21.02.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

EVAN PARKER & PAUL G SMYTH